Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
рабочая программа
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» | 59.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
Составитель:
Минеева Екатерина Петровна
учитель начальных классов
МБОУ №СШ №8»
Г. Нижневартовска
Программа проектной деятельности в начальной школе
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г. в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
I.Пояснительная записка.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.
Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогнозтичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность,
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, реферат, исследовательскую работу.
Принципы:
Основные принципы реализации программы – научность,
- доступность,
- добровольность,
- субъектность,
- деятельностный и личностный подходы,
- преемственность,
- результативность,
- партнерство,
- творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
II. Общая характеристика проектной деятельности.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:
- формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений,
- становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.
- обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у взрослых;
• обратиться к компьютеру;
• понаблюдать;
• проконсультироваться со специалистом;
• провести эксперимент;
• другие.
В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».
Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.
Место проектной деятельности в учебном плане.
В учебном плане в разделе «Внеурочная деятельность». По 1 часу в неделю в 1-4 классах.
III.Планируемые результаты проектной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные.
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
а) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные.
Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
IV. Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования.
4.1. Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
- изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
- мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
- решения проблем: результат – решённая проблема,
- исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
- монопредметные (в рамках одной предметной области)
- межпредметные (в рамках нескольких предметов)
- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективные;
- групповые.
г) По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
- долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
4.2. Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
4.3. Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:
- справочник,
- газета,
- журнал,
- альбом,
- гербарий,
- карта,
- экскурсия,
- сценарий праздника,
- игра,
- макет,
- модель,
- сувенир,
- мультимедийный продукт,
- учебное пособие и другое.
Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.
V. Организация работы над проектами.
5.1. Участники проектной деятельности: учителя и учащиеся гимназии.
Учитель:
- консультирует;
- мотивирует;
- фасилитирует;
- наблюдает.
Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:
- организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).
- руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);
консультантом и т.п.
Ученик имеет право:
- участвовать в разных проектах и в различных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать новый проект;
- предложить свою тему проекта.
Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
5.2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.
Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.
Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.
Главная идея метода проекта:
• активизация процесса познания;
• развитие креативности мышления;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.
Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:
• исследовательские;
• информационные;
• коммуникативные;
• оценочные;
• презентационные;
• рефлексивные;
• менеджерские.
Проектная деятельность:
- формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,
- способствует интеллектуальному росту ребенка,
- учит мыслить от абстрактного к конкретному,
- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,
- актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.
Метод проекта используется всеми учащимися с 1-4 класс по любому предмету, у любого учителя, который освоил данный метод проектирования. Учебный проект может разрабатываться в рамках одного урока, предметной темы или раздела образовательной программы, одного предмета или нескольких предметов.
В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.
В гимназии должны быть созданы все условия для оформления результатов проектной деятельности и публичных презентаций, предусматривается выделение одного дня (половины дня) для защиты проектов.
5.3. Структура работы и этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.
2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.
5.4. Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)
1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2. Постановка и обоснование проблемы проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
VI. Примерный перечень тем по учебным предметам и внеурочной деятельности.
А) В учебной деятельности.
Предмет | тема | Ответственный |
1 класс | ||
Русский язык | 1. Азбуки бывают разными. 2. Сигналы – символы. 3. Пиктограммы на уроках обучения грамоте. 4. Письменные принадлежности. 5. Как люди учились писать? 6. Как зародилась письменность? 7. Мой алфавит. 8. Игры с буквами и звуками. 9. Путешествие по ленте букв. 10. Путешествие по городу звуков. | Учителя начальных классов |
Литературное чтение | 1. Кто такой Чебурашка? 2. Книжка-малышка для малышек. 3. В гостях у бабы Яги. 4. Число три в русских народных сказках. 5. Мечты народа в русских народных сказках. 6. Книга загадок. 7. Потешки наших предков. 8. Зимние посиделки на Руси. 9. Зимние забавы в творчестве поэтов и писателей. 10. Мир пословиц и поговорок. | Учителя начальных классов |
Математика | 1. Как люди научились считать. 2. Математика вокруг нас. 3. Математический праздник. 4. Арифметика – наука о числе. 5. Счастливые числа. 6. Самое интересное число. 7. Меры длины на Руси. 8. Веселые задачки. 9. Веселые математические загадки. 10. Власть десятки. | Учителя начальных классов |
Окружающий мир | 1. Наши питомцы. 2. Деды Морозы бывают разные. 3. Что в имени моем? 4. Я познаю мир. 5. Ребятам о зверятах. 6. Пейте дети молоко, будете здоровы. 7. Жизнь горошины. 8. Благоприятные условия развития растения из семени. 9. Море и его богатства 10. Всё о яблоках. | Учителя начальных классов |
Технология | 1. Какие бывают снежинки. 2. Дымковская игрушка. 3. Цветы в нашей жизни. 4. Что можно сделать из бумажной салфетки? 5. Куда иголочка, туда и ниточка. 6. Декоративная лепка. 7. Повесть о глине. 8. Коллаж из ткани. 9. Сувениры из подручного (природного) материала. 10. Карнавальная маска. | Учителя начальных классов |
Изобразительное искусство | 1.«Сказка в русской живописи» 2.«Птицы - наши друзья» 3.«Узоры на стекле» 4.«В мире цветов» 5.«Летняя сказка» 6.«Витамины - наши друзья» 7.«Роспись Пасхального яйца» 8.«Окно в подводный мир» 9.«Ребусы» 10.«Все краски осеннего дерева» | Учителя изобразительного искусства |
Музыка | 1.Русские народные песни. 2.Колыбельные песни. 3.Народные песенки и потешки для детей. 4. Песни о маме и для мамы. 5. Творчество П.Чайковского для детей. 6.История сказочного инструмента. 7. Музыкальные увлечения моей семьи. 8. Весенние игры и хороводы. 9.Музыка в природе. 10.Музыка помогает, из беды выручает. 11.Детский музыкальный фольклор. | Учитель музыки |
Физическая культура | 1. Правила игры. 2. Игры во дворе. 3. Настольные игры. 4. Малоподвижные игры. 5. В здоровом теле – здоровый дух. 6. Разработка комплекса упражнений для роста. 7. Как развить ловкость. | Учителя физической культуры |
2 класс | ||
Русский язык | 1. Антонимы и омонимы в русской речи. 2. Яблоко раздора. Почему яблоко? – значение фразеологизмов в жизни человека. 3. Роль ударения в русском языке. 4. Ударение в других языках мира. 5. Омофоны — это должен знать каждый! 6. Омофоны на Руси. 7. Её Величество – запятая. 8. Игротека на уроках русского языка. 9. Учимся играя. 10. Алфавит юного лингвиста. | Учителя начальных классов |
Литературное чтение | 1. Времена года в творчестве русских поэтов. 2. Проба пера. 3. Помощники Бабы-Яги в волшебных сказках. 4. Кто такой Кощей Бессмертный? 5. Колыбельная моя детства. 6. Загадки моей бабушки. 7. Конкурс загадок и побасенок. 8. Поучительные рассказы Л.Толстого. 9. Читаем играя. 10. Веселые стихи Б. Заходера. | Учителя начальных классов |
Математика | 1. Азбука числа 7. 2. Божественное число. 3. Фокусы с числами. 4. Логическая игра. 5. Логические задачи. 6. Как научиться считать быстро? 7. Чертова дюжина в математике. 8. Какие бывают календари? 9. Возникновение счета. 10. Забавная математика. | Учителя начальных классов |
Окружающий мир | 1. Как встречают Новый год в разных странах. 2. Улицы моего города. 3. У природы нет плохой погоды. 4. Пища полезная и вредная. 5. Необычные свойства воды. 6. Как выжить на необитаемом острове? 7. Экзотика на подоконнике. 8. С витаминами дружу, я здоровьем дорожу. 9. Птицы нашего двора. 10. Необычные птицы планеты | Учителя начальных классов |
Технология | 1. Сказочный город. 2. Пасхальный букет. 3. Икебана. 4. Скрутим куклу ладную, милую нарядную. Страна кукол. 5. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Филимоновская игрушка. 6. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Каргаполовская игрушка. 7. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка. 8. Народные художественные промыслы. Гжель. 9. Искусство своими руками из папье-маше. 10. Изонить. | Учителя начальных классов |
Изобразительное искусство | 1.г. Ивантеевка в наших рисунках. 2. Портрет учителя 21 века. 3.Городской пейзаж 4.Русский народный костюм 5.Изображение предметного мира – натюрморт. 6.В гостях у народных мастеров. Городец, Дымка, Жостово, Гждель, Полхов-Майдан. 7.Тайны глиняной игрушки. 8.Мы в ответе за тех, кого приручили. 9.Мой город в 22 веке. 10.За здоровый образ жизни. | Учителя изобразительного искусства |
Музыка | 1. Песни о Родине народов России. 2.Разнообразие маршей. 3.Значение маршей в музыке и жизни. 4.Военные марши разного времени. 5.Разнообразие танцев. 6.Вальс – король танцев. 7.Русские народные танцы. 8.Игры-хороводы. 9.Русские народные песни. 10.Песни о Родине. 11.Русские народные инструменты. | Учитель музыки |
Физическая культура | 1. Компьютер и здоровье. 2. Здоровым быть модно. 3. Береги здоровье смолоду. 4. Игры России. 5. Во что играли наши родители? 6. Я выбираю здоровый образ жизни. | Учителя физической культуры |
3 класс | ||
Русский язык | 1. Роль знаков препинания в русском языке. 2. Кто не может жить без «НЕ»? 3. Предлоги и приставки. Их роль в русском языке. 4. Забытые глаголы. 5. Омофоны в русском языке. 6. Как рождаются новые слова? 7. Устаревшие слова русского языка 21 века. 8. Детский сленг младшего школьника. 9. Обновление русской лексики в 21 веке. Неологизмы. 10. Слова-паразиты в детской речи. | Учителя начальных классов |
Литературное чтение | 1.Сказка нашего класса. 2. Образ русской березки в литературе. 3. Баба-Яга: добрая или злая? 4. Необычное творчество Е. Петрушевской. 5. Необычное в обычном. 6. Образ весны в творчестве русских поэтов и писателей. 7. «Я лиру посвятил народу своему…» 8. Образ отца в произведениях русской и советской литературы. 9. Образ матери в литературном мире. 10. Мы в ответе за тех, кого приручили. | Учителя начальных классов |
Математика | 1.Компьютерные игры на уроках математики. 2.Игры с числами. 3.Забытые игры. 4.Праздник числа. 5.Великолепная семерка. 6.Интересные и быстрые способы вычислений. 7.Витамины и математика. 8. Забытый счет. 9. Как развить вычислительные навыки? 10. От счет до калькулятора. | Учителя начальных классов |
Окружающий мир | 1. История школы. 2. Необычные растения в природе. 3. Невиданные животные. 4.Удивительные животные России. 5. Праздник твоего имени. 6. Собака и кошка: враги или друзья? 7. Как стать здоровым? 8. Новый год: история, традиции и обычаи в России. 9. Времена года на дворике. 10. Откуда появилась вода в кране... | Учителя начальных классов |
Технология | 1.Школа моей мечты. Изготовление макета школы. 2. Узелки на память. 3. Животные будущего. 4. Лепка в технике рельефа. 5. Изделия в технике декоративного плетения. 6. Чудеса папье-маше. 7. Лоскутная аппликация. 8. передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. 10. Национальный костюм народом России. | Учителя начальных классов |
Изобразительное искусство | 1.Жанр портрета в живописи. 2.Деревянная архитектура. Изба. 3. Витражи. 4. Прикосновение к истокам старины. 5. Цирк. 6. Необычные цветы. 7. Люди труда в изобразительном искусстве. 8.Осевая симметрия. 9.Символика нашего класса. 10. Герб моей семьи. | Учителя изобразительного искусства |
Музыка | 1.Времена года в музыке. 2.Инструменты симфонического оркестра. 3.Песни о любимом городе – Ивантеевка. 4.Жизнь и творчество М.И.Глинки 5.Колокола на Руси. 6.Образ моря в музыке и изобразительном искусстве. 7.Романсы русских композиторов. 8.Развитие чувств в музыке (сюита Э.Грига «Пер Гюнт»). 9.Музыка русского народа. 10.Танцы народов мира. | Учитель музыки |
Физическая культура | 1.Компьютер и здоровье. 2. Здоровым быть модно. 3. Береги здоровье смолоду. 4. Игры народов мира. 5. Игры наших бабушек. 6. Как себя развлечь играя? 7. В здоровом теле - здоровый дух. | Учителя физической культуры |
4 класс | ||
Русский язык | 1. Архаизмы в русском языке. 2. Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. 3. Занимательно-игровой проект для малышей. 4. Жаргонизмы младшего школьника. 5. Детский сленг. Жаргонизмы. 6. Простые и сложные фразеологизмы. 7. Ударение в других языках мира. 8. Омофоны, омографы и омонимы в русском языке. 9. Лексическая антонимия. Антонимы в русском языке. 10. Исконно русская лексика. | Учителя начальных классов |
Литературное чтение | 1. Воплощение мечты из сказок русского народа в реальную жизнь. 2. Сказочные символы в устном народном творчестве. 3. Роль яблока в русских народных сказках. 4. Зло и добро в сказочном мире литературы. 5. Роль растений в сказках русского народа. 6. Что мы называем своей Родиной? 7. Книга – великое чудо из всех чудес. 8. Русские поэты и писатели о Подмосковье. 9. Малая Родина в произведениях русских писателей. 10. Образы природы в лирике русских поэтов. | Учителя начальных классов |
Математика | 1.Электронное приложение к учебнику математики. 2. Великие математики древности. 3.Симметрия в нашей жизни. 4.Головоломки с палочками. 5.Магические квадраты. 6.Искусство отгадывать числа. 7.Интересные и быстрые способы вычислений. 8.Математика в головоломках. 9.Роль числа в русских народных сказках. 10. Математические ребусы. | Учителя начальных классов |
Окружающий мир | 1. Памятные места города. 2. Реки г. Ивантеевки. 3. Народные умельцы нашего края. 4. Удивительные места России. 5. Детство моих бабушек. 6. Я хочу, чтобы мой город был чистым! 7. Памятники культуры в моем городе. 8. Известные выпускники нашей школы (города). 9. Чье имя носит главная библиотека г.Ивантеевки? 10. Дневник путешественника. 11. Национальные костюмы моей страны. | Учителя начальных классов |
Технология | 1. Деревня на Руси. Изготовление макета деревни. 2. Современная военная техника. 3.Город будущего. 4. Школа 22 века. 5. Машина 30 века. 6. Деревянное зодчество на Руси. Макет из спичек. 7. Использование вторичного сырья для ручного творчества. 8.Народных ремесел мастера. 9. Транспортное моделирование. 10. Сказочные персонажи. Теневой театр. | Учителя начальных классов |
Изобразительное искусство | 1. Народные умельцы нашего края. 2.Венецианская маска. 3.Материнство. 4.Храмы на Руси. 5.Военный плакат. 6. Нэцкэ. 7. Ярмарка народных промыслов. 8. Люди труда в произведениях русских художников. 9. Народные художественные промыслы. Городец. 10. Народные художественные промыслы. Хохлома. | Учителя изобразительного искусства |
Музыка | 1.Арома-музыкальная терапия 2.Мои музыкальные предпочтения. 3.Многообразие жанров народной музыки и песни. 4.Народные мотивы в творчестве композиторов. 5.Жизнь и творчество С.Прокофьева. 6.«Вставайте, люди русские!». Сила патриотической песни. 7.Песнопения русской православной церкви. 8.Обряды на Руси: песни и костюмы. 9.Музыкальная культура славянских народов. 10.Музыкальная культура и традиции восточных народов. 11.Музыка разных народов мира. | Учитель музыки |
Физическая культура | 1. Игры разных народов России. | Учителя физической культуры |
Б) Во внеклассной работе.
№ п/п | Тема | Примерные темы для индивидуальных проектов |
1 | Я и моя семья | 1. Моя родословная. 2. Мои родители. 3. Семейные традиции. 4. Что в имени моем? 5. Мой род. 6. Что означает моя фамилия. 7. Самые распространенные фамилии России. 8. Откуда взялись фамилии? 9. Семейные праздники. 10. Мои предки. |
2 | Мой город | 1. История моего города. 2. Мой любимый уголок. 3. Памятники города. 4. По улицам пройдусь, чьим именем зовусь? 5. Знаменитые люди города. 6. Мой город - моя гордость! 7. Реки Ивантеевки. 8. Самые распространенные фамилии Ивантеевки. 9. Любимые уголки моего города. |
3 | Моя страна | 1.Города – герои России. 2. Великие люди моей страны. 3. Народности России. 4. Люди севера в гости к людям юга. 5. Традиции народов России. 6. Фольклор народов России. 7. Самые красивые места России. 8. Великие реки России. |
4 | Помоги себе сам | 1. Мое хобби. 2. Физкультура – враг или друг? 3. Курить - здоровью вредить? 4. Суд над жевательной резинкой. 5. Пить или не пить? Смотря что… 6. В здоровом теле – здоровый дух. 7. Вредные привычки. |
5 | Учись учиться | 1. Узелки на память. 2. Как улучшить память. 3. Как преодолеть страх? 4. Скажи, кто твой друг… |
6 | Учусь сам | 1. Как научиться красиво говорить? 2. Детский сленг. 3. Учусь сам – учу других. |
VII. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество |
Введение (1 ч.) | ||
1. | Что такое проект | 1 |
I. Теоретический блок (16 ч.) | ||
Способы мыслительной деятельности (7 ч.) | ||
2 | Что такое проблема | 1 |
3 | Как мы познаём мир | 1 |
4 | Удивительный вопрос | 1 |
5-6 | Учимся выдвигать гипотезы. | 2 |
7-8 | Источники информации | 2 |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) | ||
9 | Выбор темы исследования | 1 |
10 | Цели и задачи исследования | 1 |
11-12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 |
13-14 | Сбор материала для исследования. | 2 |
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 |
16-17 | Обобщение полученных данных. | 2 |
II. Практический блок ( 13 ч.) | ||
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. ) | ||
18-19 | Планирование работы | 2 |
20-21 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
22-23 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
24-26 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. | 3 |
Сочиняем сказку ( 4 ч.) | ||
27-28 | Сказка как вид УНТ. | 2 |
29-30 | Театрализация сказки. | 2 |
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.) | ||
31-32 | Подготовка к защите. | 2 |
33-34 | Защита проектов. | 2 |
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Теоретический блок - Способы мыслительной деятельности - Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | 16 7 9 |
3 | Практический блок - Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты - Сочиняем сказку | 13 9 4 |
4 | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 4 |
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...