Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"
рабочая программа (2 класс) на тему
Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabktp_2_kl_umniki_i_umnitsy.docx | 65.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
УТВЕРЖДЕНА
приказом от __________ № _______
Рабочая программа «Умники и умницы»
для 2 класса
(научно-познавательное направление) «Умники и умницы»
Составитель
Четверикова Г.А., учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
1. Пояснительная записка
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа по логической математике для развивающего занятия "Умники и умницы" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
2. Общая характеристика курса
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций - обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Развивающие занятия по программе О. Холодовой «Умники и умницы»:
а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
- определять отношение между предметами типа род—вид;
- осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
- выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
- определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
- развивать речь;
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.
б) специально учат ребенка восприятию:
- выделять главные признаки;
- развивать процессы анализа и обобщения;
- пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;
- сравнивать.
в) обучают наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.
г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.
Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):
- агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);
- схематизация;
- типизация;
- акцентирование.
д) развивают фантазию путем:
- аналогии;
- синтеза.
е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:
- понимание цели запоминания;
- составление плана;
- опора на наглядный материал;
- повышение мотивации запоминания;
- включение в игровую и трудовую деятельность;
- использование соревнований.
ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:
- игры;
- кроссворды;
- брейн-ринг;
- тесты;
- алгоритмы;
- ситуативные задачи;
- анализ конкретных ситуаций.
з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к истории родного города, его архитектуре и традициям.
и) формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий при освоении учащимися исторического учебного материал:
- образные задания;
- логические задания;
- проблемные задания;
- экскурсии;
- поисковые задания;
- составление проектных работ.
Цель программы развивающих занятий по логической математике
"Умники и умницы":
- формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- овладение конкретными математическими знаниями;
- воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- развитие речи;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
3. Место курса в учебном плане
- Общее количество часов в год – 35 часов во 2 классе.
- Количество часов в неделю – 1 час.
- Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
4. Содержание курса внеурочной деятельности
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
- Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
- Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Содержание программы
2 класс
35 часов (1 час в неделю)
Содержание дополнительной программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
- Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
- Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
- Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
- Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 2 года обучения.
- Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка внимания;
- тренировка слуховой памяти;
- тренировка зрительной памяти;
- совершенствование воображения;
- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
- Задания геометрического характера.
- уникурсальные кривые;
- составление и моделирование предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
- Нестандартные задания алгебраического характера.
- арифметический шифр;
- математический фокус;
- арифметические лабиринты с воротами;
- математические ребусы;
- магические квадраты 3*3;
- Нестандартные задания логического характера
- анаграмма;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
- Игры Зака З. А. ("Муха", "Просветы")
5. Ожидаемые результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- Стремление преодолевать возникающие затруднения.
- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Регулятивные
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- делать выводы, простейшие умозаключения.
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
6. Формы и виды контроля
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что во 2-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
На современном уровне образования актуален урок с компьютерной поддержкой. Наличие в кабинете технических средств обучения: компьютера, мультимедиа проектора, музыкального центра, телевизора, DVD плейера, видеомагнитофона позволяет проводить современные интересные уроки.
Учебный класс оборудован следующими техническими средствами:
- магнитная доска;
- персональный компьютер с печатающим устройством (принтером);
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран размером не менее 150х150 см;
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия для учащихся:
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.
Для реализации программного содержания используются следующая учебно-методическая литература для учителя:
- Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
- Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
- Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
- Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.
- Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
- Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
- Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.
- Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификации. и переподготовки работников образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ /О.В. Ефремова/
«____» ____________ 2014 г.
8.Календарно-тематическое планирование
по курсу «Умники и умницы» для 2 класса
на 2014– 2015 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Основные виды деятельности обучающихся | |
I полугодие | ||||||
1. | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 01.09-05.09 | Развитие памяти, внимания, мышления, логики. Признаки предметов, их свойства. Уметь: 1) Находить и выделять признаки разных предметов. 2) Ориентироваться в пространстве. 3) Излагать свои мысли ясно и последовательно | ||
2. | 2 | Развитие концентрации внимания. Сравнение геометрических фигур. Задание: «Чем отличаются линейка и треугольник?» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Зашифрованное | 08.09-12.09 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. Уметь: 1) Находить и выделять признаки разных предметов. 2) Сравнивать между собой предметы, явления. 3) Обобщать, делать несложные выводы. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 5) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. | ||
3. | 3 | Тренировка внимания. Учимся находить общие и отличительные признаки. Задание: «Сравнение времен Выявление закономерности. Задание: «Продолжи ряд», «Вставь пропущенное Мыслительные операции анализа и синтеза. Игра: «Занимательная лесенка», «Игра в слова». | 15.09-19.09 | Тренировка внимания. Классификация явлений, предметов. Выявление закономерностей и проведение аналогии. Уметь: 1) Находить и выделять признаки разных предметов. 2) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Сравнивать между собой предметы, явления. 5) Излагать свои мысли ясно и последовательно. | ||
4. | 4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Сравнение. Задание: «Найди общие и отличительные при- Классификация. Задание: «Выдели несколько групп». Закономерности. Задание: «Выяви закономерность», «Продолжи ряд чисел», «Какая фигура следующая?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Составь слова по данной схеме». | 22.09-26.09 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Уметь: 1) Находить и выделять признаки разных предметов, их hасположение. 2) Искать отличия предметов. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Обобщать, делать несложные выводы. 5) Излагать свои мысли ясно и последовательно. | ||
5. | 5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Классификация. Задание: «По какому признаку разделены кружки?». Учимся давать определения понятиям. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Занимательная Развивающие игры со счетными палочками. | 29.09-03.10 | Тренировка зрительной памяти. Выделение существенных признаков предметов. Уметь: 1) Искать отличия предметов. 2) Ориентироваться в пространстве. 3) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 4) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. | ||
6. | 6 | Обучение поиску закономерностей. Развитие произвольного внимания. Задание: «Зашифруй слова», графический диктант. Развитие мышления. Описание предметов по их признакам. Классификация. Задание: «По какому признаку разделены слова на группы?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Змейка», составить слова по данной модели. Логическая задача. Развитие воображения. Задание: «Дорисуй фигуры». | 06.10-10.10 | Поиск закономерностей. Составление слов. Уметь: 1) Находить и выделять признаки разных предметов. 2) Уметь искать отличия предметов. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. | ||
7. | 7 | Совершенствование воображения. Развитие речи и творческого воображения. Задание: «Придумывание фантастических историй», «Что было бы, если...?». Учимся задавать исследовательские вопросы. Игра: «Да - нет». Развитие мышления. Ограничение понятий. Задание: «Что лишнее?». Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. Задание: «Графический диктант».. | 13.10-17.10 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Уметь: 1) Находить и выделять признаки разных предметов. 2) Графически изображать слова. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. | ||
8. | 8 | Развитие быстроты реакции. Развитие мышления. Поиск закономерностей. Задание: «Нарисуй фигуру нужной формы», «Продолжи ряд чисел». Узнаем предмет по заданным признакам. Задание: загадки. Учимся давать определения понятиям. Задание: «Продолжи предложение» (хлебница - это ... и др.) Развитие образного мышления и комбинаторных способностей. Игра: «Танграмм» | 20.10-24.10 | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Слушание и понимание речи других. | ||
9. | 9 | Развитие концентрации внимания. Учимся придумывать сказки. Задание: Сделай картинный план к своей сказке. | 27.10-31.10 | Составленные сказки, картинный план к сказке | ||
2 четверть | ||||||
10. | 10 | Тренировка внимания. Учимся обозначать словами существенные признаки предметов. Игра: «Определение» (карточки со словами, в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли). Классификация. Задание: «По какому принципу распределены слова в столбцах?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Анаграммы». | 10.11-14.11 | Развитие познавательных интересов. Стремление преодолевать возникающие затруднения. Готовность понимать и принимать советы одноклассников | ||
11. | 11 | Тренировка слуховой памяти. Игра: «Слушай и запоминай». Развитие речи и мышления. Игра: «Скажи наоборот» набор слов с противоположным значением. Развитие логического мышления. Задание «Отгадай ребусы». Логические задачи. | 17.11-21.11 | Развитие слуховой памяти. Работа по образцу. Составление слов. Уметь: 1) Находить месторасположение предметов. 2) Работать по образцу. 3) Составлять и записывать слова. | ||
12. | 12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие воображения. Задание: «Используя геометрические фигуры, нарисуй Развитие мышления Поиск закономерностей. Задание: «Продолжи ряд», «Найди Развивающие игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур. | 24.11-28.11 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Анализ с целью выделения признаков. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. | ||
13. | 13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций | 01.12-05.12 | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Слушание и понимание речи других. | ||
14. | 14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 08.12-12.12 | Совершенствование воображения. Правила составления ребусов. Развитие пространственного воображения. Уметь: 1) Рисовать недостающие детали. 2) Выделять черты сходства и различия предметов. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 5) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. | ||
15. | 15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 15.12-19.12 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Анализ с целью выделения признаков. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. | ||
16. | 16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Задание: «Узнай предмет по заданным признакам» загадки Классификация. Задание: «На какие группы можно разделить все фигуры?», назвать признаки. Поиск закономерностей. Задание: «Выяви закономерность и вставь пропущенное число». Задачи на смекалку. | 22.12.-26.12 | Высказывание своих предположений на основе работы с иллюстрацией в тетради. Проговаривание последователь ности действий. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | ||
17. | 17 | Тренировка внимания. Развитие речи и творческого воображения. Задание: «Составление сюжетных рассказов по данным вопросам». | 29.12-30.12 | Тренировка внимания. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | ||
2 полугодие | ||||||
18. | 18 | Тренировка слуховой памяти.
Развитие речи и мышления. Задание: «Слова - синонимы», «Слова - омонимы». Сравнение, нахождение отличительных признаков. Задание: «Чем отличаются числа?», «Чем отличаются данные понятия?». Поиск закономерностей. «Найди закономерность и вставь пропущенное число». Развивающие игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур. | 12.01-16.01 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. Уметь: 1) Решать логические задачи. 2) Составлять слова. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 5) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. | ||
19. | 19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Игры: «Зашифрованные слова» 3) Логические задачи и задачи на смекалку | 19.01-.23.01 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | ||
20. | 20 | Развитие логического мышления. Тренировка памяти и развитие артикуляции. Заучивание чистоговорок и скороговорок. Учимся сравнивать времена года. «Чем отличаются осень, весна?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Змейка», составление слов по данной модели. Решение нестандартных задач. | 26.01-.30.01 | Развитие познавательных интересов. Стремление преодолевать возникающие затруднения. Готовность понимать и принимать советы одноклассников | ||
21. | 21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 02.02-.06.02 | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | ||
22. | 22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 09.02-13.02 | Развитие познавательных интересов. Стремление преодолевать возникающие затруднения. Готовность понимать и принимать советы одноклассников | ||
23. | 23 | Развитие концентрации внимания. Задание: «Зашифруй слова», «Зашифруй числа». Поиск закономерностей. Закономерности в числах, фигурах, словах. Решение логических задач. | 16.02-20.02 | Высказывание своих предположений на основе работы с иллюстрацией в тетради. Проговаривание последователь ности действий. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | ||
24. | 24 | Тренировка внимания. Задание: «Найди одинаковые фигуры». Поиск закономерностей. Задание: «Продолжение ряда», «Завершение схем». Учимся давать определения понятиям. Логическая задача. Игры со счетными палочка- ми. Составление и преобразование фигур. | 23.02-27.02 | Тренировка внимания. Завершенные схемы, составленные определения | ||
25. | 25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие слуховой памяти. Задание: «Слушай и запоминай», запоминание небольших текстов. Развитие речи и мышления. Задание: «Учимся задавать вопросы к тексту и находить на них ответы». Развитие мыслительных операций сравнения. Задание: «Сравни числа» 6 и 60, 42 Развитие умения классифицировать. Задание: «Разбейте слова на несколько групп. Дайте определение каждой группе. | 02.03-06.03 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. Уметь: 1) Составлять слова. 2) Ориентироваться в пространстве. 3) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 4) Решать логические задачи. 5) Делать несложные выводы. | ||
26. | 26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслитель ных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 09.03-13.03 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Составить слова. Уметь: 1) Судить о противоположных явлениях. 2) Составлять слова. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 5) Решать логические задачи. | ||
27. | 27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслитель ных операций. | 16.03-20.03 | Закономерности. Логические задачи. Уметь: 1) Находить закономерности. 2) Ориентироваться в пространстве. 3) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 4) Решать логические задачи. 5) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. | ||
4 четверть | ||||||
28. | 28 | Совершенствование воображения. Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники чтения. Задание: «Прочитай текст, вдумайся в содержание и запомни его» (время 5 минут). Письменная проверка понимания текста в виде ответов на вопросы. Определение главной мысли текста. | 30.03-03.04 | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | ||
29. | 29 | Развитие быстроты реакции. Развитие двигательной памяти и внимания. Задание: «Запомни и повтори». Классификация понятий. Задание: «Распредели на группы», «Дай название каждой Развитие мыслительных и комбинаторных способностей. Игра: «Танграмм» | 06.04-10.04 | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Слушание и понимание речи других. | ||
30. | 30 | Развитие концентрации внимания. Тренировка концентрации внимания. Задание: «Что поймали рыбаки?», «Кому Сравнение предметов, Назвать общие и отличительные признаки этих предметов. Конкурс на лучшее определение понятия. Дать определение понятию велосипед. Сравнить с определением данным в слова- | 13.04-17.04 | Зашифрованные слова. Лишние слова. Составление слов. Геометрические фигуры. Графический диктант. | ||
31. | 31 | Тренировка внимания. Развитие мышления и творческого воображения. Задание: «Узнай предмет по Сравнение. Задание: «Сравни данные слова и числа, чем они похожи и чем отличаются?». Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Анаграммы», | 20.04-24.04 | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Слушание и понимание речи других. | ||
32. | 32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 27.04-01.05 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Анализ с целью выделения признаков. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. | ||
33. | 33 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 04.05-08.05 | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. Уметь: 1) Работать по образцу. 2) Описывать признаки предметов и узнавать их по этим признакам. 3) Ориентироваться в пространстве. 4) Излагать свои мысли ясно и последовательно. 5) Рисунок, который запомнили, как можно точнее изобразить на бумаге. | ||
34. | 34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Задание: «Запомни и нарисуй геометрические фигуры». Поиск закономерностей. Задание: «Что общего?», «Найди в каждой группе лишний предмет», «Найди в каждой группе лишнее слово, объясни, почему оно «лишнее»? | 11.05-15.05 | Выявление уровня развития познавательных процессов. | ||
35. | 35 | Заключительное занятие «Конкурс эрудитов». Викторина. | 18.05-22.05 | Высказывание своих предположений на основе работы с иллюстрацией в тетради. Проговаривание последователь ности действий. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | ||
36. | 1 | Резерв | 25.05-29.05 | |||
Итого | часов | В том числе: | ||||
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | |||
по программе | 35 | |||||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________ /О.В. Ефремова/
«____» ____________ 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
Цель занятий кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....