Классный час "Экологическое путешествие"
план-конспект урока (4 класс)

Если вы думаете на год вперёд - сейте зёрна,

Если вы думаете на 10 лет вперёд - сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперёд - воспитывайте человека.

                                                                  (Китайская мудрость)

Проблемы окружающей среды в XXI веке стоят очень остро. Именно поэтому первостепенная задача современного общества - воспитание экологической культуры подрастающего поколения. Человечечтво может спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома - нашей общей планеты Земля. В связи с этим общество диктует изменить модель восприятия мира у наших детей, предлжив им экологически правильную ориентацию. Изначально закрепляется сознание того - что человек - это не царь природы и не её управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_puteshestvie.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Охрана окружающей среды»

Учитель:

Учеба, здравствуй!

Школа наша, здравствуй!

Идем за знаньями в поход!

Сегодня праздник!

Школьный праздник!

Встречаем мы учебный год!

-Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

        Школьная жизнь – как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше – от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное – чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком, имеющим много друзей.

        По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовёт на урок Знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее. Вы теперь – третьеклассники. Впереди у нас с вами, ребята, новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты. Первый урок в новом учебном году посвящён теме «Охрана окружающей среды». Мы отправляемся в экологическое путешествие.

/слайд 2/

В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность. И прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами вспомним законы дружбы.

/Ребята вспоминают законы дружбы, а затем сверяют свои законы с написанным на слайде./

/слайд 3/

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.

-Как и в любом путешествии, действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

-Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом.Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и  большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле.

Мы речь сейчас ведем о том,

Что вся Земля – наш лучший дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

-А поможет нам в этом наука экология.

-Кто знает, что такое «экология»?   /ответы ребят/

/слайд 4/

-В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.

Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

- У меня на столе предмет. Что он вам говорит? (глобус, модель планеты)

- Скажите, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой "копии" планеты? (моря, океаны, материки, леса, степи, горы, города)

Ученик:

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

- В середине 20 века учёные разных стран стали говорить о необратимых изменениях, происходящих на планете. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой, а не покорять её. Человек должен сотрудничать с природой, её всемирно охранять.

- А как мы с вами можем сохранить окружающую нас среду?

  • охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
  • строить очистные сооружения;
  • стать вегетарианцами;
  • отменить моду на меха;
  • не выбрасывать мусор в реки и озера;
  • помогать бездомным животным:

- В природе очень много тайн и загадок, попробуйте отгадать некоторые из них:

- у кого каждый день растут зубы? (у бобра, у зайца)

- какая птица выше всех летает? (орел…)

Рекордсменом птичьего мира по высоте полета считается один из видов грифов - африканский сип. 29 ноября 1975 г. одна из этих птиц столкнулась с реактивным самолетом, летевшим на высоте более 11 500 м над Берегом Слоновой Кости (Африка). На огромной высоте летают и многие другие пернатые - особенно во время сезонных перелетов. Так, во время сезонных миграций между Индией и Тибетом стаи горных, или индийских, гусей дважды в год пролетают над вершинами Гималаев.

- где у кузнечика ухо? (на ноге)

Кузнечики слушают ногами. На голенях передних лапок у них находятся тонкие барабанные перепонки с утолщёнными краями. Когда звуковые волны достигают слуховых перепонок, они начинают вибрировать. Звуки передаются нервным окончаниям и уходят по слуховым нервам. Слушает кузнечик песню и переступает ножками вправо - влево. Это он ориентируется по звуку: откуда доносится песня? Поймёт, и отправляется в путешествие знакомиться!

- какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

- плавают ли муравьи? (да, могут переплыть реку)

Исследователи открыли, что муравьи, обитающие в Австралии, от природы обладают умением плавать. Но только они! Когда огненные муравьи попадают в воду, они образуют из собственных тел «плот», позволяющий им добраться до ближайшей суши.

- когда еж не колется? (когда только родится)

- А сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду задавать вопросы и давать три варианта ответа, вам нужно будет выбрать правильный ответ.

- когда бобры строят свои жилища? (утром, ночью, днем)

- как поступает волк, добыв пищу? (ест сам, кормит волчицу, отдает детям)

- какой хищный зверь самый сильный? (тигр, белый медведь, лев)

- кто из зверей рождается зрячим? (лисята, волчата, зайчата)


Конкурс "Небылицы"

Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.

- Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на берёзе птичку размером с майского жука - это была колибри. (У нас нет такой птички)

- У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово)

- Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)

Некоторые виды подснежников внесены в Красные книги. Как и многие другие первоцветы, подснежники нуждаются в государственной охране. В продаже запрещены сорванные в лесу подснежники, нарушителям грозит штраф. Разрешена продажа подснежников, выращенных в теплицах 

-А знаете ли вы, что у нашей планеты тоже есть свой праздник, который называется День Земли.

/слайд 5/

Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

С1990 года 22 апреля объявлено Международным Днем Земли, его отмечают жители большинства стран Мира. Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.

По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, сажают деревья, убирают мусор.

Символ Дня ЗемлиЗелёная греческая буква Θ на белом фоне.

Флаг Дня Земли представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне.

- А сейчас ответьте на мои вопросы.

-Как называют животный мир?   (фауна)

-А растительный мир?   (флора)

/слайд 6/

- Мы с вами совершим путешествие по царствам Флоры и Фауны.  Я буду задавать вопросы, а кто знает, отвечайте на них.

  1. Коллекция засушенных растений – это …   (гербарий)
  2. Кто был серый, а стал белый?  (заяц)
  3. Самая быстроногая птица?   (страус)
  4. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму?  (лиственница)
  5. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?   (клест)
  6. У какой птицы зимнее имя?   (снегирь)
  7. Сколько ног у жука?    (шесть)
  8. Что ест зимой еж?   (он в спячке)
  9. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных?  (мухомор)
  10. Какое насекомое поднимает груз больше веса собственного тела? (муравей)
  11. Как называются жилища у волка, медведя, лисы, белки? ( у волка -логово, у медведя- берлога, у лисы – нора, у белки – гайм, дупло)
  12. Какая птица на гербе России?  (орел – символ храбрости и силы)
  13. Какая птица умеет нырять и бегать по дну? (Оляпка. Она бегает по дну, цепляясь за неровности и мелкие камушки. Ловит на дне насекомых, червей и мелких рыб)
  14. Очень горькое растение с резким запахом. (полынь)
  15. Какое растение сначала было ватой, а потом стало рубахой? (хлопок)

-Посмотрите на экран! Попробуйте ответить на вопросы от цариц Флоры и Фауны.

/слайды7,8,9/

-Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете представителей флоры и фауны.

-А теперь посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас.

/слайды 10,11,12/

- Но, к сожалению, окружающая нас природа серьёзно больна. И теперь эта болезнь угрожает здоровью и жизни всех людей Земли.

-Кто знает, что же угрожает нашей природе?   /ответы детей/

/слайды 13-22/

/Показ на слайдах – загрязнение рек, морей, воздуха, уничтожение животных и растений./

-К сожалению, многие растения и животные стали редкими. Некоторые виды исчезли с лица Земли. Что создали люди, чтобы будущие поколения видели всё разнообразие растительного и животного мира?   /красную книгу/

/слайды 23 – 24/

--- А теперь мы совершим путешествие по страницам Красной книги.

/слайд 25/

-Как вы думаете, почему в Красной книге все страницы разноцветные? (ответы детей)

/слайды 26-31/

- Ребята, давайте попробуем выбрать растения и животных, занесённых в Красную книгу.

/слайд 32/

- Наш классный час подходит к концу. Давайте подведём итоги и попробуем ответить на вопросы.

/слайд 33/

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

/слайд 34/

- Сегодня мы много узнали о защите окружающей среды, сформулировали для себя некоторые правила поведения человека в окружающем мире. Наше занятие подходит к концу, и  закончить его  я хочу словами замечательного русского писателя М.М. Пришвина:

«Для  рыбы  нужна  чистая  вода – будем  охранять  наши  водоемы. В  лесах,  степях,  горах  разные  ценные  животные – будем  охранять  наши  леса,  степи,  горы…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь,  горы. А  человеку  нужна  родина.  И   охранять  природу – значит  охранять  родину». Мы действительно не на словах, а делами должны доказывать свою любовь к Родине, к окружающей нас среде, ко всему окружающему миру. И тогда мир станет лучше и нам в нем будет хорошо.

Я благодарю  вас за внимание, за плодотворную работу 

Ребята, желаю вам быть внимательными друг к другу, животным, растениям, и тогда нам удастся сохранить нашу планету!  За Вами будущее нашей планеты.
/слайд 35/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час Путешествие в страну чистоты и порядка

Классный час учит детей быть всегда чистыми и аккуратными, дружить с мылом, расчёской и зубной щёткой....

Классный час "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....

Классный час "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....

Классный час "Путешествие по городам страны Здоровья"

Цели и задачи: формирование навыков здорового образа жизни...