Адаптация детей с ОВЗ в условиях школы полного дня.
статья (1 класс)
Материал раскрывает проблему адаптации особенных детей к школьной жизни в условиях специализированной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_s_ovz.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.
- В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
- В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина; в детском саду дети с ОВЗ часто посещают занятия по желанию, что не допустимо в школе.
- Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
- Дети попадают в более строгую систему требований к ним, ФГОС не делает различий в образовании для детей с ОВЗ.
- Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья к школе. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
До школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад и если и посещали, то к ним вырабатывалось особое отношение со стороны педагогов, а значит, не имеют навыков самостоятельного общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам самообслуживания. Им постоянно требуется помощь взрослых.
Часто дети не понимают элементарных режимных требований.
После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них - всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
- установлен контакт с учителем;
- ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
- налажены отношения с одноклассниками;
- ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
- владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.
- Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
- Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:
Характером ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).
Психофизиологическими особенностями (темперамент, характер памяти и др.).
Недостатком физического здоровья. Дети с ОВЗ страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.
Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в замкнутом мире семьи, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).
Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ОВЗ (средства передвижения слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.
Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.
Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.
Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.
Согласно вышеперечисленному, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
- Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
- Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
Условия адаптации
Для успешной адаптации первоклассников к школе в специализированном образовательном учреждении МК ОУ «Начальная школа -детский сад №235» обеспечивается соблюдение следующих условий:
- организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями, а именно у первоклассников обеспечивается динамические паузы между уроками.
- создание комфортных условий для общения, так как школа работает в режиме полного дня, у обучающихся имеется достаточно свободного времени для общения между собой и с педагогом-воспитателем, что приводит к формированию социальных связей внутри школьного коллектива.
- работа в режиме полного дня способствует плавному переходу из детского сада к обучению в школе, что так же влияет на эффективность адаптации к школе.
- проведение оздоровительно-профилактической работы (оздоровительные мероприятия и прогулки способствуют социализации детей, укреплению их здоровья, формированию привычки к здоровому образу жизни)
- организация активного досуга во внеурочное время (воспитанники учатся взаимодействовать не только с родителями, но и с педагогами-воспитателями, учителями- логопедами, со сверстниками не только на занятиях, но и в свободной досуговой деятельности)
- формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика (родители наших обучающихся очень часто отличаются гиперопекой в отношениях со своими детьми, поэтому особенно важно показать родителям, что ребенок в возрасте 6-7 лет уже достаточно самостоятельная личность)
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.
Проблемы адаптации первоклассников
Подводя итоги хотелось бы заострить внимания на наиболее часто встречающихся проблемах в период адаптации детей:
- хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
- уход от деятельности — проявляется у детей, обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»;
- негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
- вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
- проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Особенно эта поддержка важна для детей с ОВЗ, так как они нуждаются в нашей поддержке значительно больше обычных первоклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...
Кружковая деятельность в условиях школы полного дня. Кружок художественного творчества «Умелые руки»
В воспитании чувств и творческого развития ребенка кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам...
Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях школы полного дня
В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютер. Именно в школе полного дня педагоги выполняют тьютерское сопровождение обучающихся....
Воспитание гиперактивного ребенка в условиях школы полного дня.
Гиперактивные дети встречаются в каждом классе школы и особенно важно в воспитании не подавлять активность, а исползуя эту особенность воспитывать полноценную личность....
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада....
Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Дети с ОВЗ, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, нередко испытывают затруднения в адаптации к учебе и детскому коллективу. Это выражается, во-первых, в том, что...