Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика умникам и умницам"
рабочая программа (4 класс)

Михеева Валентина Александровна

 Рабочая программа «Занимательная математика» в начальной школе составлена на основе программы Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы – Волгоград  в соответствии с ФГОС второго поколения, НОО ,утвержденного  Приказом  Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373ред. от 31.12.2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika_umnikam_i_umnitsam.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

«Рассмотрена»

протокол № 1

от «___» ________ 2019 г.

Руководитель ШМО

________ /Юрченкова В.А./

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от «___»_______ 2019 г.

«Утверждена»

приказом от «__  » ____ 2019 г

№ ______

Директор

_________/ Скобляков В.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАТЕМАТИКА УМНИКАМ И УМНИЦАМ»

Составители:

- Михеева В.А., учитель высшей квалификационной категории;

«Согласована»

Заместитель директора

________/ Степченкова Н.Г./

        

2019 Г

 Рабочая программа «Занимательная математика» в начальной школе составлена на основе программы Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы – Волгоград  в соответствии с ФГОС второго поколения, НОО ,утвержденного  Приказом  Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373ред. от 31.12.2015, основной образовательной программы  НОО МБОУ Стодолищенской СШ, утвержденной приказом по школе №  233а от 01.09.2015г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

4 класс

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • мение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • мение формулировать собственное мнение и позицию.


Предметные результаты:

  • умение складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • последовательности чисел в пределах 100 000 и записывать их; таблице сложения и вычитания однозначных чисел; правильно выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 100; правилам порядка выполнения действий в числовых выражениях и уметь применять их на практике;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом; решать нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и другие );
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;
  • сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения );
  • применять логические приёмы при решении задач.
  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • воспроизводить способ решения задачи.
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • конструировать несложные задачи.
  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1и др., указывающие направление движения.
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Раздел представлен нестандартными (по форме или содержанию) задачами и упражнениями; стандартными текстовыми задачами, имеющими несколько способов решения или нестандартный способ решения; заданиями, направленными на развитие логического мышления, углубление математических знаний, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

15

2

Мир занимательных задач.

8

3

Геометрическая мозаика.

11

Итого:

34

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, исследовательская, практические работы, игра, турнир, проектная деятельность.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная и исследовательская деятельность

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

Тест, проектные работы, рисунки, викторины, оформление творческих выставок.


Промежуточная аттестация (тестирование) – 1 час

Приложение 1

календарно-тематическое планирование

к рабочей программе начального общего образования

по внеурочной деятельности

 Математика умникам и умницам для 4 б класса

на 2019 – 2020 учебный год

Учитель: Михеева В.А.

№ п/п

Тема

Дата проведения

По план

Факт

1

Любителям математики. Турнир смекалистых.

03.09.19

2

Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей.

10.09.19

3

Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей.

17.09.19

4

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

24.09.19

5

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

01.10.19

6

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

08.10.19

7

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

15.10.19

8

«Трудолюбивые пчелы»

22.10.19

9

«Трудолюбивые пчелы»

29.10.19

10

«Трудолюбивые пчелы»

12.11.19

11

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.»

19.11.19

12

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

26.11.19

13

Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

03.12.19

14

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

10. 12.19

15

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

17. 12.19

16

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

24.12.19.

17

Проектная деятельность. ”Газета эрудитов.

14.01.20

18

Проектная деятельность .”Газета эрудитов.

21.01.20

19

Задачи – тесты.

28.01.20

20

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

04.02.20

21

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

11.02.20

22

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

18.02.20

23

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.

25.02.20

24

Математические головоломки.

03.03.20

25

Задачи – тесты.

10.03.20

26

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

24.03.20

27

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

31.03.20

28

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа.

07.04.20

29

Промежуточная аттестация.

14.04.20

30

Проектная деятельность” Волшебный круг.”

21.04.20

31

Проектная деятельность” Волшебный круг.”

28.04.20

32

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.

11.05.20

33

Координаты точек на плоскости.

19.05.20

34

Подведение итогов обучения. Смотр знаний.

26.05.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"

Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...