Социализация учащихся в начальной школе.
статья (4 класс)

Коваленко Татьяна Николаевна

 

    Социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу.

  При планировании воспитательной работы классные  руководители обязательно включают в планы своей деятельности работу по взаимодействию с социальными партнерами школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация учащихся в начальной школе.

Социализация представляет собой целостный процесс, состоящий из ряда педагогических процессов (обучения, воспитания и развития) и обстоятельств, не исчерпываемых этими процессами (семья и другие социумы). Процесс обучения направлен на формирование системы знаний и умений, процесс воспитания - на формирование личностных свойств и личности в целом, процесс развития - на развитие индивидуальных качеств, индивидуальности.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, социальным группам, социальным организациям и институтам как среде жизнедеятельности включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я» обуславливается структурой каждой конкретной личности.

В отечественной педагогике введено аналогичное понимание процесса социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Семью называют институтом первичной социализации, так как она - первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения, особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Эстафету социализации личности принимает школа. Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье.

Ребенок постепенно осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы общения в процессе учебной деятельности, имеющей своеобразные отличия, а также приспособить уже приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры. Происходит существенное изменение состава окружающих, что требует усилий для определения своего отношения к этим людям и установления с ними контакта.

В младшем школьном возрасте содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей: процесс учебной работы в школе и дома; информирование взрослых о делах своих и класса; запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам; получение у взрослых оценки за свое поведение и услышанную информацию о себе и своих сверстниках. Оценка взрослым тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание ребенка общаться с товарищами. Контакты детей друг с другом возникают преимущественно на основе предыдущего общения; пространственной близости (место жительства, соседство в классе); совместной деятельности и игры. В первом и частично во втором классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой. Со второго полугодия второго класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения, расширяться тематика разговоров, обсуждаться общественная деятельность.

Преобладает информационный монолог (умение вести диалог развито слабо), а также товарищеское общение (протекает в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей). Приятельское общение («дружба») реализуется главным образом в процессе игр, связано в основном с общением лиц одного пола, протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне ее.

Социализирующая функция школы проявляется также и в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни.

По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу.

Социализация как процесс осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов. Поэтому, по мнению одного известного педагога В. Гончаровой, сформировать личность одним школьным воспитанием невозможно, потому что школа формирует личность не с нуля, поскольку ранняя социализация уже прошла в семье и в микроокружении этого ребёнка.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

В начальной школе ребенок делает первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Большую помощь в этом вопросе школе могут оказать ее социальные партнеры. При планировании воспитательной работы классные  руководители обязательно включают в планы своей деятельности работу по взаимодействию с социальными партнерами школы. Важную роль в системе социального партнерства играют представители сельской администрации, медицинская служба, работники Дома культуры, библиотека, детский сад «Белочка». Школа как равноправный партнер предлагает  участникам партнерства свою помощь в организации мероприятий, праздников, выставок. Наши партнеры также активно сотрудничают со школой. С целью эстетического воспитания подрастающего поколения, выявления одаренных детей осуществляется взаимодействие с коллективом Дома культуры и библиотеки. В течение учебного года  совместно с сельским Домом культуры и библиотекой готовятся и проводятся праздники: День согласия и примирения, День матери, День пожилого человека, Новый год, Рождество, народные гулянья на Масленицу, 8 Марта, День Победы, День защиты детей и т.д. Школьники являются активными участниками всех мероприятий. Они выступают в роли чтецов, исполняют танцы и песни, демонстрирую

свои спортивные способности. Учащиеся оформляют залы школы и клуба, устраивают выставки праздничных плакатов и рисунков, украшают сцены к праздникам, изготовляют игрушки и декорации. Многие школьники посещают кружки при Доме культуры. Стало традиционным проведение спортивно – патриотической  игры «Зарница», посвященной Дню защитника Отечества. На базе школы учителя начальных классов встречаются с воспитателями ДОУ «Белочка». Учителя знакомятся с формами работы с дошкольниками, а воспитатели – с  методикой учебно – воспитательной работы в школе. В школе для будущих первоклассников проводятся занятия. В ходе этих мероприятий решаются проблемы преемственности дошкольного и начального образования. В практику работы школы вошли подготовка и участие учащихся в научно – практической конференции «Шаг в будущее» в городе Красный Кут. Шин Павел награжден Грамотой за 3 место в чтении литературного  произведения. Школа сотрудничает с Центром дополнительного образования одаренных школьников г. Москва, с инновационным  институтом продуктивного обучения СЗО РАО г. Санкт-Петербург, Новосибирским центром продуктивного обучения и Центром поддержки талантливой молодежи г. Бийска для достижения эффективного качества образования. Для чего мы объединяемся и сотрудничаем? Для решения социальных проблем, которые невозможно осилить в одиночку. Каковы главные результаты социального партнерства школы? Большинство учащихся теперь активно участвуют в общественной жизни образовательного учреждения,  района, области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.

Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ  ВОСПИТАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"

Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...

Социализация ребенка в начальной школе

Данная статья оисывает проблемы социализации детей в школе. Описываются  проблемы и пути их разрешения....

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...