Настольная игра "Дружи с финансами"
методическая разработка

Дуркина Валентина Юрьевна

Настольная дидактическая игра. Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу «Финансовой грамотности" в начальной школе.

Игра может быть использована для  внеурочных занятий,  декады по профориентации, а также  при изучении  раздела «Деньги. Семейный бюджет» в Окружающем мире (авт. Программы Плешаков А.А.).

«Дружу с финансами» не только позволяет закрепить и расширить знания по финансовой грамотности, но и несет в себе профориентационную составляющую, проходит активная  социализация обучающихся. 

Планируемыеми результатами являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Данные о работе

ФИО автора

Дуркина Валентина Юрьевна

Образовательная организация

МБОУ Июльская СОШ

Город/Район/Село

Село Июльское

Должность

Учитель начальных классов

Название игры

«Дружу с финансами»

Номинация

Настольная дидактическая игра

Краткое описание

Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу «Финансовой грамотности" в начальной школе

Приложение №2

 Требования к содержанию работы

Настольная дидактическая игра

Название игры

«Дружу с финансами»

Учебный предмет

Финансовая грамотность

Возраст участников игры (от/до)

9-10 лет

Краткая аннотация игры

Игра может быть использована для  внеурочных занятий,  декады по профориентации, а также  при изучении  раздела «Деньги. Семейный бюджет» в Окружающем мире (авт. Программы Плешаков А.А.). «Дружу с финансами» не только позволяет закрепить и расширить знания по финансовой грамотности, но и несет в себе профориентационную составляющую, проходит активная  социализация обучающихся.  

Дидактическая задача

По мере прохождения игры участники должны не только зарабатывать, но и отвечать на вопросы из области химии. Вопросы составлены заранее и задает их выбранный «Банкир. В случае неверного ответа участник платит штраф или пропускает  ход

Игровая задача

Заработать как можно больше средств (если время ограничено) и если время не ограничено, то остаться единственным  необанкротившимся игроком

Планируемые результаты, универсальные учебные действия (УУД)

Личностными результатами являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности

за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами являются:

познавательные:

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек

зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Предметными результатами являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Вид игры (формирующая, закрепляющая, развивающая)

закрепляющая

Инструкция для воспроизведения игры

Перетасовать карточки "Профессия" и «Станции» и положить их обратной стороной на игровом поле. Затем каждый игрок выбирает фишку и ставит ее на надпись "Старт". Игроки  выбирают Банкира, который будет заведовать деньгами, задает вопросы и контролирует правильность ответов.

Количество участников (от/до)

2-8

Легенда игры

Оказавшись на игровом поле игрок получает возможность прожить один день человека, который получил зарплату и совершает вынужденные траты. Необходимо остаться самым богатым среди игроков, при этом проявить знания в области финансовой грамотности.

Правила игры

Каждый участник по очереди бросает кубик и передвигает фишку по полю. Направление движения указывается стрелками. На одной клетке может стоять несколько фишек.

Центром игры является поле, на котором выделены цветные сектора - станции. Движение по игровому полю осуществляется от клетки «Старт». По началу игры всем участникам выдаётся карточка с указанием профессии на один круг игры, у каждой профессии есть стартовый капитал - зарплата.

1.        Учитель – 20000 рублей  2. Строитель – 20000 рублей   3.Врач – 25000 рублей   4. Бухгалтер – 25000 рублей      5.        Инженер – 30000 рублей

Игра  начинается с обязательных платежей, игрок должен внести обязательный платеж.

Далее каждый игрок выбрасывает кубик и делает столько шагов, сколько указано на кубике. Попадая на станцию, игрок выполняет задание в соответствии с темой станции: музей (красный), банк (синий), семейный бюджет (коричневый), магазин (фиолетовый), работа (жёлтый). (Приложение 1)

 Выполнив правильно задание, игрок получает 10% прибыли, если ошибся 10% штрафа от выплаченной зарплаты.

Если игрок попал на черную клетку, то игрок пропускает ход или платит штраф. Если на зеленую, то получает доход.

Необходимые игровые атрибуты

Игровое поле, денежные купюры,  2 кубика, игровые фишки, цветные карточки с заданиями.

Концепция и стратегия игры (краткое описание)

Одна из стратегий победы хорошо работает при большом количестве игроков. Она заключается в том, чтобы быстро и по любой цене выкупить одинаковые  карты любого цвета. При этом у игрока должно быть большое количество разноцветных участков земли. Чтобы не платить аренду, проходя по чужим участкам, необходимо отвечать на вопросы из области химии.  После чего нужно быстро строить , (фермы, нефтяные вышки и др., в зависимости от отрасли) и ни при каких условиях не расставаться со своими землями. Можно получить бонусный заработок из карточек «Благотворительный фонд» или «Шанс».

Макеты дизайнерского

оформления игры (исходные электронные

файлы, содержащие, в зависимости от

замысла автора: эскизы карточек, игрового

поля, игровых элементов, упаковки,

обложка для дисков. и т.д.)

     

   

Необходимое оборудование

Игровое поле, денежные купюры,  2 кубика, игровые фишки, цветные карточки с заданиями.

Презентация для защиты разработанного проекта настольной игры

МДИ Дружу с финансами.pptx


Приложение 3

Вопросы игры

Музей (красные карточки)

Назови верное определение.

Бартер – это…

1) Выдача денег в долг.

2) Обмен товара на товар.

3) Старинная монета.

Ответ: 2

Закончи фразу:

В XIV веке при Иване III на монете из серебра чеканили рисунок всадника с копьём и всадника с саблей. Отсюда пошло название …….копейка

Отметь знаком + только верные утверждения:

Оборотная сторона монеты – это гурт

Надпись на монете называется легендой        +

 Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка»  +

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орел»       +

Назови слова в порядке появления денег: «Что было вначале, а что потом?»

 

Монеты           слитки драгоценных металлов      товар             бумажные деньги

Ответ: 1 товар, 2 слитки, 3 монеты, 4 бумажные деньги

Закончи фразу:

В России самая крупная денежная купюра достоинством в ….., а самая мелкая денежная монета достоинством в …

Ответ: 5000 руб, 1 коп.

Семейный бюджет (коричневые карточки)

Соедини две половинки одной пословицы.

Деньги не в деньгах,                      рубля не стоят.
Деньги не грибы-                           на душе тяжело.

Где денежкам счёт,                   кто деньги бережёт.

Лишние деньги –                           а в делах.

Тот без нужды живёт,           можно и зимой найти.

Нелегко деньги нажить,          там добро не утечёт.
Когда кошелек легок –                а легко прожить.

Реши задачу:

Смешарики Крош, Лосяш и Нюша выращивают овощи и фрукты и получают доход от продажи.

У Кроша доход составляет 5000 рублей, а расход – 3000 рублей.

У Лосяша доход – 6000 рублей, а расход – 4000 рублей.

У Нюши доход – 4000 рублей, а расход – 4000 рублей.

 У кого из смешариков больше сбережений?

Ответ: у Кроша

Выбери и назови  обязательные расходы:

- плата за коммунальные услуги;  обяз

- поездка на отдых заграницу;

- плата за обучение, детский сад;   обяз

- плата за лечение;          обяз

- покупка телевизора;

- покупка еды, одежды;    обяз

- покупка игрушек.

Что это такое? Назови одним словом.

 

Зарплата, пенсия, стипендия, премия, выигрыш, приз конкурса.

Ответ: доход

Зачеркни лишнее:

Премия, зарплата, стипендия, посещение аквапарка, пенсия.

Ответ: посещение аквапарка

Банк (синие карточки)

Назови слово, которому дано следующее определение:

Место, где хранятся деньги, куда люди вкладывают свои сбережения, где получают кредиты, оплачивают разные услуги: плату за квартиру, газ, воду, детский сад, кружки и другое, называется ….

Ответ: банк

Назови слово, которому дано следующее определение:

…… – это деньги, которые банк выдал клиенту в долг на определенный срок и которые нужно вернуть с процентами.

Ответ: кредит

Назови слово, которому дано следующее определение:

 ……– это деньги, которые клиент положил в банк под проценты на хранение.

Ответ: вклад  

Зачеркни лишнее слово:

 Банкир, касса, электронная очередь, банкомат, инкассатор, смартфон, пластиковая карта.

Ответ: смартфон

Можно ли обменять в банке испорченную денежную купюру на новую?

Ответ: можно, если повреждено не более 55% поверхности купюры

Для чего денежные купюры имеют много степеней защиты? Выбери верный ответ:

1.  чтобы купюра была прочная и не рвалась;

2. чтобы деньги не смогли своровать;

3. чтоб отличить подлинную купюру от фальшивой. 

Ответ: 3

Магазин (фиолетовые карточки)

Пронумеруй по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете.

 А) Выложить продукты из тележки

Б) Получить сдачу

В) Проверить сроки годности

Г) Выбрать продукты

Д) Проверить чек

Е) Оплатить покупки

ж) Занять очередь в кассу

 З) Взять тележку

Ответ:1-А, 2-Г, 3-В,4-Ж, 5-А, 6-Е, 7-Б, 8-Д

Реши задачу:

   У Димы есть карманные деньги в сумме 250 рублей. Он хочет купить в магазине сок за 65 рублей, шоколад за 45 рублей, набор фломастеров за 120 рублей. Хватит ли Диме денег, если ему ещё надо оплатить проезд на трамвае в размере 20 рублей? Останется ли ещё какая-то сумма денег?

Ответ:  хватит; не останется.

Отгадай зашифрованное слово

39 : 13

30 + 30

27 * 3

25 * 4

287 + 12

340 – 20

60-Е

299 – Г

320-И

3-Д

100-Ь

81-Н

Ответ: деньги

Найди лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дай общее название оставшимся словам.

Продукты, одежда, обувь, деньги, игрушка, машина, телефон, телевизор.

Ответ: деньги, товар

Реши задачу:

    Кате родители каждую неделю выдают деньги на карманные расходы в размере 100 рублей. Катя их не тратит, а копит, так как хочет купить настольную игру стоимостью 1200 рублей.

    За какое время Катя накопит достаточное количество денег?

Ответ: за 12 месяцев или 1 год

Отгадай загадку:

Та сумма, что заплатит покупатель,

 Та сумма, что устроит продавца;

 Как мера для обмена всех товаров,

 На рынке называется…

Ответ: цена

Работа ( жёлтые карточки)

Назови 5 предприятий, которые есть в твоём городе (поселке).

Почему твои родители ходят на работу?

Ответ: чтобы заработать деньги

Найди лишнее слово, объясни свой выбор.

Повар, врач, актер, завод, инженер, водитель.

Ответ: завод, потому что это место работы, а все остальные слова – профессии.

Что такое заработная плата?

Ответ: это деньги, которые получают за выполненную работу

Назови профессии своих родителей.

За что работнику выплачивают премию?

Ответ: за качественно выполненную работу, за выполнение плана, за новые идеи по улучшению работы

Обязательные платежи (белые карточки)

Заплати за коммунальные услуги 1500 рублей

Заплати за детский сад 1500 рублей

Заплати за коммунальные услуги 2500 рублей

Заплати за обучение в музыкальной школе 1000 рублей

Заплати за коммунальные услуги 3500 рублей

Внеси очередной платеж за кредит 5000 рублей

Проблемные ситуации (чёрные круги)

  1. Потерял банковскую карточку. Пропусти один ход.
  2. Твоя купюра достоинством в 1000 рублей оказалась фальшивой.
  3. Ты получил смс о том, что все деньги в размере 5000 рублей с карточки списались.
  4. Тебя лишили премии в размере 3000 рублей.
  5. Тебя уволили с работы, так как предприятие закрылось. Пропусти 2 хода.

Премиальные ходы (зелёные круги)

  1. Выиграл в лотерею 1000 рублей.
  2. Получил премию на работе 2000 рублей.
  3. Получил приз за победу в конкурсе 5000 рублей.
  4. На карточку зачислились бонусы «спасибо» в размере 300 рублей.

    Для начала игры приготовлены 5 карточек с указанием профессий и размеров зарплат:

  1. Учитель – 20000 рублей
  2. Строитель – 20000 рублей
  3. Врач – 25000 рублей
  4. Бухгалтер – 25000 рублей
  5. Инженер – 30000 рублей

    СТАРТ

                                               

                        ФИНИШ

 

 

Обязательный платеж

 

 

 

 

                                                                                                     СЕМЕЙНЫЙ  БЮДЖЕТ

 

                                                               

                                      МУЗЕЙ                                                  

                             БАНК

                                МАГАЗИН

                                                                                                                               https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/216365/3c57b882-35cb-4fb0-910c-932477660d5a/s1200?webp=false

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Дети и финансы"

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и мате...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Азбука финансов".

Презентация к уроку окружающего мира в начальной школе....

"Дети и финансы"

Что ребенок должен знать о деньгах? Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.В российской культуре отношение к фин...

Презентация "Азбука финансов для малышей"

Презентация предназначена для урока окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива" по теме "Семейный бюджет". Дана краткая информация о просхождении в русском языке слов "деньги", "рубль", изл...

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line....

Родительское собрание на тему «Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?»

Родительское собрание на тему«Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?»...