Экологическая игра-викторина "Природа и человек"
классный час (2, 3, 4 класс)

Трубинова Лариса Геннадьевна

Внеклассное  мероприятие по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra-viktorina.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра-викторина «Природа и человек»

Задачи:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Оборудование: планшет, колокольчик, экологические знаки, картинки с деревьями, 3 карточки с заданиями, 3 картинки с изображением животных

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)

- Добрый вечер, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.

Хотите ли вы спасти свою планету?

А чтобы её спасти, нужно хорошо знать её, понимать взаимосвязи в природе. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

Сегодня мы проверим и пополним свои знания о природе и окружающем мире, правила безопасного поведения в ней.  

Наше занятие пройдёт в виде соревнования между командами.

(Деление на команды. Правила соревнований)

Каждой команде – задание. Балл - за правильный ответ.  Если игроки команды не дали верный ответ, то то балл за правильный ответ может заработать другая команда. За плохое поведение жюри может лишить  команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

- Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

1-й конкурс. «Отгадай название растения».

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 

2. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

3. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

4.Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

5.Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

6. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

7. Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина).

8. Какие деревья называют вечнозелеными? (Хвойные). Почему?

9. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и лиственные; культурные и дикорастущие).

– Молодцы, ребята! ИТОГИ.

2-й конкурс. Фотозагадка.  По изображению узнать и назвать дерево. (КАРТИНКИ)

Каждой команде по одному изображению. За правильный ответ один балл. ИТОГИ.

3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». (КАРТОЧКИ)

Назови лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ? Каждой команде дается листок с заданием и одна минута.

1.Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как травянистое.

2.Сосна, ель, тополь, пихта. Так как лиственное.

3.Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как кустарник.

4. Груша, слива, осина, вишня. Так как не плодовое.

5.Ромашка, дуб, фиалка, клевер. Так как это дерево.

6. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как ягода.

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.  

Все-все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий:  На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Что человек делает для сохранения животного мира?

Мы продолжаем наши конкурсы

4-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

1.Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3.Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

4.Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5.Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

7.Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (
Бобры).

8.Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (
Лягушка).

9.Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (
Стрекоза).

5-й конкурс. «Следопыты»(КАРТИНКИ)

-Сколько и каких животных ты видишь на рисунке? Написать. (12: Ласточка, бабочка, медведь, белка, стрекоза, кот, черепаха, лебедь, ёж, медведь, мышь, рыба)

6-й конкурс. «Забавные зверюшки». (КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ)

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

III. Третья станция. «Царство Грибов».

- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие. Вы любите собирать грибы?

 – На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

И сейчас мы отправляемся за грибами.

7-й конкурс. «Узнай гриб!»

 Загадки. Для каждой команды две загадки.

  1. Очень дружные ребята
    У пенька живут...
    (Опята).
  2. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас...
    (Маслята).
  3. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете.
    (Подосиновик).
  4. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!
    (Подберёзовик).
  5. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме.
    (Боровик, белый). 
  6. Зашёл мужик в сосняк,

Нашёл слизняк,

Бросить - жалко,

Съесть - сыро.  (Груздь)

 
 8-й конкурс. «Собери пословицу». (карточки)

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

1.«Ягоды любят день, грибы – ночь и тень.»

2.«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко.»

3. «Назвался груздем – полезай в кузов.»

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

- Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)  

15. Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
16. Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
17. Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
18. – Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
19. И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

 – Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

9-й конкурс.  «Пентонимы».  

- Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает один балл. Побеждает в этом конкурсе та команда, которая наберёт больше всех баллов.

Вопросы викторины «ПЕНТОНИМЫ»

 

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще  больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

P.S.

1.Его производит обыкновенная корова.

2.В небольших количествах он очень полезен.

3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные   начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать.

(Навоз)

1.Всегда черного цвета.

2.Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3.Это очень вредно.

4.У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5.Этого много при горении.

(Сажа)

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети.

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой....

Люди, не нужно сорить на планете,

Она ведь жизнь нам дает.

Планета такая одна на всем свете,

Давайте ее сбережем.

10-й конкурс «Экологический знак».

– Команды представьте свои экологические знаки и объясните, что они обозначают. За каждый знак команда получает один балл. (Защита экологических знаков).

- Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе .

ИТОГИ.

- Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Мы сегодня говорили об экологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воздействие человека на окружающую среду» (экологические проблемы)

Урок направлен на  формирование экологической грамотности младшего школьникаЗадачи: Формировать умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой; р...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...

Экологическое воспитание младших школьников. Люби природу,человек.

·        Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.·...

Экологическая викторина для начальных классов "Земля. Природа. Человек" (в рамках инклюзивного образования)

Данный материал специально разработан в рамках пилотного проекта "Уроки доброты"  и рассчитан на совместную детельность здоровых детей и детей с ОВЗ. Задания викторины сформированиы таким образом...

Слайд-шоу к экологической викторине "Земля.Природа. Человек"

Слайд-шоу включает в ссебя 3 презентации в соответствии со сценарием викторины. Презентация "Дары природы " необходима для выполнения задания №1. Учащиеся могут сверить свои ответы с ответами на сслай...

Клятва юного эколога к экологической викторине "Земля.Природа. Человек"

Материал представлен в интересной для детей форме: на отдельном листе  - заповедь и фотография, отражающая ее смысл. Каждый лист в соответствии со сценарием предлагается соединить с последующим к...