Классный час в форме познавательного часа "Имею право ..." для обучающихся, воспитанников 4 класса коррекционной школы
классный час (4 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Классный час в форме познавательного часа "Имею право..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imeyu_pravo.sid_._t._b.docx130.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имею право…»

Цель: Знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнка, со статьями из декларации, с правами и обязанностями гражданина Российской Федерации.

Задачи:

 1.Формировать правовую культуру обучающихся, воспитанников,  нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению.

2.Развивать умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки.

3.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Форма проведения: познавательный час

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения.

Работать мы с вами будим по группам. А для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко понравившегося цвета. А теперь прошу вас занять свои места, за игровыми столами. ( образуется четыре совета: синие, красные, жёлтые, зелёные) .

2.  Сообщение темы и цели.

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:

«На что они имеют право и на что не имеют?», «Что люди обязаны делать и чего не обязаны?». Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в  неразбериху. Люди давно взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов, им удалось решить ряд вопросов, и на свет появились правовые документы.

Игра «Я это Я».

Возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие вы разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны  права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка. Слайд 1

Картинки по запросу фото декларация о правах ребенка                                         Картинки по запросу фото декларация о правах ребенка

Вы думаешь, только папа и мама за вас в ответе и должны о вас заботиться? Нет! Более 100 правительств разных стран должны помогать каждому из вас и спасать всех от всяких бедствий. "Конвенция о правах ребёнка» - это документ о правах ребенка состоит из 54 статей.

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей.

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

– Дети, оставшиеся без попечения родителей

– Безнадзорные и бездомные дети

– Дети-инвалиды

– Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.

3. Осмысление.

1.  Кого считать ребёнком? (обсуждение в группах). Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. С момента рождения ребенок взят под охрану  государства и обладает правами. Дети имеют такие же права, как и взрослые.

Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

2. Работа в группах: «Мои  права». Подбор ассоциативных слов к слову «право»…

защита, жизнь, развитие, помощь, общество, уважение, закон.

- А какие права есть у обучающегося, воспитанника? И есть ли вообще у него права? Какие права имеют дети? обсудите в группе. Право на учебу. Право на каникулы .Право на занятия в кружках и секциях .Право на общение друг с другом .Право на помощь в учебе.

- Где бы ты ни жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете, а подробнее познакомиться со статьями нам  помогут  стихотворения, песня и сказки.

Изучение нескольких статей Конвенции.

«Конвенция» - это, по-русски,  международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав! Слайд 2

Картинки по запросу скачать фото уполномоченный по правам ребенка анна кузнецова  Анна Кузнецова - уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка 

Картинки по запросу фото Адаменко Светланы Викторовны, уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском краеУполномоченный при Губернаторе Ставропольского края по правам ребенка, Светлана Викторовна Адаменко

3.- В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие.

- Но так думали не всегда. В древности было такое государство – Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

- Правильно ли поступали в Спарте? (Ответы обучающихся, воспитанников)

Например: Знаменитый полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физической культурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос сильный и умный человек, талантливый полководец. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

4. Ситуация: Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

- Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

- Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? Право на имя, отчество и фамилию.

- У каждого из вас есть имя! Назовите своё полное имя вслух.

- Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении.  Слайд 3.

Картинки по запросу свидетельство о рождении ребенка

Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас.

Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. Право ребёнка на гражданство

- Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.)

- Правительство РФ заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей. Право ребенка жить и воспитываться в семье; 

Право ребёнка знать своих родителей.

Право ребёнка на заботу родителей.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

5.  Звучит 1куплет песни Шаинского “Чему учат в школе”)

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

- О каких правах ребёнка идет речь? (Право на образование)

6Чтение стихотворения - На прививку первый класс,
Вы слыхали, это нас.
Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.

Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Ну, подумаешь, укол,
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел. –

- О каких правах идет речь? (Право на медицинское  обслуживание)

7. Сказка  «Морозко».

 Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Говорит Мачеха: Вези , вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз! Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха? Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

8. Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке. Обсуждение в группе..

Тестовые задания:

1гр. Каким правом воспользовалась   лягушка-путешественница: 

  • право на свободное передвижение;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на образование;
  • право на труд;

2 гр. Какое право нарушено в сказке  «Лиса и заяц»:

  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на справедливый суд;

-     право на труд;

3 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди,  украв братца?

  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на образование;
  • право жить с родителями и воспитываться в семье

4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?

  • право на неприкосновенность жилища;
  •  право владеть имуществом.
  • никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии
  • право выражать своё мнение;

4. Рефлексия

1.- Ребята, как вы думаете от кого зависит то, чтобы наш мир был полон добрых чувств, поступков, дел и отношений? (от нас с вами)

- Я вам предлагаю сейчас своими ладошками закрыть нашу землю ото зла, грубости, невежества. (Напишите свои пожелания людям)

Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

- Какие  права есть у  ребёнка? А какие обязанности?

- Назовите те статьи Конвенции, о которых шла речь.

  • право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
  • право ребенка на защиту;
  • право ребёнка выражать свое мнение;
  • право ребёнка на имя, отчество и фамилию;
  • право на имущество.
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на образование.

Используемые материалы:

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/06/07/klassnyy-chas-pravovaya-azbuka

2. Классный час «Правовая азбука» Мурасулова Г.Б.

3. https://www.google.ru/search?q=

4. http://best-muzon.me/pesni_pro_shkolu/52-detskaya-uchat-v-shkole.html

5. https://deti-online.com/stihi/stihi-mihalkova/privivka/

6. https://www.google.ru/search?q=скачать+фото+уполномоченный+по+правам+ребенка

7.https://www.google.ru/search?q=фото+Адаменко+Светланы+Викторовны,+уполномоченного+по+правам+ребенка+в+Ставропольском+крае&newwindow=

Классный руководитель                                  Сидельникова Т. Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к учебной программе по русскому языку для обучающихся 3 класса коррекционной школы 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.Обучение детей с...

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения! (разработки занятий для обучающихся начальных классов коррекционных школ)

Данные разработки занятий предназначены для детей начальных классов коррекционной школы VIII вида.  В  разработках представлено знакомство с основными правилами дорожного движения....

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

доклад "Развитие творческих способностей у обучающихся начальных классов коррекционной школы на уроках чтения"

С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой ...

Утренник для обучающихся 1 класса коррекционной школы "Прощание с азбукой"

Мероприятие проводилось, чтобы привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках. выполняя задания, читая подготовленные стихи, дети имели возможность проявить себя. . Уче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ТЕМА «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО» Для обучающихся 1 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)

Данная разработка предназначена для учащихся коррекционной школы (для 1 класса). Задачи урока  - развитие устной связной речи у учащихся. Развитие слухового восприятия. Пополнять и обогащать пасс...