Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика умникам и умницам"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа «Занимательная математика» в начальной школе составлена на основе программы Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы – Волгоград в соответствии с ФГОС второго поколения, НОО ,утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373ред. от 31.12.2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_matematika_umnikam_i_umnitsam.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Рассмотрена» протокол № 1 от «___» ________ 2019 г. Руководитель ШМО ________ /Юрченкова В.А./ | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от «___»_______ 2019 г. | «Утверждена» приказом от «__ » ____ 2019 г № ______ Директор _________/ Скобляков В.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА УМНИКАМ И УМНИЦАМ»
Составители:
- Михеева В.А., учитель высшей квалификационной категории;
«Согласована»
Заместитель директора
________/ Степченкова Н.Г./
2019 Г
Рабочая программа «Занимательная математика» в начальной школе составлена на основе программы Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы – Волгоград в соответствии с ФГОС второго поколения, НОО ,утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373ред. от 31.12.2015, основной образовательной программы НОО МБОУ Стодолищенской СШ, утвержденной приказом по школе № 233а от 01.09.2015г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
4 класс
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- мение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- умение использовать знаково-символические средства;
- мение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
- умение складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правильно выполнять арифметические действия;
- умение рассуждать логически грамотно;
- знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)
- умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- последовательности чисел в пределах 100 000 и записывать их; таблице сложения и вычитания однозначных чисел; правильно выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 100; правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях и уметь применять их на практике;
- решать текстовые задачи арифметическим способом; решать нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие );
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;
- сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения );
- применять логические приёмы при решении задач.
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;использовать его в ходе самостоятельной работы.
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- воспроизводить способ решения задачи.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- конструировать несложные задачи.
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Раздел представлен нестандартными (по форме или содержанию) задачами и упражнениями; стандартными текстовыми задачами, имеющими несколько способов решения или нестандартный способ решения; заданиями, направленными на развитие логического мышления, углубление математических знаний, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 15 |
2 | Мир занимательных задач. | 8 |
3 | Геометрическая мозаика. | 11 |
Итого: | 34 |
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, исследовательская, практические работы, игра, турнир, проектная деятельность.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная и исследовательская деятельность
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
Тест, проектные работы, рисунки, викторины, оформление творческих выставок.
Промежуточная аттестация (тестирование) – 1 час
Приложение 1
календарно-тематическое планирование
к рабочей программе начального общего образования
по внеурочной деятельности
Математика умникам и умницам для 4 б класса
на 2019 – 2020 учебный год
Учитель: Михеева В.А.
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
По план | Факт | ||
1 | Любителям математики. Турнир смекалистых. | 03.09.19 | |
2 | Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей. | 10.09.19 | |
3 | Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей. | 17.09.19 | |
4 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. | 24.09.19 | |
5 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. | 01.10.19 | |
6 | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. | 08.10.19 | |
7 | Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. | 15.10.19 | |
8 | «Трудолюбивые пчелы» | 22.10.19 | |
9 | «Трудолюбивые пчелы» | 29.10.19 | |
10 | «Трудолюбивые пчелы» | 12.11.19 | |
11 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур.» | 19.11.19 | |
12 | Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | 26.11.19 | |
13 | Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. | 03.12.19 | |
14 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | 10. 12.19 | |
15 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | 17. 12.19 | |
16 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. | 24.12.19. | |
17 | Проектная деятельность. ”Газета эрудитов. | 14.01.20 | |
18 | Проектная деятельность .”Газета эрудитов. | 21.01.20 | |
19 | Задачи – тесты. | 28.01.20 | |
20 | Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | 04.02.20 | |
21 | Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | 11.02.20 | |
22 | Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | 18.02.20 | |
23 | Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число. | 25.02.20 | |
24 | Математические головоломки. | 03.03.20 | |
25 | Задачи – тесты. | 10.03.20 | |
26 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | 24.03.20 | |
27 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. | 31.03.20 | |
28 | Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа. | 07.04.20 | |
29 | Промежуточная аттестация. | 14.04.20 | |
30 | Проектная деятельность” Волшебный круг.” | 21.04.20 | |
31 | Проектная деятельность” Волшебный круг.” | 28.04.20 | |
32 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | 11.05.20 | |
33 | Координаты точек на плоскости. | 19.05.20 | |
34 | Подведение итогов обучения. Смотр знаний. | 26.05.20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"
Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...