Программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Внеурочная деятельность: Рабочая программа по кружку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № ____ от ________ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ»

возраст обучающихся: 7- 9 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Мозговая Е.С. педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск - 2024

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно-тематический план

6

3.

Содержание программы

8

4.

Методическое обеспечение программы

9

5.

Список литературы

10


  1. Пояснительная записка

Программа «Творческая студия» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая студия» имеет художественную направленность, т.к. ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры и знакомит с нетрадиционными техниками рисования.

Нетрадиционные техники рисования помогают развивать оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет обучающихся, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом.

Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личной сферах.

1.2. Актуальность программы заключается в том, что нестандартное решение, используемое в работе, развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

1.3. Цель программы: обучающийся, который умеет изготавливать несложные творческие работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи программы:

  • Научить использовать различные предметы для создания творческих образов;
  • Воспитывать трудолюбие, навыки содержания в порядке рабочего места.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7- 9 лет.

1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год

1.6. Ожидаемые результаты.

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни)
представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личностные результаты

Знают:

- о материалах, инструментах

- правилах безопасности труда и личной гигиены

Умеют:

  • -обводить детали по шаблону
  • -наклеивать детали на шаблон/заготовку

- пользоваться ножницами

- делать заготовки из пластилина (колбаска, шарик)

- правильно располагать детали бумаги на кусочки;

Знают:

- выполнение задание по алгоритму с опорой на образец;

-пользоваться графическими материалами правильно;

Умеют:

-правильно организовывать своё рабочее место;

-обводить по шаблону аккуратно;

-передавать строение, пропорции предметов и их форму;

-размазывать пластилин на плоскости 

-вырезать ножницами по контуру деталей

испытывать чувство гордости за свою Родину;

-понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;

-осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками при выполнении творческих работ;

1.7. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, промежуточной и итоговой аттестации.

Входная диагностика – проводится на первом занятии в целях определения стартового уровня образовательных возможностей обучающихся; в форме опроса и в рамках вводного практического занятия.

Для отслеживания результативности образовательного процесса и выявления творческого роста, обучающихся используются:

  • промежуточный контроль – проводится в конце полугодия с целью выявления уровня усвоения Программы. Осуществляется в форме: опроса и самостоятельной практической работы.
  • итоговый контроль реализации Программы – оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершению периода обучения по Программе. Форма контроля: выставка. 

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- достаточный - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже достаточного - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.


2.Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Всего

часов

Теория

Практика

1

Рисование пальчиками

5

1

4

2

Работа с природным материалом

10

3

7

2

Работа с бросовым материалом

10

3

7

3

Рисование тычком

5

1

4

4

Работа с полосками картона

5

1

4

Работа с цветной бумагой

10

3

7

5

Работа с гофрированной бумагой

5

1

4

6

Разное

17

5

12

Всего:

67

18

49

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Кол -во часов

Форма занятия

Вводное занятие. Правила ТБ. Экскурсия в природу, сбор природного материала «Подарки природы»

1

Теория

«Весёлые мухоморы»

1

Теория

«Весёлые мухоморы»

1

Практика

Аппликация из природного материала «Листик»

1

Теория

«Жёлтые листья летят»

1

Теория

«Осеннее дерево»

1

Практика

«Осень вновь пришла»

1

Теория

«Вот ёжик -ни головы, ни ножек…»

1

Практика

«Птички клюют ягоды»

1

Теория

Аппликация из природного материала «Лисичка»

1

Теория

«Солнышко»

1

Практика

«Ягоды на тарелочке».

1

Практика

«Букет из осенних листьев».

1

Практика

«Рябинка»

1

Теория

«Рябинка»

1

Практика

«Мы рисуем, что хотим».

1

Практика

Аппликация из ватных дисков «Веселая гусеница»

1

Теория

«Зайчик»

1

Практика

«Лес»

1

Практика

«Красивые цветы»

1

Практика

«В гостях у жирафа»

1

Теория

«В гостях у жирафа»

1

Практика

«Снежные комочки»

1

Теория

«Птицы клюют ягоды»

1

Практика

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

1

Практика

«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа)

1

Практика

«Вишнёвый компот»

1

Практика

«Шарики воздушные, ветерку послушные...»

1

Практика

«Украшение чайного сервиза»

1

Практика

«Мои рукавички»

1

Практика

«Моя шапочка»

1

Практика

«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

1

Теория

«Красивая салфеточка».

1

Практика

«Весёлый снеговик»

1

Практика

«Снег кружится».

1

Практика

«Снежинки».

1

Практика

«Цветочек для папы».

1

Практика

«Кораблик для папы»

1

Теория

«Кораблик для папы»

1

Практика

«Елочка»

1

Практика

«Цветы для мамы»

1

Теория

«Цветы для мамы» (продолжение).

1

Практика

«Волшебные картинки».

1

Практика

«Весёлый осьминог».

1

Практика

«Бабочка»

1

Практика

«Мое любимое животное»

1

Теория

«Мое любимое животное»

1

Практика

«Божьи коровки на лужайке».

1

Практика

«Нарядные матрешки»

1

Практика

«Петушок золотой гребешок» (коллективная работа)

1

Практика

«Два жадных медвежонка»

1

Практика

«Ночь и звезды»

1

Практика

«Зайчишка»

1

Практика

«Рыбки в аквариуме»

1

Практика

«Закат»

1

Практика

«Ветка мимозы»

1

Практика

«Жили у бабуси два веселых гуся»

1

Практика

«Клоун»

1

Практика

«Морковка»

1

Практика

«Красивые цветы для пчелки»

1

Практика

«Травка»

1

Практика

«Одуванчик»

1

Практика

Оформление коллажа «Подводное царство».

1

Теория

Оформление коллажа «Подводное царство».

1

Практика

«Сиреневый букет»

1

Теория

«Сиреневый букет»

1

Практика

«Рисуем, что хотим».

1

Теория

3. Содержание программы

Введение.

Вводное занятие. Понятие «нетрадиционная техника», краткий обзор нетрадиционных техник рисования. Техника безопасности при работе в Творческой студии. Инструменты и оборудование. Инструменты для декорирования. Инструменты для нанесения красок. Оборудование для изготовления творческих идей в нетрадиционной технике.

Рисование пальчиками.

Подготовка рабочего пространства (места) к работе. Обучающийся опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Аппликация из природного материала.

Обучающиеся изготавливают объёмные поделки: фигурки животных, рыб, птиц, грибов, цветов, композиций и т.д. с использованием шишек, листьев, веточек, семечек, скорлупы орехов.

Аппликация из ватных дисков.

С помощью ватных дисков изготавливают объемные картинки. Наносят клей на ватный диск и приклеивают к картону. Пальчиками рвут вату и скручивают в комочки и приклеивают на аппликацию.

Тычок жесткой полусухой кистью, ватными палочками.

Опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование манкой.

Рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

4. Методическое обеспечение программы

        

Технические средства обучения (ТСО)

  1. Компьютер.
  2. Аудиоаппаратура (колонки).

Учебно-практическое оборудование

  1. Краски гуашь – 8 шт.
  2. Краски акварель – 8 шт.
  3. Кисти для рисования №3 – 8 шт.
  4. Кисти для рисования №6 – 8 шт.
  5. Клеенка на стол – 8 шт.
  6. Баночка для воды – 8 шт.
  7. Тычок – 8 шт.
  8. Губка для рисования – 8 шт.
  9. Набор бумаги – 8 шт.
  10. Манная крупа – 200 гр.
  11. Клей ПВА – 8 шт.
  12. Плотная бумага для рисования – 8 шт (наборов)
  13. Фартук детский – 8 шт.


5. Список используемой литературы:

  1. Шпикаловой Т.Я., “Волшебный мир народного творчества”, М.: Просвещение, 2001 г.
  2. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
  3. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  4. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: МозаикаСинтез, 2006 г.
  5. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  6. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  7. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  8. Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  10. Под ред. Р.Г. Казаковой, Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе» Сфера, 2006.-128с.
  11. Федеральная адаптированная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023            № 72653)



Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Внеурочная работа  очень важна при работе с обучающимися с РАС. Она создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

Основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Внеурочная работа по любому предмету – это важная составляющая часть школьного образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания обучающихся. 

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков,

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию  обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.

Среди внеурочных форм проводимых в классе можно выделить две большие группы: постоянно действующие (кружки) и эпизодические (конкурсы, выставки)

Среди принципов организации внеурочной работы по предмету, кроме общедидактических, выделяются принципы: - взаимосвязи внеурочной работы с уроками; - добровольного участия школьников во внеурочной работе; - самодеятельности учащихся; - занимательности в содержании и формах организации внеурочной работы.

Формы внеурочной деятельности класса по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

  1. Предметные недели;
  2. Библиотечные уроки;
  3. Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.

.

2. Основы здоровья и физического развития

  1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов».
  2. Проведение бесед по охране здоровья.

3. Основы социализации и общения:

  1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
  2. Конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
  3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4.  Трудовое воспитание.

  1. Беседы, экскурсии.
  2. Участие и подготовка к мероприятиям.
  3. Сюжетно-ролевые игры
  4. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

4.. Творческое

  1. Беседы, экскурсии.
  2. Подготовка и участие в конкурсах.
  3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

Организация и проведение внеурочной деятельности на постоянно действующей основе.

    На основании мониторинга и диагностики первого года обучения и начало второго года обучения выявилась необходимость в продолжении ведения внеурочной деятельности. Составлен и реализуется календарно- тематический план воспитательной работы, составлены и используются программы кружковых занятий «Веселый карандаш» и «Читайка».

Актуальность программы заключается в  приобщении обучающихся

творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Кружок является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, решает множество коррекционных задач.

Доля школьников участвующих во внеурочной деятельности на регулярной основе, от общего количества обучаемых

Форма внеурочной деятельности (наименование)

Регулярность (периодичность)

Доля обучающихся от общего количества обучаемых учителем школьников по годам (%)

Результаты /итоги работы

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Кружок

«Читайка»

систематическая основа проведения

100%

100%

100%

∙ осознавать значимость чтения для личного развития;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  •  выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

Кружок «Веселый карандаш»

систематическая основа проведения

100%

100%

100%

  • освоение детьми основных правил изображения;
  • умение работать в различной технике рисования;
  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развитие стремления к общению с искусством;
  •  усвоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством;
  • получение представлений о различных видах изобразительного искусства и его выдающихся деятелях;
  • расширение кругозора.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и  молодежной политики

Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры

 (Тюменская область)

КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета № 4

от «  __  »   _____  2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

________________М.И. Иванова

приказ №___

от «___»___________2021

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

                                                         

Педагог доп. образования:

Суворова Е.С.

г. Нефтеюганск-2021

        Содержание

Название раздела

Стр.

I

Паспорт программы

II

Пояснительная записка

2.1

Нормативное обеспечение программы

2.2

Цель,  задачи программы

2. 3

Принципы программы

III

Содержание программы

IV

Предполагаемые результаты реализации программы

V

Тематическое планирование

VI

Описание материально-технического  обеспечения

VII

Список литературы

        1.Паспорт программы

Названия учреждения

Казенное  общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наименование программы

Рабочая программа дополнительного образования по направлению «Умелые руки» на 2021-2022 учебный год

Цель программы

 Развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ.

         Задачи

программы

Сформировать  изобразительные навыки и умения при работе с разными материалами.

Учить передавать в композиции взаимосвязь между образами, используя все средства выразительности.

Развивать самостоятельность, инициативу, трудолюбие, коммуникативные навыки при работе в разновозрастной группе.

Сроки реализации

программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Ожидаемые

результаты

Обучающийся имеющий элементарные  представления о творчестве, умеющий самостоятельно конструировать и изготавливать поделки в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.

Автор программы

Суворова Екатерина Сергеевна

Контактная информация

Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-60 18 E-mail: Specschool8@mail.ru

2. Пояснительная  записка

Рабочая программа кружка «Умелые руки»  разработана  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  в соответствии требованиями основной образовательной программой примерных программ основного общего образования по технологии «Технология».

 Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с тесьмой, работа с бисером, работа с нитками, работа с бумагой) изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов.

 Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия формируют у детей умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, своей роли в нем как преобразователя, являются эффективным средством для развития интеллекта и психики детей. Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития ребенка и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние при общении со взрослым и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Линия познания развивает познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Линия творчества пробуждает творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа позволяет сформировать у детей стойкий интерес к работе и желание выполнить работу самостоятельно, организационные умения в труде, воспитывает положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, целеустремленность, умение работать в коллективе). Разнообразие видов работ, входящих в программу (плетение, работа с бумагой и тканью, природным и бросовым материалами), обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств.

2.1. Нормативное обеспечение программы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г.  124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015  26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014  1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

Локальные акты:

Устав казенного  общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

Положение о коррекционно-развивающем занятии.

Учебный план школы-интерната;

Годовой календарный учебный график  школы - интерната на 2017-2018 учебный год. 

2.2.  Цель,  задачи программы

Программа  направлена на реализацию целей и задач школы-интерната:

Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.  

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

Задачи:

1.        Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

2.        Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

*кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.

Исходя из целей и задач школы составлены общие цель и задачи  к рабочей программе  по кружку «Умелые руки»

Цель  рабочей программы: 

 Развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ

Задачи программы:

Сформировать изобразительные навыки и умения при работе с разными материалами.

Учить передавать в композиции взаимосвязь между образами, используя все средства выразительности.

Развивать самостоятельность, инициативу, трудолюбие, коммуникативные навыки при работе в разновозрастной группе

2.3 Принципы программы                                                                                                                                                                                                                                  

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

III. Содержание программы

Содержание программного курса осуществляется по этапам:

I этап - начального ознакомления с основными понятиями и представлениями

II этап - углублённого изучения.

III этап - закрепления знаний, умений и навыков по трудовому обучению  и    дальнейшего их совершенствования.

1 год

1. Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Организация рабочего места.

Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода.

Работы коллективные, групповые,  парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

2. Многообразие материалов. Бумага разных видов, природный материал плоский и объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).

Свойства материалов:

-бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать;

3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: складка, перевернуть.

Виды художественной техники

Лепка

«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе. «Рисование» жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным способом несложных фигур.

Лепка из снега.

Аппликация

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов). Аппликация из пластилина. Плоская аппликация на бумажной основе можно дорисовывать, давать разную форму, размазывать;

-ткань можно резать, сшивать;

- нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.

-пластилин можно отрывать от куска, отрезать ниткой или стекой, сминать;

Мозаика

Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами. Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника. Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

Плетение

Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона). Простейшее узелковое плетение.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания. Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания. Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

Художественное конструирование из природного материала

Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном и другими материалами.

2 год

1. Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

2. Многообразие материалов.

Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.

Новые свойства материалов:

- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетение  полосок, сгибание полоски;

- наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;

-рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.

Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.

2.1. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, пластилином, скручиванием,

закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем.

2.2. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).

Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.

Виды художественной техники

Лепка

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной частик другой (конструктивный способ лепки обрубовка).

Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки). Лепка из теста.

Аппликация

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, при родных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).

Мозаика

Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объемная мозаика.

Выполнение мозаики из разных материалов.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.

Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

3 год

1. Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним. Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность). Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.

2. Многообразие материалов.

Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.

Свойства материалов:

-бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги,

- нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.

2.1. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.

Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием. Подбор материалов для изделий по их декоративно художественным и конструктивным свойствам.

2.2. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Виды художественной техники

Лепка

Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.

Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).

Аппликация

Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму)

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур и первый лист наклеить на второй).

Мозаика

Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.

Коллаж

Соединение в одной работе разных материалов и предметов.

Художественное вырезание

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.

Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

Художественное складывание

Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами. Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.

Виды художественной техники

«Печать» рисунков на пластилине

 «Рисование» жгутиками

 Лепка из пластилина

 Аппликация из бумаги

 Рисование размазанным пластилином

 Аппликация из пластилина

 Мозаика из кусочков бумаги

Оригами

Различные виды плетения

Шитье

Аппликация из геометрических фигур

Моделирование из коробок

Скручивание полосок из бумаги

Чертеж, по линейке на бумаге

Лепка из пластилина с использованием раскатывания и обрубки

Лепка из соленого теста

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Обрывная аппликация

Выпуклая аппликация

Коллаж из различных материалов

Мозаика из карандашных стружек

Мозаика из ватных шариков

Мозаика из бумажных комочков

Мозаика из ткани

Моделирование из бумажных полос

Моделирование из готовых форм (баночки, бутылочки, коробочки)

IV. Предполагаемые результаты реализации программы

правила ТБ;

название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила общения;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в работе;

что такое деталь (составная часть изделия);

что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

виды материалов;

последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

способы разметки: сгибание и по шаблону;

способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

различать материалы по их назначению;

различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

читать простейший чертёж (эскиз);

качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

        

V. Тематическое планирование

V. Тематическое планирование кружка  «Умелые руки»,  I группа

   № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

I четверть 10 ч.

Работа с природным материалом.

1.

2.

Вводное занятие

Сбор природного материала

2

Экскурсия. Сбор природного

Материала.

Папки для сбора материала, мешочки.

3.

4.

Композиция на тему «Осенние фантазии»

2

Работа с клеем и кисточкой.

Листья, бумага, клей

5.

6.

Работа с бросовым материалом

2

Приёмы резания ножницами, сгибание бумаги.

Бумага, клей, ножницы

7.

8.

Работа с бросовым материалом

2

Приёмы резания ножницами, сгибание бумаги.

Бумага, клей, ножницы

9.

Работа с бросовым материалом

          1

Приёмы резания ножницами, сгибание бумаги.

Бумага, клей, ножницы

10.

Итоговый урок

1

Оформление выставки

Работы детей

 № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

                II четверть14 часов

1.

2.

Объёмная аппликация «Божья коровка»

2

Познавательно-развивающая беседа.

Презентация, иллюстрации.

3.

4.

Объёмная аппликация «Милый зайка»

2

Лепка зайчика

Пластилин ,стека.

Презентация.

5.

6.

Объёмная аппликация «Кедровая шишка»

2

Лепка кружки

Пластилин, стека. Кружка -образец

7.

8.

Объёмная аппликация «Рыбки в аквариуме»

2

Лепка чашки

Пластилин, стека. Иллюстрации.

9.

10.

Лепка  любимых героев сказок

2

Лепка чайной посуды.

Пластилин, стека.

Презентация.

11.

12.

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара.

2

Лепка чайной посуды.

Пластилин, стека. Иллюстрации.

13.

Знакомство с соленым тестом

1

Знакомство с соленым тестом

Презентация.Иллюстрации.

14.

Итоговый урок

1

Оформление выставки

Работы детей

 № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

                III четверть-20 часов

1.

2.

Вводное занятие

Объёмная аппликация

2

Выбор материала, поделки.

Интерактивная доска. Презентация

3.

4.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

5.

6.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Презентация

7.

8.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

9.

10.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

11.

12.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

13.

14.

Изготовление  цветочного дерева.

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

15.

16.

Изготовление коробочек

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

17.

18.

Изготовление карандашниц

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы. Пластиковые стаканы, коробки.

19.

Оригами

1

Изготовление по образцу

Цветная бумага.

20.

Итоговый урок

1

Оформление выставки

Работы детей

 № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

                    IV четверть – 16ч

1.

2.

Вводное занятие. Работа с бумагой

2

Изготовление по образцу

Бумага, картон, клей, ножницы.

3.

4.

Изготовление цветов из салфеток

2

Работа с салфеткой

Цветные бумажные салфетки, ножницы, клей

5.

6.

Изготовление цветов из салфеток

2

Работа с салфеткой

Цветные бумажные салфетки, ножницы, клей

7.

8.

Оригами

2

Изготовление по образцу

Цветная бумага.

9.

10.

Оригами

2

Изготовление по образцу

Цветная бумага.

11.

12.

Работа с бумагой

2

Работа с разным материалом

Бумага, картон, клей, ножницы.

13.

14.

Работа с бумагой

2

Работа с разным материалом

Бумага, картон, клей, ножницы.

15.

Оформление выставки

1

Оформление

Картон, бархатная бумага, ткань, образец

16.

Итоговый урок

1

Подведение итогов за год

Работы обучающихся

V.  Тематическое планирование кружка  «Умелые руки», II группа

   № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

Часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

I четверть 8 ч.

Работа с природным материалом.

1.

2.

Вводное занятие

Сбор природного материала

2

Экскурсия. Сбор природного

Материала.

Папки для сбора материала, мешочки.

3.

4.

Композиция на тему «Осенние фантазии»

2

Работа с клеем и кисточкой.

Листья, бумага, клей

5.

6.

Работа с бросовым материалом

2

Приёмы резания ножницами, сгибание бумаги.

Бумага, клей, ножницы

7.

Работа с бросовым материалом

          1

Приёмы резания ножницами, сгибание бумаги.

Бумага, клей, ножницы

8.

Итоговый урок

1

Оформление выставки

Работы детей

 № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

                II четверть14 часов

1.

2.

Объёмная аппликация «Божья коровка»

2

Познавательно-развивающая беседа.

Презентация, иллюстрации.

3.

4.

Объёмная аппликация «Милый зайка»

2

Лепка зайчика

Пластилин ,стека.

Презентация.

5.

6.

Объёмная аппликация «Кедровая шишка»

2

Лепка кружки

Пластилин, стека. Кружка -образец

7.

8.

Объёмная аппликация «Рыбки в аквариуме»

2

Лепка чашки

Пластилин, стека. Иллюстрации.

9.

10.

Лепка  любимых героев сказок

2

Лепка чайной посуды.

Пластилин, стека.

Презентация.

11.

12.

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара.

2

Лепка чайной посуды.

Пластилин, стека. Иллюстрации.

13.

Знакомство с соленым тестом

1

Знакомство с соленым тестом

Презентация.Иллюстрации.

14.

Итоговый урок

1

Оформление выставки

Работы детей

 № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

                III четверть-20 часов

1.

2.

Вводное занятие

Объёмная аппликация

2

Выбор материала, поделки.

Интерактивная доска. Презентация

3.

4.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

5.

6.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Презентация

7.

8.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

9.

10.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

11.

12.

Объёмная аппликация

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

13.

14.

Изготовление  цветочного дерева.

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

15.

16.

Изготовление коробочек

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы.

17.

18.

Изготовление карандашниц

2

Изготовление по показу учителя и словесной инструкции.

Бумага, картон, клей, ножницы. Пластиковые стаканы, коробки.

19.

Оригами

1

Изготовление по образцу

Цветная бумага.

20.

Итоговый урок

1

Оформление выставки

Работы детей

 № п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Творческие и практические работы

Оборудование

                    IV четверть – 16ч

1.

2.

Вводное занятие. Работа с бумагой

2

Изготовление по образцу

Бумага, картон, клей, ножницы.

3.

4.

Изготовление цветов из салфеток

2

Работа с салфеткой

Цветные бумажные салфетки, ножницы, клей

5.

6.

Изготовление цветов из салфеток

2

Работа с салфеткой

Цветные бумажные салфетки, ножницы, клей

7.

8.

Оригами

2

Изготовление по образцу

Цветная бумага.

9.

10.

Оригами

2

Изготовление по образцу

Цветная бумага.

11.

12.

Работа с бумагой

2

Работа с разным материалом

Бумага, картон, клей, ножницы.

13.

14.

Работа с бумагой

2

Работа с разным материалом

Бумага, картон, клей, ножницы.

15.

Оформление выставки

1

Оформление

Картон, бархатная бумага, ткань, образец

16.

Итоговый урок

1

Подведение итогов за год

Работы обучающихся

VI. Описание материально-технического обеспечения

п.п.

Направление

Содержание

Сроки

1

Соблюдение норм СанПин:

освещенность

Контроль за освещением,  подача заявки на ремонт (по мере необходимости).

Ежедневно

состояние мебели

Контроль расстановки и маркировки мебели в соответствии с п.5.6. СанПин

Составление и корректировка схем посадки обучающихся

Сентябрь

Январь

гигиеническое

состояние

Контроль проветривания помещения  учебного кабинета на переменах

Соблюдение температурного режима в учебном кабинете

Проведение физкультминуток, производственной гимнастики на уроке

Ежедневно

Ежедневно

2

Соблюдение норм охраны труда:

Пожарная безопасность

Проведение инструктажей по охране труда и безопасности жизнедеятельности

 По плану

Электробезопасность

Проведение инструктажей по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

 Планово-предупредительный осмотр

оборудования

По плану

еженедельно

3.

Учебно-методическое обеспечение

- Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Под редакцией Воронковой В. В.  

- для хранения материала необходимы шкафы, полки для работ.

- технические средства: ноутбук, экран.

- инструменты: ножницы, шило, нож, стеки, крючок.

- материалы: бумага, картон, ткани, нитки, ленты, пуговицы, тесьма, бусинки, бисер, поролон, пенопласт, крупы, мука, соль, клей, гуашь, пластилин, природный материал, спич. коробки, пластиковые бутылки, коробки, перья, яичная скорлупа, киндер-сюрпризы, семечки, косточки, зубочистки и т.д.                                          

Сентябрь

Май

VII. Список литературы

               

Бекер Т. «Объемные фигурки и игрушки из бисера», эл.ресурс

Вирко Е.В. «Забавные фигурки из бисера», эл.ресурс

Ликсо Н.Л. «Бисер», эл.ресурс.

Ляукина М. «Поделки из бисера», эл.ресурс

Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», эл.ресурс

Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», эл.ресурс

Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», эл.ресурс

Татьянина Т.И. «Бисер. Маленькие фигурки», эл.ресурс

Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», эл.ресурс

Интернет ресурсы:

•        Электронный глоссарий «Глоссарий.ру» [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.glossary.ru/

•        "Сеть творческих учителей" [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.msu.ru./

•        "Открытый урок" [электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/

«Продленка» // режим доступа: http://www.prodlenka.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...