Методическая копилка начальная школа
картотека (1, 2, 3, 4 класс)
начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_obshcheniya.docx | 20.02 КБ |
kak_ya_mogu_povliyat_na_postupki_svoih_sverstnikov.doc | 22.5 КБ |
pro_vozduh_2_klass.doc | 103 КБ |
publikatsiya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое внеурочное занятие
«Психология общения»
Учитель: Новожилова И.Ю.
Форма проведения занятий:
групповое занятие с элементами тренинга.
Цель:
- формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
- развитие мыслительных способностей, внимания;
- приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
- развитие эмпатии, толерантности.
Задачи:
- Создание комфортной психологической среды для развития личности в общении.
- Установление и поддержка контакта, снятие скованности и замкнутости .
- Формирование понимания необходимости и значимости общения в жизни людей, его положительных сторон.
- Развитие сплоченности внутри группы, умения согласовывать свои действия с другими и решать поставленные задачи.
- Познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.
- Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
- Учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей.
Наглядные средства и оборудование: схемы, стулья по количеству участников, клубок ниток, компьютер, экран, проектор, презентация к занятию, музыкальное сопровождение.
Методы:
- словесные (беседа на этапе орг.момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);
- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);
- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);
- практические (развивающие игры);
- ИКТ.
Аудитория: учащиеся 4 класса - 10 человек (малая группа).
Время проведения: 40 - 45 минут.
Предполагаемый результат: благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей повышается настроение, снижается усталость.
Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Внимание детей привлекается постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:
- на слуховое восприятие: постоянно звучит речь учителя (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход урока), обучающихся (ответы).
- ориентировка на зрительное восприятие: схемы на доске.
Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.
Время используется довольно эффективно.
На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет, благодаря смене видов деятельности и форм работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд 1) Эпиграф. Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого
общения.
А.С. Экзюпери.
1.Вступительное слово о целях и форме проведения занятия.
Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.
Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.
II. Приветствие.
Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга разными способами.
Разминка “Поприветствуй соседа”.
Инструкция:
Рукопожатие “Импульс”
“Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!
По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Света…” с улыбкой, по кругу.
Дети садятся на стулья
Как вы понимаете слова эпиграфа?
«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.
(Слайд 2.) Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.
(Слайд 3). Посмотрите на этих людей, они одиноки. Какое у них состояние, что они чувствуют. Их поза и взгляд говорят о том, что им плохо.
Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в ситуации одиночества.
- Кто может напомнить нам - что же такое общение?
(Слайд 4) Общение - это и вчерашний разговор по телефону, беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за нежелания выполнять домашнее задание, запретов на игры за компьютером. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.
Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.
(Слайд 5) Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.
(Слайд 6) “ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ”. Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными ( слайд 7), а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. ( слайд 8)И у каждого способа общения есть свои секреты.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.
В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)
Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (Слайд 9)
Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
IV. Загадка.
А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.
“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”
Подсказки детям: от чего становится всем светлей?
Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:
“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Рисуем улыбку. Вывешиваем на доску.
Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
3. Упражнение «Чудесный ковер» | |
Цель упражнения: развитие доверительности в группе. |
Посмотрите,пожалуйста, на эти наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры...(слайд 10) От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом ДОБРЫЕ взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер...
Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому.
Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным».
Пример: Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.
Когда моток вновь вернется к учителю, можно продолжать.
– Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, – говорит учитель, наматывая нить на другой палец. – Я хочу передать моток вам, …….Ваша улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро.
Учитель передаете моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды помогают. Далее, член команды, которому учитель передал моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити.
– Посмотрите, – говорит учитель, когда ковер станет достаточно прочным, – какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?
– Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными.
Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.
– Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев. Сегодня в очередной раз невидимое стало видимым. Вы увидели то, что обычно бывает скрыто от человеческих глаз - ощущение взаимосвязи, вы увидели, что нити общения реальны. И каждый из нас в своей жизни ткёт вместе с другими людьми невидимые ковры. Хотелось бы, чтобы в тех нитях, которые вы образуете, было как можно меньше узелков, а узоры в ковре ваших взаимоотношений были красивыми и гармоничными. Помните, что у вас всегда есть возможность распутать эти узелки, изменив свое общение.
– Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Позже мы скатаем его в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим талисманом.
Упражнение «ВЕТЕР ДУЕТ НА …»
Цель: получить больше информации друг о друге, развитие дружеского взаимоотношения, эмоционального контакта.
Инструкция: «Каждая моя фраза будет начинаться со слов: «Ветер дует на …», а затем буду называть признак, по которому могут объединиться некоторые участники группы. Они выходят в центр круга, жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.
- Ветер дует на того, кто любит мороженое (пожать друг другу руки)
- Ветер дует на того, у кого светлые волосы (обнять друг друга)
- Ветер дует на того, кто умеет быть доброжелательным к другим (погладить по голове друг друга)
- Ветер дует на того, кто любит танцевать (станцевать ламбаду)
- Ветер дует на того, у кого есть друзья (похлопать друг друга по плечу)
- Ветер дует на того, кого с утра разбудила мама (покажите свое настроение)
- Ветер дует на того, кто хоть раз в жизни ругался с мамой (Покажите, как вы любите свою маму)
- Ветер дует на того, кто любит море (как вы отдыхаете с друзьями)
- Ветер дует на того, кто часто ругается с одноклассниками (как вы миритесь, изобразите)
Рефлексия.
- Что нужного и полезного вы унесете с собой с сегодняшнего занятия для эффективного общения?
- Какие упражнения вам понравились?
- (Слайд 11) Вот и подошло к концу наше занятие! Таким образом наша жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают нас - все находится В НАШИХ РУКАХ. Мы хозяева своей жизни и будет ли она яркой, красивой, окруженной хорошими людьми, одним словом, ГАРМОНИЧНОЙ – ЗАВИСИТ ОТ ВАС САМИХ.
Спасибо вам за приятное общение, вы активно поработали, я желаю вам успехов и удачи!
Давайте поаплодируем друг другу. На этом наше занятие закончено. До свидания.
Предварительный просмотр:
Тема «Как я могу повлиять на поступки других людей»
Цель: Создание условий для развития активной гражданской позиции.
Задачи: познакомить со способами влияния на поступки других людей; способствовать развитию чувства эмпатии (Сопереживание, сострадание).
Ход:
- Вступительная часть.
Крошка - сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Эти строчки В. В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.
- А вам они знакомы? (ученики могут рассказать если бьет дрянной драчун слабого мальчишку. Я такого не хочу даже вставить в книжку)
-Ребята, давайте продолжим фразу: Плохо, когда… Хорошо, когда…
Сегодня мы вместе подумаем, как вы можете повлиять на поступки других людей, как вы можете остановить тех, кто поступает плохо.
Основная часть.
а) Анализ рассказа. Рассказ «Правда и ложь» Способ «убеждение»
Вышли 3 друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело.(?)
Вот остановились они у подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?
- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести, - говорит первый.
-Я скажу, - говорит 2, что хулиганы приставали и в подъезд не пускали.
-А я правду скажу, - говорит 3. – Правду всегда лучше сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо.
-Кто из друзей поступил правильно? Как вы думаете, удалось ли ему повлиять на мальчиков? Почему? (Его слова были убедительными, т.е как поступить и почему именно так).
-Умеешь ли ты убеждать других?
Проигрывание ситуации.
Например, убеди Колобка в том, чтобы он не убежал без разрешения от бабки и дедки.
Итог: на поступки других можно влиять способом убеждения
б) Вредные советы Г. Остера
Я приготовила вредные советы Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Если что – нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке,
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из – за угла.
Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?
Итог: Можно повлиять, если мысленно поставить их на место другого
3. Заключительная часть.
Анализ ситуации. Сигналят карточками. Способ «не быть равнодушным, не быть в стороне». Как поступишь ты в следующей ситуации? Если согласен с решением, то показываешь карточку красной стороной, не согласен – другой стороной.
- Друг употребляет плохие слова, обзывается. (а) расскажу взрослым, учителю;
Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал
- Кто – то ломает ветки деревьев. (а) расскажу взрослым, учителю; Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал.
- Мучает животного.
(а) расскажу взрослым, учителю; Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал
Итог: если мы не будем равнодушными, то добро сможет быстрее победить зло и жизнь станет лучше. Жить по правилу: «Если не я, то кто же?» Как вы можете повлиять на поступки других людей? (убедить их, не проходить мимо несчастья, самим поступать хорошо).
Закончим строками стихотворения В. Маяковского: « Мальчик радостный пошел, и сказала Кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо!».
Предварительный просмотр:
урок по окружающему миру
2 класс
Тема : Про воздух...
(ФГОС «Школы России»)
Составил:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №21»
Новожилова Инна Юрьевна
Урок: по окружающему миру
Аудитория: 2 «Б» класс
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, творческая.
Раздел: Природа.
Тема урока: Про воздух…
Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
- продолжить формирование представлений об атмосфере, составе и свойствах воздуха;
- установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
- формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;
- прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.
Метапредметные:
Регулятивные
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Познавательные
- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- умение работать в микрогруппе с одноклассниками;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики)
Основные понятия: воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха, загрязнение воздуха, охрана воздуха.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, экология.
Ресурсы: Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. – раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
План урока:
I. Мотивация и самоопределение к деятельности.
(Формирование личностных УУД)
Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
П. Актуализация знаний.
Ш. Постановка учебной проблемы. Выявление места и причины затруднения.
(Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД)
Активизация знаний учащихся через создание проблемной ситуации.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
Постановка учебных задач урока.
V. Реализация построенного проекта.
(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
Организация исследования проблемной ситуации.
Работа в группах.
Фиксация выводов полученных в результате группового исследования проблемы.
Физминутка – в форме визуализации.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Работа в группах по установлению значения воздуха для жизни человека.
VП. Самостоятельная работа по закреплению.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Проверка умения применять новое знание в других предметных областях.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Фронтальная работа по повторению и закреплению экологических знаний об охране воздуха.
IX. Рефлексия деятельности.
(Формирование личностных УУД)
Работа со смайликами настроения.
Подведения итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Предварительный просмотр:
Новожилова Инна Юрьевна
Учитель начальных классов,
г. Владимир
«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
Введение.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
1.Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим с вами такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».
Компетенция - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Предлагаю вам тест для самооценки, определяющий уровень профессиональной компетентности педагога. (см. Приложение 1).
Если ваш уровень по результатам теста ниже Высокого (меньше 26 баллов) предлагаю пути его повышения.
2.Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.
Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.д.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к повышению ответственности за результаты своего труда.
3.Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого предлагаю вам примерный план по саморазвитию. План по саморазвитию может составляться педагогом на различные периоды, например на один год, или на 5 лет, от аттестации до следующей аттестации. Структура плана может быть изменена, например можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении такого плана необходимо подвести итог и конечно поставить следующие цели и задачи для саморазвития.
Итак, рассмотрим план саморазвития.
Заключение.
Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.
Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.
Вывод.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Используемая литература
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.
- Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.
- Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.
- Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2017. — vi, 100 с.
- https://nsportal.ru/
Приложение 1
ТЕСТ
Критерии и показатели оценки компетентности педагогов
№ п/п | Критерии компетентности | Показатели | ||
Часто | Иногда | Никогда | ||
1 | Применение ИКТ в образовательном процессе | 2 | 1 | 0 |
2 | Использование различных информационных ресурсов (интернет сайты) | 2 | 1 | 0 |
3 | Использование дистанционных технологий обучения учащихся | 2 | 1 | 0 |
4 | Использование разных форм обучения (в том числе дистанционной, электронной, сетевой) для самообразования педагога | 2 | 1 | 0 |
5 | Выступления на семинарах, круглых столах, проведение мастер-классов, проведение занятий, открытых уроков | 2 | 1 | 0 |
6 | Повышение квалификации | 2 | 1 | 0 |
7 | Организация проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности и/или участие в ней | 2 | 1 | 0 |
8 | Публикации различного уровня | 2 | 1 | 0 |
9 | Участие в профессиональных конкурсах | 2 | 1 | 0 |
10 | Учет личностных особенностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса. | 2 | 1 | 0 |
11 | Организация обучающихся для достижения социально-значимых результатов (грамоты, благодарности) | 2 | 1 | 0 |
12 | Учет эмоционального состояние партнеров по общению в процессе межличностного взаимодействия | 2 | 1 | 0 |
13 | Наличие достижений педагога (грамоты, дипломы, благодарности и т.д.) | 2 | 1 | 0 |
14 | Наличие навыков взаимодействия с коллегами, способность управлять своим поведением, контролировать свои эмоции | 2 | 1 | 0 |
15 | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся | 2 | 1 | 0 |
Для оценки критериев и показателей компетентности педагогов предлагаю вам методику, которая включает в себя критерии компетентности. В методике оценки критериев и показателей профессиональной компетентности педагогов рассматриваются такие критерии, как ИКТ-компетентность, методическая компетентность, коммуникативная компетентность, всего 15 критериев компетентности.
По результатам теста определите свой уровень педагогических компетенций:
• Уровень I. (15-20 баллов) Базовый. Он предполагает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта.
• Уровень II. (21-25 баллов) Повышенный. Он означает умение решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.
• Уровень III. (26-30 баллов) Высокий. Преподаватель умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной жизни.
Приложение 2
Примерный!
План саморазвития
мастера производственного обучения
ФКП образовательного учреждения № 57
Ф.И.О.
с 20__ г. по 20__ г.
Направление саморазвития профессиональной компетентности | Формы саморазвития | Сроки реализации |
Теоретическое направление | • Изучение документов: федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО. • Изучение научно-педагогической литературы по теме самообразования: Г.И. Щукина «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе», Г.И Щукина «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». • Систематическое изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике: «Педагогическое эхо», материалы сайта газеты «1 сентября» и педагогических сообществ. • Посещение курсов повышения квалификации: НИПКиПРО по теме «_____________________» - ____ ч.; НИПКиПРО по теме «Проектирование образовательного процесса при обучении профессии по ФГОС ООО» -____ ч.; НИПКиПРО по теме «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении по ФГОС ООО» - 36 ч.; НИПКиПРО по теме «Совершенствование профессиональной компетентности педагога» - ___ ч; | |
Методическое направление | • организация и проведение мастер классов, открытых уроков: мастер-класс по теме «________________»; открытые уроки «_____________________», «___________________________________», «___________________________________», «___________________________________», • посещение уроков коллег: «___________________________________», «___________________________________», «___________________________________», • формирование опыта по использованию в процессе обучения различных технологий; • выступления на МО, конференциях: на педсовете по теме «_____________________________», на семинаре по теме «_____________________________», на педсовете по теме «__________» • участие в вебинарах, семинарах: семинар «Пути повышения качества образования. Обучение в условиях внедрения ФГОС». • участие в конкурсах: «__________________». • анализ и обобщение опыта своей профессиональной деятельности; | |
Психолого-педагогическое направление | • чтение психолого-педагогической литературы: «Психологические аспекты развития личности при обучении профессии», «Возрастная психология». • овладение умением проводить психолого-педагогическую диагностику и использовать её результаты в профессиональной деятельности; | |
Информационное направление | • овладение умением создавать и редактировать тексты; • овладение умением создавать и редактировать электронные таблицы; • овладение умением создавать и редактировать презентации; • овладение умением использовать в профессиональной деятельности возможности Internet; • создание собственного мини-сайта; Ссылка на мой сайт: • работа в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической информации, в системе Интернет; • овладение умением создавать и вести электронные формы документации; • владение умением пользоваться электронной почтой; • овладение умением размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса в электронном виде; • овладение умением пользоваться электронными приложениями к учебникам; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ и планирование методической работы начальной школы
Представлены материалы работы методического объединения учителей начальной школы....
план методического объединения начальной школы ГОУ СОШ № 290
План работы методического объединения начальной школы....
методическая копилка начальной школы
Мы рады сегодняшнему дню!Мы рады встрече друг с другом!Мы рады познавать себя и окружающий мир!...
методическая копилка начальной школы
Мы рады сегодняшнему дню!Мы рады встрече друг с другом!Мы рады познавать себя и окружающий мир!...
методическая копилка начальной школы
Мы рады сегодняшнему дню!Мы рады встрече друг с другом!Мы рады познавать себя и окружающий мир!...
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ( УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовател...
Методическая копилка, программа "Школа России" ,1класс
Материал включает в себя материалы для работы в 1 классе по программе " Школа России"...