Материал для проведения классного часа по теме "Семья"
презентация к уроку (3 класс)
Презентация и конспект проведения классного часа в 3 классе. Тема: "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_semya.docx | 56.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Классный час
«Семья и семейные ценности».
для 3 класса
класс 3, учебный год 2019–2020
Конспект урока составил:
Классный руководитель,
Учитель начальных классов
Пономарева
Татьяна Анатольевна
Санкт-Петербург
2019/20
Аннотация
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на духовно-нравственное воспитание учащихся третьего класса.
Класс | 3 |
Тема классного часа | Семья и семейные ценности |
Цель урока | Обобщить понятие «семья», единстве всех членов семьи, отношениях людей в семье и взаимоотношениях детей и родителей. |
Задачи | Обучающая – рассказать о том, что такое семья; объяснять детям ценность традиций семьи у народов нашей страны, семейного единства; – познакомиться с кратким житием святых Петра и Февронии; Развивающая: – развивать у ребят нравственное мышление; – способствовать развитию внимательного, доброжелательного отношения к людям; – развивать внимание при слушании рассказов, просмотре видеосюжетов; мышление. – развитие коммуникативных способностей, кругозора, положительных эмоций и чувств, интереса к истории своей Родины, к духовным традициям своего народа. Воспитывающие – способствовать возникновению осознанного добровольного желания почитать родителей, оказывать им должное уважение и послушание; – способствовать воспитанию любви в семье; – развивать чувство ответственности за семью, воспитывать желание заботиться о родных людях, и помогать младшим и старшим; – побуждать к возникновению желания применить модель семьи, о которой говорится на классном часе, в организации собственной семьи в будущем. |
Формы и виды деятельности | Беседа, просмотр видео и слайдов, . |
Ключевые понятия | Семья, святые Петр и Февронья, благословение, венчание, венцы, Таинство Брака, мученики, родоначальники рода, дети. |
Оборудование | Мультимедиа проектор, слайды и графические изображения, изображения икон святых, видеофильмы, презентация, карточки с загадками |
Ход урока
Слайд 1. Начало урока.
- Организационный момент.
Дорогие ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш мир стал лучше добрее!
- Знакомство с темой классного часа.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите карточки с загадками. Прочитайте по очереди загадки и отгадайте их. Если загадка будет отгадана правильно, загадавший перевернет лист с загадкой и мы увидим отгадку на обратной стороне.
Дети читают загадки и переворачивают листы на доске.
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
(мама)
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь — по делу,
И хвалишь — с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо — научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.
(папа)
У меня есть мама Вера,
Я у нее сыночек первый.
А у мамы – мама Света
Обожает, есть конфеты.
Есть у Светы мама Зина,
Меня в колясочке возила.
Она со мною часто водится.
Угадайте, мне, кем она приходится?
(бабушка)
Мастер на все руки,
Не знает скуки,
Режет, рубит, пилит,
Все дела осилит!
Кто для внуков главный
Добрый и славный?
(Дедушка)
У мамы сын,
Он мне родня,
Живёт в квартире,
У меня!
Брат
Иногда я с ней ругаюсь,
И порой не понимаю,
Всё равно её люблю,
Для меня она родня,
Это ведь моя …
(сестра)
Ребята, кто из вас, отгадав загадки, понял, какая у нас сегодня тема классного часа?
Молодцы! Все эти понятия можно объединить словом «семья»
Тема нашего классного часа: Семья и семейные ценности.
- Основная часть урока.
Ребята, как Вы понимаете «Что такое семья”? Что возникает в вашем воображении? (ответы детей). Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа, мама, бабушка, дедушка, это сестры, братья.
Впервые ребенок приобщается к миру, знакомится с этим миров, с духовно-нравственными ценностями, традициям родной культуры в СЕМЬЕ.
Каждый народ учит устраивать семью по определённому порядку, по правилам. Попробуем разобраться, как на Руси учили относиться к семье и её устраивать. Вспомним некоторые традиции.
Верующие люди считают, что когда Господь сотворил небо и землю, все что есть в этом мире живого и неживого, сотворил первого человека, то Бог понял, что Адаму одному плохо.
А почему Адаму было плохо? (Ответы детей) Самое главное, что Адаму нужно было кого-то любить. И его, Адама, кто-то должен был любить. Главное в семье, как и вообще в православной традиции – Любовь. Но это не просто симпатия, когда кто-то кому-то нравится, кому-то с кем-то приятно посуду мыть или телевизор смотреть. Настоящая любовь – это бескорыстное чувство. Когда человек добровольно, по своей свободной воле готов сделать для другого человека все что угодно, даже пожертвовать своей жизнью ради любимого.
Кстати ребята не нужно думать, что Бог создал жену Адаму именно из ребра. Здесь не совсем точный перевод Св. Писания на русский язык. Смысл того, что написано в Библии (вы знаете, то это главная книга христиан) заключается в том, что Бог создал Еву из части Адама (буквальный перевод из бока). И этой части теперь у Адама нет. Так что он точно без нее, без жены жить не может.
Но почему Бог извёл жену из ребра Адама? Потому что ребро – часть тела, ближайшая к сердцу. Этим указывается на теснейшее единство, взаимную близость первой супружеской четы, а также всех последующих супружеских пар. Поэтому когда вы станете жениться или выходить замуж, то в семье вы будете взаимодополнять друг друга. Есть еще очень хорошие слова в Библии, которые говорят о сотворении человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Можно эти слова из Библии понять и так, что мужчина без жены – это половина человека. А реализовать себя человек может только имея любовь, имея свою вторую половину – жену. Самого себя любить нельзя. Это будет не любовь, а эгоизм. Вступая в брак, таким образом, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, а человека, ради которого другой человек готов на все.
Вы знаете, что самой распространенной религией на Руси было Православие. Поэтому вступление в брак в Православии сопровождается Таинством брака или оно еще называется венчанием
Давайте посмотрим небольшое видео.
Просмотр видео.
. На заключение православного брака молодые всегда берут у родителей благословение, т. е. разрешение на вступление в брак. Во время венчания на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец – это награда за решимость людей подарить себя друг другу. Любящие друг друга женихи невеста, подобно мученикам, выражают готовность все претерпеть, ради сохранения своей семьи. Поэтому во время венчания Бог дает им особую благодать, силу для создания крепкой семьи, рождение и воспитания детей, дает возможность стать родоначальниками целого рода.
Что означает обручальное кольцо в христианском браке? Кольцо, не имеет конца. Оно обозначает вечность. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
На Руси было очень много примеров настоящих семей, где муж и жена любили друг друга до конца. Так, например, на Руси жили Петр и Февронья, которые являются для нас примером любви и семьи.
Давайте я вам расскажу о них.
Итак, в середине 16 века была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – история их любви друг к другу и верности. Фактически в этой повести были выражены христианские представления о любви семье. Петр и Февронья не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди. Они жили в Муроме согласно летописи Еразма в начале 13 века.
В Муроме в начале 13 века жили Петр и Февронья.
Вы смотрели мультфильм. Помните, что там случилось с Петром?
Как пишет Еразм, правивший в Муроме князь Петр за несколько лет до того, как принял престол в 1203 г., заболел проказой. Ни один врач того времени исцелить эту болезнь, конечно же, не мог. В отчаянии Петр обратился с молитвой к Богу. Через некоторое время, как повествует предание, Господь наслал на него пророческий сон. В ночном видении князю было открыто то, что вылечить его может только девица Феврония, дочь пасечника, проживающая под Ярославлем в селе Ласково. Конечно же, князь сразу же послал гонцов за целительницей.
Какое условие поставила девица Февронья князю? Что он должен был сделать за исцеление? (Ответы детей)
Излечиться, по ее словам, Петр мог, только женившись на ней. Князь, конечно же, взял на себя такие обязательства, решив, однако, их не выполнять. Феврония намазала Петра медом, но, видя его лукавство, оставила сухим один из струпьев. Через некоторое время болезнь князя прошла. Но вскорости от того рубца, который не стала лечить Феврония, она вернулась вновь. Понял тогда правитель свою ошибку. Послал он гонцов за Февронией снова. И на этот раз, излечившись, женился на своей спасительнице. В том, что Февронья просила жениться на ней Петра, есть и глубокий духовный смысл. Только настоящая любовь могла победить болезнь.
Конечно же, Февронье ничего не нужно было от князя кроме любви. Помните, бояре предлагали ей несметные богатства, чтобы она ушла из Мурома. Но что попросила Февронья? Она попросила отдать ей собственного мужа.
Феврония и Петр Муромские почитаются как христианские святые с 1547 года. При жизни эти святые не совершили никаких монашеских подвигов и не подвергались страданиям за веру. Канонизировали их за добрые дела, а также за целомудренную любовь между собой. Прославила их Церковь прежде всего как образец христианского супружеств
Умерли Февронья и Петр действительно в один день 25 июня 1228 года, и похоронены они были согласно своему завещанию в одном гробу в Муроме, в храме Свято-Троицкого женского монастыря.
А рядом с монастырем стоит памятник Петру и Февронье.
Мы с вами сейчас говорили о любви мужа и жены. Но в семье еще есть дети.
Как же в семье без детей? Детей в российских семьях принято принимать как дар от Бога. Их очень любили, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Дети, подражая родителям, рано приучались к труду по хозяйству, старшие заботились о младших. И всё же каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и должен отвечать родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. А родители старались быть такими, какими они хотели бы видеть своих детей.
Ребята, а как вы можете проявлять свою любовь к родителям? (ответы детей)
А почему мы должны почитать родителей? (ответы детей)
Я хочу Вам прочитать один небольшой рассказ. Может тогда мы, на его примере сможем понять: что такое воспитание детей.
«Старик ел яблоко. Съев его, аккуратно вынул семена, положил их на ладонь и подумал: «дай-ка я их посажу в землю, путь вырастут яблони для моих детей». Зашел в избу, взял чистую тряпочку, намочил ее и положил туда семена. Вскоре семена набухли и проросли. Старик посадил их в землю.
Ухаживал за ними. Прошло много лет, прежде чем выросли яблони. Старик отец, умирая, наказал детям ухаживать за деревьями: поливать их, рыхлить почву вокруг деревьев, оберегать от насекомых, укрывать стволы от вредителей и от холода на зиму, чтобы яблони не замерзли, да и зайцы чтоб кору не попортили.
Дети, выполняя наказ отца, делали все так, как он их учил. Послушались его. И вот радость! Наконец-то появились
первые плоды. Да еще какие! Красные яблоки на деревьях были крупные и сочные. Срывая их, сыновья вспомнили добрым словом отца. Мысленно поблагодарили его за то, что сумел воспитать в них самое ценное: любовь к труду, умение жить дружно и с уважением вспоминать родителей.
Что сделал отец? Он посадил яблони. Сам он мог воспользоваться их плодами? Нет. Яблони растут долго. Отец умер, так и не попробовав яблок с этих деревьев. Кто их ел? Дети. А почему? Потому что они послушали своего родителя и ухаживали за яблонями. Так что делают для нас наши родители? Они сеют в нас все самое хорошее, доброе и вечное.
- Подведение итогов.
В конце урока, как и всегда, я хотела бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов:
- С чего начинается семья?
- В чем проявляется любовь в семье?
- Что обозначают кольца, которые дарят друг другу молодые?
- Что делают для нас наши родители?
- Что можем делать мы для наших родителей?
Использаванные источники:
http://загадки.su/zagadki-pro-brata/
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-dedushku-dlya-detej-12-luchshih.html
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-mamu-dlya-detej-50-luchshix.html
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-papu-15-samyx-interesnyx.html
https://zagadka-otvet.ru/zagadki-pro-babushku.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения классного часа.
Классный час по теме "Верный друг- живое сокровище". Включила рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе....
Презентация "Рождество" (материал подготовлен к проведению классного часа)
Материал расказывает о истории возникновения праздника "Рождество"...
Материал для проведения классного часа по теме Страницы истории. Бородино.
Материал для проведения классного часа в форме игры "Поле чудес"по теме "История России. Бородино"....
Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"
Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...
«Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»
laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...
Материал для проведения классного часа "Города Югры"
Данный материал можно использовать для проведения квестов, викторин, для интелектуальной разминки на классных часах. Учащиеся в процессе работы узнают новую информацию,либо уточняют и расширяют свои з...
Притчи для детей начальных классов как эффективный инструмент при решении конфликтных ситуаций, для использования на уроках ОРКСЭ, для проведения классных часов, как материал для театрализованных представлений и других формах работы с детьми.
Сборник притч для работы с детьми в начальной школе (классные часы, уроки ОРКСЭ, театрализованные представления и др.)...