Формы классного часа
учебно-методический материал

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Формы классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1_formy_klassnogo_chasa.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формы проведения классных часов

Байрамгулова Л.Я.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.

 Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

  Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.

  1. Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)
  2. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
  3. Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
  4. Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)
  5. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)
  6. Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)

  Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:

  • во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип  педагогического взаимодействия;
  • во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;
  • в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет свои отличительные особенности;
  • в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

  В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:

  • обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
  • формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
  • содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
  • формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Формы проведения современного классного часа.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

  • дискуссионные формы
  •  формы состязательного характера
  • творческие формы
  • игровые формы
  •  формы психологического просвещения
  • подвижные формы
  • формы работы вне школы

  1. Дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

  1. Формы состязательного характера:
    - конкурс,
    - викторина,
    - путешествие,
    - КВН,
    - эстафета полезных дел,
    - смотр,
    - парад,
    - презентация,
    - турнир,
    - олимпиада;

  1. Творческие формы:
    - фестиваль,
    - выставка,
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - творческий труд,
    - представление (проектов),
    - юморина,
    - спектакль,
    - концерт,
    - ярмарка;

  1. Игровые формы:
    - ролевые игры,
    - сюжетные игры,
    - интеллектуальные,
    - игры – катастрофы;

  1. Формы психологического просвещения:
    - тренинг,
    - исследование;

  1. Подвижные формы:
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - школьная олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

  1. Формы работы вне школы:
    - экскурсия,
    - поход,
    - выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Приемы и методы интерактивного классного час.

1 - работа с афоризмами;

2 - дебаты;

3 - социально-педагогические и психологические игры;

4 - социально-психологическая олимпиада;

5 - коллаж;

6 - социально-значимые проекты;

7 - социокультурное мероприятие;

8 - социально-педагогический тренинг;

9- упражения

1.Самостоятельная работа с афоризмами

Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.

Методика работы с афоризмами:

  1. Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.
  2. Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.
  3. Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.
  4. Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
  5. Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.
  6. Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно..)

2.Дебаты

Дебаты (от фр. Debates) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

  • распечатка материалов;
  • знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса дебатов;
  • работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
  • индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.

Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.

Порядок (процедура) проведения дебатов

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  • Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
  • Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
  • В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»

Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

Далее роли распределяются следующим образом:

  • Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
  • Третьи номера опровергают аргументы соперников;
  • Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды,  который защищает антитезис.

3.Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

4. Коллаж

Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:

- формирование художественно-оформительских способностей;

- развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;

- развитие творческого мышления;

- выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;

- развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

- формирование авторских умений и навыков;

- выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;

- создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;

- развитие личной и групповой активности, инициативы;

- создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым  коллажем:

  • Формирование небольших групп (не более 5 чел.)
  • Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж»
  • Наш класс

Лицом к лицу

Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.

На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есто, согласен и несогласен.

Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.

Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.

Притча.

1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.

2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

Упражнение «Два мнения»

Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение.  Образно замените  спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.

Упражнение «Шаги»

Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.

Упражнение  «Паутина»

Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.

Упражнение «Моток пряжи»

 Предложите участникам передавать клубок по кругу. Обмотав вокруг пальца часть нити, озвучивая при этом, если попался желтый фрагмент -последствия табакокурения.  Красный - алкоголя. Зеленый - наркотиков. Синий- ранних  сексуальных связей. А потом отказаться, сматывая клубок от всего выше перечисленного.

Упражнение «Самое дорогое»

Ведущий раздает по 2 маленьких листочка и предлагает написать самое заветное желание, на другом - имя самого дорогого человека. Листочки кладутся пред игроками, ведущий забирает один из них. Вы потеряли то, что для вас дорого, вы расстроены? Так может случиться, если вы попадете в зависимость от…

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проведения нравственного классного часа

Сообщение с презентацией подготовленное для выступления на МО. Формы и методы проведения нравственного классного часа....

Презентация к классному часу "Защитники Отечества. Форма и амуниция"

Данная презентация помогает раскрыть представление о том, как выглядели воины на руси , начиная с 13 века....

сценарий классного часа "Мы друзья природы" в форме экологического телемоста

Пояснительная записка классного часа. Категория участников:  учащиеся 3 класса. Форма проведения: телемост. Тема: «Мы – друзья природы!». Взаимодействие: родители – медицинские работн...

"Современные формы и проведение классных часов в начальной школе"

Цель этой статьи - обратить внимание  на возрастные, психологические особенности младших школьников влияющих на их отношение и участие в классных собраниях, а так ж...

Методическая разработка классного часа для 2 класс"Матрёшка", построенная в форме защиты проекта.

Классный час построен в форме защиты информационного проекта. Соответствует требованиям стандартов 2 поколения....

«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»

laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...