Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_2_klass.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании                                           Утверждена

методического объединения                                                           Директором МБОУ «СОШ № 8»

Председатель МО                                                                             Рузаевского муниципального  

                                                                                                            района

/_____________/                                                                                __________/  Т.В.Соколова   /

«_____»_________2013г.                                                                 «_____» __________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса  «Умники и умницы»          

во 2 «В» классе

                                                                                           

  Составитель: Князева Светлана Валентиновна

2014 г.

Пояснительная записка

  Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с  основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом  МБОУ «СОШ №8»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и решений поисковых задач для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

       

   Актуальность выбора определена следующими факторами:

Курс «Умники и умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.

        Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

    В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Развивающие занятия по программе О. Холодовой «Умники и умницы»:

а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, слова, числа;

обобщать;

классифицировать предметы, слова, числа;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определение тем или иным понятиям и явлениям;

определять отношение между предметами типа род—вид;

осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;

выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;

определять отношения между предметами типа «часть—целое»;

развивать речь;

использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

б) специально учат ребенка  восприятию:

выделять главные признаки;

развивать процессы анализа и обобщения;

пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;

сравнивать.

в) обучают  наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

   Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):

агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс- это человек-птица);

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);схематизация; типизация; акцентирование.

д) развивают фантазию путем: аналоги и синтеза.

е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:

понимание цели запоминания;

составление плана;

опора на наглядный материал;

повышение мотивации запоминания;

включение в игровую и трудовую деятельность;

использование соревнований.

ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

игры, кроссворды; брейн-ринг; тесты; алгоритмы; ситуативные задачи; анализ конкретных ситуаций.

з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к   истории родного города, его архитектуре и традициям.

и)  формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий  при освоении учащимися исторического учебного материал:

образные задания;

логические задания;

проблемные задания;

экскурсии;

поисковые задания;

составление проектных работ.

    Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

       

  Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Условия реализации программы. Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 7 до 9 лет. Во втором классе запланировано 34 часа (1 час в неделю).

                                                Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

                                 Содержание занятий

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке,  объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Рекомендуемая модель занятия:

1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).  

 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10-15 минут).

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

4. Весёлая переменка (5 минут).

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Логически-поисковые и творческие задания (10—15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших  школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения,  умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание,  память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный  интерес к родному языку.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

       Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - (5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении  выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 68. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных  способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

   

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих умений:

- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;

- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- заполнять магические квадраты размером 3×3;

- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

   

                                            Содержание программы.

Содержание  программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

     Тренировка психических процессов:

развитие концентрации внимания;

тренировка внимания;

тренировка слуховой памяти;

тренировка зрительной памяти;

совершенствование воображения;

развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Задания геометрического характера.

 уникурсальные кривые;

составление и моделирование предметов;

построение фигур из счетных палочек;

построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера.

арифметический шифр;

математический фокус ;

арифметические лабиринты с воротами;

математические ребусы;

магические квадраты 3*3;

Нестандартные задания логического характера

анаграмма;

комбинаторные задачи;

задачи с альтернативным условием.

Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

     

     

 


Календарно - тематическое планирование   2 класс (34 часа)

 

Дата

№ занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

(тема занятия)

Характеристика деятельности ученика

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

 1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Поиск закономерностей.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания.

 Развитие мышления

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания.

 Развитие мышления.

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  (на конец учебного года)

        


                                    Учебно – методическое обеспечение:

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя:

- О.А. Холодова.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных    

     способностей    (7-8 лет). 2 класс. Рабочие тетради №1, №2. -  М.: Росткнига, 2012.

-  О.А. Холодова.  Методическое  пособие, 2 класс, М.: Росткнига, 2012. – 270 с.

- А. З. Зак. Тетрадь с игровыми заданиями для развития мыслительных способностей «Интеллектика», 2 класс.


                                        Литература

Для учащихся:

* Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.

Для учителя:

* Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.

*Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.

*Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.

*Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.

*Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.

* Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.

*Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.

*Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...