Настольная игра "Дружи с финансами"
методическая разработка
Настольная дидактическая игра. Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу «Финансовой грамотности" в начальной школе.
Игра может быть использована для внеурочных занятий, декады по профориентации, а также при изучении раздела «Деньги. Семейный бюджет» в Окружающем мире (авт. Программы Плешаков А.А.).
«Дружу с финансами» не только позволяет закрепить и расширить знания по финансовой грамотности, но и несет в себе профориентационную составляющую, проходит активная социализация обучающихся.
Планируемыеми результатами являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnenie_k_igre_druzhu_s_finansami_mozayka_didakticheskih_igr_3.docx | 231.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Данные о работе
ФИО автора | Дуркина Валентина Юрьевна |
Образовательная организация | МБОУ Июльская СОШ |
Город/Район/Село | Село Июльское |
Должность | Учитель начальных классов |
Название игры | «Дружу с финансами» |
Номинация | Настольная дидактическая игра |
Краткое описание | Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу «Финансовой грамотности" в начальной школе |
Приложение №2
Требования к содержанию работы
Настольная дидактическая игра | ||
Название игры | «Дружу с финансами» | |
Учебный предмет | Финансовая грамотность | |
Возраст участников игры (от/до) | 9-10 лет | |
Краткая аннотация игры | Игра может быть использована для внеурочных занятий, декады по профориентации, а также при изучении раздела «Деньги. Семейный бюджет» в Окружающем мире (авт. Программы Плешаков А.А.). «Дружу с финансами» не только позволяет закрепить и расширить знания по финансовой грамотности, но и несет в себе профориентационную составляющую, проходит активная социализация обучающихся. | |
Дидактическая задача | По мере прохождения игры участники должны не только зарабатывать, но и отвечать на вопросы из области химии. Вопросы составлены заранее и задает их выбранный «Банкир. В случае неверного ответа участник платит штраф или пропускает ход | |
Игровая задача | Заработать как можно больше средств (если время ограничено) и если время не ограничено, то остаться единственным необанкротившимся игроком | |
Планируемые результаты, универсальные учебные действия (УУД) | Личностными результатами являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами являются: познавательные: • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • проведение элементарных финансовых расчётов. | |
Вид игры (формирующая, закрепляющая, развивающая) | закрепляющая | |
Инструкция для воспроизведения игры | Перетасовать карточки "Профессия" и «Станции» и положить их обратной стороной на игровом поле. Затем каждый игрок выбирает фишку и ставит ее на надпись "Старт". Игроки выбирают Банкира, который будет заведовать деньгами, задает вопросы и контролирует правильность ответов. | |
Количество участников (от/до) | 2-8 | |
Легенда игры | Оказавшись на игровом поле игрок получает возможность прожить один день человека, который получил зарплату и совершает вынужденные траты. Необходимо остаться самым богатым среди игроков, при этом проявить знания в области финансовой грамотности. | |
Правила игры | Каждый участник по очереди бросает кубик и передвигает фишку по полю. Направление движения указывается стрелками. На одной клетке может стоять несколько фишек. Центром игры является поле, на котором выделены цветные сектора - станции. Движение по игровому полю осуществляется от клетки «Старт». По началу игры всем участникам выдаётся карточка с указанием профессии на один круг игры, у каждой профессии есть стартовый капитал - зарплата. 1. Учитель – 20000 рублей 2. Строитель – 20000 рублей 3.Врач – 25000 рублей 4. Бухгалтер – 25000 рублей 5. Инженер – 30000 рублей Игра начинается с обязательных платежей, игрок должен внести обязательный платеж. Далее каждый игрок выбрасывает кубик и делает столько шагов, сколько указано на кубике. Попадая на станцию, игрок выполняет задание в соответствии с темой станции: музей (красный), банк (синий), семейный бюджет (коричневый), магазин (фиолетовый), работа (жёлтый). (Приложение 1) Выполнив правильно задание, игрок получает 10% прибыли, если ошибся 10% штрафа от выплаченной зарплаты. Если игрок попал на черную клетку, то игрок пропускает ход или платит штраф. Если на зеленую, то получает доход. | |
Необходимые игровые атрибуты | Игровое поле, денежные купюры, 2 кубика, игровые фишки, цветные карточки с заданиями. | |
Концепция и стратегия игры (краткое описание) | Одна из стратегий победы хорошо работает при большом количестве игроков. Она заключается в том, чтобы быстро и по любой цене выкупить одинаковые карты любого цвета. При этом у игрока должно быть большое количество разноцветных участков земли. Чтобы не платить аренду, проходя по чужим участкам, необходимо отвечать на вопросы из области химии. После чего нужно быстро строить , (фермы, нефтяные вышки и др., в зависимости от отрасли) и ни при каких условиях не расставаться со своими землями. Можно получить бонусный заработок из карточек «Благотворительный фонд» или «Шанс». | |
Макеты дизайнерского оформления игры (исходные электронные файлы, содержащие, в зависимости от замысла автора: эскизы карточек, игрового поля, игровых элементов, упаковки, обложка для дисков. и т.д.) |
| |
Необходимое оборудование | Игровое поле, денежные купюры, 2 кубика, игровые фишки, цветные карточки с заданиями. | |
Презентация для защиты разработанного проекта настольной игры | МДИ Дружу с финансами.pptx |
Приложение 3
Вопросы игры
Музей (красные карточки)
Назови верное определение. Бартер – это… 1) Выдача денег в долг. 2) Обмен товара на товар. 3) Старинная монета. Ответ: 2 | Закончи фразу: В XIV веке при Иване III на монете из серебра чеканили рисунок всадника с копьём и всадника с саблей. Отсюда пошло название …….копейка |
Отметь знаком + только верные утверждения: Оборотная сторона монеты – это гурт Надпись на монете называется легендой + Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» + Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орел» + | Назови слова в порядке появления денег: «Что было вначале, а что потом?»
Монеты слитки драгоценных металлов товар бумажные деньги Ответ: 1 товар, 2 слитки, 3 монеты, 4 бумажные деньги |
Закончи фразу: В России самая крупная денежная купюра достоинством в ….., а самая мелкая денежная монета достоинством в … Ответ: 5000 руб, 1 коп. |
Семейный бюджет (коричневые карточки)
Соедини две половинки одной пословицы. Деньги не в деньгах, рубля не стоят. Где денежкам счёт, кто деньги бережёт. Лишние деньги – а в делах. Тот без нужды живёт, можно и зимой найти. Нелегко деньги нажить, там добро не утечёт. | Реши задачу: Смешарики Крош, Лосяш и Нюша выращивают овощи и фрукты и получают доход от продажи. У Кроша доход составляет 5000 рублей, а расход – 3000 рублей. У Лосяша доход – 6000 рублей, а расход – 4000 рублей. У Нюши доход – 4000 рублей, а расход – 4000 рублей. У кого из смешариков больше сбережений? Ответ: у Кроша |
Выбери и назови обязательные расходы: - плата за коммунальные услуги; обяз - поездка на отдых заграницу; - плата за обучение, детский сад; обяз - плата за лечение; обяз - покупка телевизора; - покупка еды, одежды; обяз - покупка игрушек. | Что это такое? Назови одним словом.
Зарплата, пенсия, стипендия, премия, выигрыш, приз конкурса. Ответ: доход |
Зачеркни лишнее: Премия, зарплата, стипендия, посещение аквапарка, пенсия. Ответ: посещение аквапарка |
Банк (синие карточки)
Назови слово, которому дано следующее определение: Место, где хранятся деньги, куда люди вкладывают свои сбережения, где получают кредиты, оплачивают разные услуги: плату за квартиру, газ, воду, детский сад, кружки и другое, называется …. Ответ: банк | Назови слово, которому дано следующее определение: …… – это деньги, которые банк выдал клиенту в долг на определенный срок и которые нужно вернуть с процентами. Ответ: кредит |
Назови слово, которому дано следующее определение: ……– это деньги, которые клиент положил в банк под проценты на хранение. Ответ: вклад | Зачеркни лишнее слово: Банкир, касса, электронная очередь, банкомат, инкассатор, смартфон, пластиковая карта. Ответ: смартфон |
Можно ли обменять в банке испорченную денежную купюру на новую? Ответ: можно, если повреждено не более 55% поверхности купюры | Для чего денежные купюры имеют много степеней защиты? Выбери верный ответ: 1. чтобы купюра была прочная и не рвалась; 2. чтобы деньги не смогли своровать; 3. чтоб отличить подлинную купюру от фальшивой. Ответ: 3 |
Магазин (фиолетовые карточки)
Работа ( жёлтые карточки)
Назови 5 предприятий, которые есть в твоём городе (поселке). | Почему твои родители ходят на работу? Ответ: чтобы заработать деньги |
Найди лишнее слово, объясни свой выбор. Повар, врач, актер, завод, инженер, водитель. Ответ: завод, потому что это место работы, а все остальные слова – профессии. | Что такое заработная плата? Ответ: это деньги, которые получают за выполненную работу |
Назови профессии своих родителей. | За что работнику выплачивают премию? Ответ: за качественно выполненную работу, за выполнение плана, за новые идеи по улучшению работы |
Обязательные платежи (белые карточки)
Заплати за коммунальные услуги 1500 рублей | Заплати за детский сад 1500 рублей |
Заплати за коммунальные услуги 2500 рублей | Заплати за обучение в музыкальной школе 1000 рублей |
Заплати за коммунальные услуги 3500 рублей | Внеси очередной платеж за кредит 5000 рублей |
Проблемные ситуации (чёрные круги)
- Потерял банковскую карточку. Пропусти один ход.
- Твоя купюра достоинством в 1000 рублей оказалась фальшивой.
- Ты получил смс о том, что все деньги в размере 5000 рублей с карточки списались.
- Тебя лишили премии в размере 3000 рублей.
- Тебя уволили с работы, так как предприятие закрылось. Пропусти 2 хода.
Премиальные ходы (зелёные круги)
- Выиграл в лотерею 1000 рублей.
- Получил премию на работе 2000 рублей.
- Получил приз за победу в конкурсе 5000 рублей.
- На карточку зачислились бонусы «спасибо» в размере 300 рублей.
Для начала игры приготовлены 5 карточек с указанием профессий и размеров зарплат:
- Учитель – 20000 рублей
- Строитель – 20000 рублей
- Врач – 25000 рублей
- Бухгалтер – 25000 рублей
- Инженер – 30000 рублей
СТАРТ
ФИНИШ |
Обязательный платеж |
|
|
|
| СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
МУЗЕЙ БАНК МАГАЗИН
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Дети и финансы"
Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и мате...
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Азбука финансов".
Презентация к уроку окружающего мира в начальной школе....
"Дети и финансы"
Что ребенок должен знать о деньгах? Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.В российской культуре отношение к фин...
Презентация "Азбука финансов для малышей"
Презентация предназначена для урока окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива" по теме "Семейный бюджет". Дана краткая информация о просхождении в русском языке слов "деньги", "рубль", изл...
Родительское собрание на тему «Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?»
Что должен знатьребенок о деньгах...
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line....
Родительское собрание на тему «Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?»
Родительское собрание на тему«Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?»...