Программа внеурочной деятельности. Основы проектной деятельности
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе:
-ФГОС НОО;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-программы формирования универсальных учебных действий;
- авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./;
- методического пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2019г.
«Основы проектной деятельности» - это курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Во втором – четвертом классах по 34 часа (1час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности
1 и 2 год обучения (1-2классы)
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение обучающихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
Наблюдение обучающимися за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)
Проектирование – познание в действии. Практическая работа.
Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.
Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта
Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.
Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.
Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с обучающимися.
Индивидуальная консультативная работа с обучающимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа.
Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
3 и 4 год обучения (3-4 классы)
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.
Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».
Направление будущей проектной работы
Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.
Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.
Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.
Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.
Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.
Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.
Формы организации учебных занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды учебной деятельности:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе; (вариативный курс)
- дискуссии, беседы;
- работа в малых группах;
- проектная работа;
- исследовательская деятельность.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и тому подобное;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и тому подобное.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделять проблему;
- умение ставить цель исследования;
- умение формулировать гипотезу;
- умение выделять объект и предмет исследования;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В соответствии с ФГОС, программа предусматривает достижение 3 уровней результатов.
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Кто я? Моя семья | 1 | 07.09 | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 | 14.09 | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 | 21.09 | |
4 | Как собирать материал? | 1 | 28.09 | |
5 | Твои помощники. Этап | 1 | 05.10 | |
6 | Повторение. Давай вспомним | 1 | 12.10 | |
7 | Проблема | 1 | 19.10 | |
8 | Проблема. Решение проблемы | 1 | 26.10 | |
9 | Гипотеза. Предположение | 1 | 02.11 | |
10 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 | 16.11 | |
11 | Цель проекта | 1 | 23.11 | |
12 | Задача проекта | 1 | 30.11 | |
13 | Выбор нужной информации | 1 | 07.12 | |
14 | Интересные люди - твои помощники | 1 | 14.12 | |
15 | Продукт проекта | 1 | 21.12 | |
16 | Виды продукта. Макет | 1 | 28.12 | |
17 | Повторение пройденных проектных понятий | 1 | 18.01 | |
18,19 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 2 | 25.01 01.02 | |
20,21 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление | 2 | 08.02 22.02 | |
22 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | 01.03 | |
23,24 | Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 2 | 15.03 22.03 | |
25 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | 05.04 | |
26 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | 12.04 | |
27 | Повторение. Давай вспомним | 1 | 19.04 | |
28 | Играем в учёных. «Мобильные телефоны» Это интересно | 1 | 26.04 | |
29 | Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | 03.05 | |
30 | Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно | 1 | 10.05 | |
31 | Тест «Чему я научился?» | 1 | 17.05 | |
32 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | 24.05 | |
33 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | 31.05 | |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | 07.09 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 | 14.09 | |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | 1 | 21.09 | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | 28.09 | |
5 | Этапы работы над проектом | 1 | 05.10 | |
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | 1 | 12.10 | |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | 19.10 | |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | 26.10 | |
9 | Цель проекта | 1 | 02.11 | |
10 | Задачи проекта | 1 | 16.11 | |
11 | Сбор информации для проекта | 1 | 23.11 | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | 30.11 | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 | 07.12 | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | 14.12 | |
15 | Играем в учёных. Это интересно | 1 | 21.12 | |
16 | Тест. «Чему ты научился?» | 1 | 28.12 | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | 18.01 | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | 1 | 25.01 | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 | 08.02 | |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point | 1 | 15.02 | |
21 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 | 22.02 | |
22, 23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 2 | 01.03 15.03 | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала* по теме проекта | 1 | 22.03 | |
25 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | 02.04 | |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | 05.04 | |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ* | 1 | 12.05 | |
28 | Играем в учёных. Это интересно | 1 | 19.05 | |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | 26.04 | |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 | 03.05 | |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | 10.05 | |
32 | Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | 17.05 | |
33 | Играем в учёных. Это интересно | 1 | 24.05 | |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелание будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | 31.05 | |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | 4.09 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | 11.09 | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 | 18.09 | |
4 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. | 1 | 25.09 | |
5 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | 1 | 2.10 | |
6,7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 | 9.10 16.10 | |
8 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | 23.10 | |
9 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | 30.10 | |
10, 11 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 2 | 13.11 20.11 | |
12, 13, 14 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | 27.11 4.12 11.12 | |
15, 16 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 | 18.12 25.12 | |
17, 18 | Программа МРР. Дизайн | 2 | 15.01 22.01 | |
19, 20 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 | 29.01 5.02 | |
21, 22 | Требования к компьютерной презентации. PowerPoint | 2 | 12.02 19.02 | |
23, 24 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | 26.02 5.03 | |
25, 26, 27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 | 12.03 19.03 2.04 | |
28, 29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | 9.04 16.04 | |
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | 23.04 | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | 30.04 | |
32 | Пожелания будущим проектантам | 1 | 7.05 | |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта - учитель; консультанты - родители; помощники - друзья; Мудрый Дельфин.). | 1 | 14.05 | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. Анкетирование | 21.05 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | ||
2 | Виды проектов | 1 | ||
3 | Исследовательско-творческий проект | 1 | ||
4 | Творческий проект | 1 | ||
5, 6 | Ролево-игровой проект | 2 | ||
7, 8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой | 2 | ||
9, 10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | ||
11 | Информационно-ориентированный проект | 1 | ||
12 | Практико-ориентированный проект | |||
13, 14 | Монопредметный проект | 2 | ||
15 | Межпредметный проект | 1 | ||
16 | Виды презентационных проектов | 1 | ||
17 | Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции | 1 | ||
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | ||
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | ||
20, 21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | ||
22, 23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | ||
24 | Типичные ошибки проектантов | 1 | ||
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | ||
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | ||
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | ||
28 | Практическая работа | 1 | ||
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | ||
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | ||
31 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев | 1 | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | ||
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 | ||
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководителю проекта и так далее). Советы мудрого Дельфина на лето | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»...