«Воздействие человека на окружающую среду» (экологические проблемы)
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме
Урок направлен на формирование экологической грамотности младшего школьника
Задачи:
- Формировать умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой; расширять кругозор учащихся и общие представления об окружающем мире; выявлять экологические проблемы; устанавливать правила поведения на основе изученных правил безопасного поведения
- Активизировать учебный процесс через использование ЭОР; способствовать развитию познавательной активности учащихся, памяти, наблюдательности, творческого воображения, образного мышления, речи через использование занимательного материала, межпредметных связей; развитие коммуникативных навыков через беседу, работу в группах.
- Воспитывать соблюдение правил безопасного поведения в доме, на дорогах, в лесу, на водоёмах; бережное отношение к природе, стремление не только знать, но и охранять хрупкий мир растений и животных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воздействие человека на окружающую среду» (экологические проблемы) | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Решня Вера Николаевна
Урок окружающего мира в 1 классе
(Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: Часть 2.) Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Тема урока: «Воздействие человека на окружающую среду»
(экологические проблемы)
Цель: формирование экологической грамотности младшего школьника
Задачи:
- Формировать умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой; расширять кругозор учащихся и общие представления об окружающем мире; выявлять экологические проблемы; устанавливать правила поведения на основе изученных правил безопасного поведения
- Активизировать учебный процесс через использование ЭОР; способствовать развитию познавательной активности учащихся, памяти, наблюдательности, творческого воображения, образного мышления, речи через использование занимательного материала, межпредметных связей; развитие коммуникативных навыков через беседу, работу в группах.
- Воспитывать соблюдение правил безопасного поведения в доме, на дорогах, в лесу, на водоёмах; бережное отношение к природе, стремление не только знать, но и охранять хрупкий мир растений и животных
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению
Предметные: Понимать взаимозависимость деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком
Активизировать понятия: «природа», «живая/неживая природа», «растения», «группы растений».
Средства наглядности.
У учителя: ЭОР, учебник, задания для работы в группах, «Дерево радости».
Выставка полезных поделок из пластиковых бутылок.
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, набор разноцветных кружков,
Ход урока
- Организационный момент. Цель: Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Доброе утро! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Наблюдение за погодой:
СЛАЙД 1. - А начнём мы наш урок с упражнения «Погода».
- Какой сегодня день недели?
-Какое число и месяц?
-Какое состояние неба?
-Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
- Актуализация знаний через создание коллизии
- Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы)
- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышал щебет птиц, они уже начали вить гнёзда и т.д.)
- Когда мы говорим о своих наблюдениях, то улыбаемся, потому что вспоминаем приятные моменты, связанные с природой. Но всегда ли приятны эти воспоминания?
- Введение в тему.
Слайд 2-8. У: - Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.
Раньше Земля не знала такого
Банки, бутылки везде не бросали
В реку отходы и нефть не сливали
Трубы заводов так не дымили
Не было столько автомобилей
Столько лесов не вырубали
И зверей в лесах не уничтожали.
Нет в лесах теперь зверей,
Человек ведь всех главней!
Высказывания детей по проблеме. Определение темы и задач урока.
У. - Сегодня на уроке мы будем исследовать очень серьёзные проблемы, от решения которых зависит жизнь на нашей замечательной планете Земля. В конце нашего исследования ответим на вопрос: Действительно ли человек главнее всех на Земле?
- Открытие новых знаний. Цель: Организовать открытие новых знаний. Слайд 10 (картинка из учебника на с.38) (Развитие коммуникативных навыков при работе в группах и в парах)
У. – Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая связь существует между деятельностью человека, неживой и живой природой. Сделайте вывод.
(Выслушиваются ответы детей)
Слайд 11. Вывод: Земля – наш общий дом. А дом нужно беречь и охранять.
У. – Прочитайте абзац в учебнике под картинкой. О каком значении растений для природы и человека вы узнали?
- Работа в группах:
- Задание: на столах у вас лежат карточки, на которых вам нужно соединить слова по образцу - это задание для 1, 2 и 3 группам, а 4 группа определит, к каким группам относятся названные в тексте растения?
Береза деревья
Шиповник
Земляника
Ель кустарники
Кедр
Кислица
Малина травянистые растения
Сосна
- Давайте проверим, 1 группа - деревья
2 группа – кустарники
3 группа – травы
4 группа – задание из учебника.
- У.- Растения нужно беречь. Природе надо помогать. Но как?
- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.
У. – Какую проблему раскрывает рассказ?
Д. – Загрязнение леса.
- Работа парами в рабочей тетради с экологическим рассказом – с.39
Проверка.
У. - Лес - это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
У. - Бываете ли вы с родителями на природе?
-Что вы собираете в лесу? Не наносите ли вы этим вред окружающей среде?
- Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?
- Вы должны знать, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
- Физминутка - Тренинг «Спаси птенца». Звучит музыка.
– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
- Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: Систематизация знаний и повторение. Подготовка учащихся к подведению итогов урока (Развитие коммуникативных навыков при работе группах).
- Работа в группах.
Задание:
1 группа: Обозначить роль леса в природе. Нужно выбрать правильные ответы роли леса в жизни человека.
Лес необходим, потому что он: …
- дом для растений и животных;
- защитник воздуха;
- место для отдыха человека, где он может делать всё, что захочет;
- место, где можно рвать цветы, ломать ветки, собирать неизвестные вам ягоды и грибы, кричать и петь;
- источник дров
Обоснуйте свой выбор
2 группа, 3 группа и 4 группа составляют по рассказу с опорой на картинку в учебнике на с.39 по темам:
- Лес красивый и вырубленный лес, только одни пеньки.
- Чистый ухоженный пруд и пруд загрязнённый.
- Зелёный луг и этот же луг, только вспаханный и кругом мусор.
- Ребята, вы должны сказать. Что случилось? Кто это сделал? И можно ли как-то изменить ситуацию? Каждая группа выбирает выступающего, и он отвечает по картинке.
- Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьёзную проблему защиты окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Проверка работы групп.
- Слайды 12 -22. Назови правила
У. - Докажем, что мы хорошо знаем правила друзей природы.
Назови правила, которые нарисованы на эмблемах
- нельзя топтать растения
- нельзя рвать цветы
- нельзя рубить деревья
- нельзя ловить рыбу сетями
- не убивайте животных
- не разжигать костёр в лесу
- не собирать неизвестные ягоды и грибы
- нельзя мусорить
- А что же тогда можно? Можно и нужно разумно использовать дары природы и наслаждаться её красотой.
У. - Вы хорошо знаете эти правила, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? (Нет. Их нужно ещё и выполнять.)
Слайд 23.Чтобы река и ручьи не мутнели,
Зелень от солнца в жару бы спасала
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Каждому правила знать не мешало.
- У. – Кажется, всё ясно. Надо беречь природу. Но оглянитесь вокруг. Многие вещи сделаны из переработанной древесины, в том числе и эта книга.
В наших домах 1 житель России в день производит примерно 2 кг мусора.
(иллюстрация на с.39) – Посчитайте, сколько выбросит мусора семья из пяти человек? – 10кг! Так что же, нам отказаться от книг, удобных и красивых упаковок?
Д. – Нет. Нужно постараться найти им новое применение или переработать.
- Выставка полезных поделок из пластиковых бутылок. Описание детьми своих работ.
- Итог урока.
У. - И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.
Подготовленные ученики читают:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте…
- Рефлексия. Цель: обобщение, фиксирование результатов деятельности во внешней речи.
- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Что показалось трудным?
- С каким настроением уходите с урока?
- Самооценка.
- Найдите своё место на дереве « радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите кружок соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Человек в окружающей среде"
Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...
Доклад на тему: «Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы»
Загрязнение окружающей среды, под которой понимаются также природная среда и биосфера — это повышенное содержание в ней физических, химических или биологических реагентов, не характерных для дан...
Модель-аппликация "Воздействие человека на окружающую среду"
Карточки с изображениями природы, а также картинки, иллюстрирующие негативное воздействие человека на окружающую среду и пути снижения такого воздействия....