Методическая разработка занятия «Путешествие в волшебный мир Г.Х.Андерсена»
план-конспект занятия (2 класс)

Адамчевская Екатерина Сергеевна

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного и школьного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир Г.Х.Андерсена»

  1. Актуальность:

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного и школьного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

  Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка

  Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

  Сказка-средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания школьников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

   В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью-интернет манией. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

   Со страниц книг Андерсена ребенок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее, и увлекательное. При этом он приобретает разновидность мышления и яркую фантазию. Причина тому – система ярких и уникальных образов автора. Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, путь и порой конец их, печален («Русалочка»). Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленького читателя. Читая сказки, Андерсена дети поймут, что надо учиться стойкости, доброте, и искренности у прекрасных и благородных героев. Предлагаемое занятие построено в игровой, занимательной форме, с использованием презентации и музыкальным сопровождением, что является привлекательным для младших школьников. Оно актуально для развития произвольного внимания, памяти, воображения, коммуникативных навыков работы в группе.

   Читая сказки, Андерсена дети поймут, что надо учиться стойкости, доброте, и искренности у прекрасных и благородных героев. Если все дети будут читать сказки Ханса Кристиана Андерсена - мир станет лучше и добрее.

2. Тема: Сказки Андерсена

3. Название: «Путешествие в волшебный мир Андерсена»

4. Форма проведения: Викторина

5. Направление: Духовно-нравственное

6. Аудитория: 2 класс

7. Продолжительность: 45 минут
8. Цель:
Способствовать развитию читательского интереса к литературе в целом и творчеству Андерсена в особенности.

9. Задачи:

1)  Способствовать формированию положительного отношения к чтению.

2)  Создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся.

3) Способствовать развитию познавательных процессов у учащихся начальной школы.

10. УУД

Личностные УУД

  1. Развитие нравственного потенциала ребенка.

Коммуникативные УУД
1) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

2) Уметь работать в группе.

Регулятивные УУД

1) Уметь работать по правилам.

2) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  1. Построение речевого высказывания.
  2. Извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

11. Оборудование: ПК, интерактивная доска, музыкальное сопровождение, костюмы героев сказок, таблички с название команд, подарки, жетоны, табло (нарисованное на ватмане), маркеры.

12. Использованная литература: Сказки Х.К. Андерсена «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок».

13. Место проведения: кабинет

14. Структура занятия:

1. Организационный момент (приветствие)
2. Вступление (со слов – «Ребята, вы узнали этих героев?»
3. Основная часть (Проведение викторины) – «А сейчас мы узнаем, на сколько хорошо вы знаете эти сказки...»
4. Подведение итогов («В конце игры, по сумме полученных баллов...»)

5. Танец
6. Рефлексия 
7. Организационный момент (Завершение занятия)

15. Ход мероприятия:

Организационный момент (1 минута)

Столы сдвинуты и разделены на 4 подгруппы. (дети рассаживаются в хаотичном порядке). Под музыку в класс заходит сказочник Оле-Лукойе (трек 01)

Вступление (5 минут)

(трек 02)

Оле-Лукойе

-Я вас приветствую друзья,

Не узнаете вы меня?

Я волшебный, сказочный герой

Для всех невидим я порой

Я по ночам к вам прихожу,

Над вами зонтиком кручу.

И если вы хорошо себя вели,

Я дарю вам красочные сны.

Я Оле-Лукойе, будем знакомы, я очень рад увидеть вас

Что ж я начинаю свой рассказ.

Я много сказок рассказал:

Про мальчика, которому в глаза и сердце осколок злого зеркала попал

И королева ослепительнее льда

Его в свои владения увезла.

Про девочку, родившуюся прямо из цветка,

Которую лягушка из дома унесла.

Но всё перетерпев, счастье свое нашла

И с ласточкой умчалась в тёплые края.

Про девушку, родившуюся в море,

что голос свой на счастье обменяв,

Покинула свои края родные

И принцу всю любовь свою отдав.

Про день дождливый, пасмурный и серый

В которой принц избранницу свою нашел

При помощи горошинки обычной

Он настоящую принцессу приобрёл.
- Дети, вы узнали этих героев? (Да! Это Снежная Королева, Дюймовочка, Русалочка         и Принцесса на горошине) 

- Ребята, а как вы думаете, что может объединять этих сказочных героев? (Этих героев связывает один писатель - Г.Х. Андерсен/ У этих сказок может быть один автор).  


- Правильно! Это все герои из известных сказок знаменитого датского писателя
 Ханса Кристиана Андерсена
Снежная Королева- Читали ли вы сказки Ханса Кристиана Андерсена? (Да, мы читали их с родителями/в школе на уроках) 
Принцесса- А какие сказки Андерсена вы читали? («Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Русалочка», «Принцесса на горошине»)

Оле-Лукойе-Действительно, Андерсон написал более 170 сказок, в основном он писал волшебные сказки.

Основная часть (30 минут)

Дюймовочка - А сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете эти сказки.
Русалочка - Для этого мы предлагаем вам стать участниками викторины «Путешествие в волшебный мир Андерсена»

Оле-Лукойе

-Первое что нам необходимо сделать - разделиться на 4 команды. а в этом нам поможет моя волшебная шляпа.

-Сейчас я пройдусь по классу и пусть каждый вытащит по одному жетону из моей шляпы.

-На каждом жетоне будет свой волшебный знак, ко которому вы сможете определить в команде кого из моих помощников вы будете.

Дети по очереди вытаскивают жетон.

- Те, у кого на жетонах снежинки подойти те к столу Снежной Королеве, у кого тюльпаны к столу Дюймовочке, те у кого короны подходят к столу Принцессе, а у кого морские звезды к столу Русалочке, жетончики вы оставляете себе. (Дети расходятся к помощникам и рассаживаются за столы.)

- А теперь, дети, внимательно посмотрите на свои жетоны, один из них не похож другие (красная снежинка, розовые тюльпаны, синяя звезда и красная корона).  Нашли? Тот у кого этот жетон и являться капитаном команды.

 А теперь встаньте пожалуйста, капитаны, чтобы мы вас увидели, присаживайтесь.

Принцесса -В каждой игре есть свои правила и наша игра не исключение.

Правила:

  1. Снежная Королева Обсуждения ведёт вся команда, но отвечает только капитан. Это относится и к выбору ячейки, и к ответу на вопрос викторины.
  2. Русалочка Если команда неверно ответила на вопрос или нарушила правила, право ответа переходит другой команде, которая быстрее всех поднимет табличку «Мы знаем».
  3. Принцесса Во время ответа другой команды, пожалуйста, соблюдайте тишину.
  4. Снежная Королева Выкрик с места не считается за ответ, даже если он был верным, и право ответа переходит к другой команде.
  5. Дюймовочка На каждое задание даётся 20 секунд
  6. Оле-Лукойе Самая дисциплинированная команда получит дополнительные баллы от волшебных помощников. 

Принцесса -Чтобы ничего не забылось, свод правил будет лежать на столе у каждой команды. Итак, сейчас на доске появятся ячейки с разным уровнем сложности. Каждая команда по очереди выбирает ячейку и выполняют задание.

-Для того чтобы понять какая команда начнет игру капитаны команд подойдите пожалуйста к Оле-Лукойе и положите в его шляпу свои жетончики, Оле их перемешает, чей жетон окажется первым, та команда и начинает. (Дети вытаскивают, определяется порядок ответа) значит, 1 ход .

- Оле-Лукойе называет порядок команд, а Снежная Королева записывает название команд в табло.

Снежная Королева Итак, мы начинаем игру:

-Как вы видите у нас есть 4 типа заданий разного уровня сложности. В «Иллюстрациях» вы угадываете сказку по картинке, в «Бюро находок» вам предстоит узнать какому же герою и какой сказки принадлежат эти вещи, в «Портрете герой» вам надо узнать героя по описанию и наконец «Верю не верю», где нужно угадать верное ли утверждение или нет. Так же в каждом блоке заданий есть ячейка «сюрприз» она приносит команде от 1-6 баллов.

Дальше команды выбирают ячейку и смотрят задание, если задание из блока «Верю не верю» или «Портрет героя», то задание читается Оле-Лукойе для лучшего усвоения. После прочтения задания начинается время на размышления (20 секунд). Далее Оле-Лукойе говорит: Ваше время закончилось, итак команда ваш ответ. После совещаний, капитан команды дает ответ и если он правильный, то команды получают от Оле звездные жетоны в зависимости от выбранного уровня сложности, а так же на доске висит ватман, он является «Таблом», на нём написаны названия четырёх команд. Как только какая-либо команда получает балл, он выставляется в это табло. После 2, 3, 4, и 5 круга проводятся игровые паузы с героями, в это время герои могут давай командам дополнительные баллы, за активность, за внимательность, за сплоченность.

После 2 круга с Принцессой и Дюймовочкой (трек 03)

Русалочка -  Ребята, а сейчас, Принцесса вместе с Дюймовочкой предлагают вам сыграть с ними в игру «Принцесса, дракон и рыцарь».

Принцесса Вставайте из-за своих парт, подходите к доске, сейчас мы с вами разделимся на две, равные по количеству участников команды. Команда номер 1 и команда номер 2 Правила следующие: у нас будет три героя: принцесса, дракон и рыцарь. Вы должны будете их изобразить. У каждой команды будет 5 секунд, чтобы договориться, кого из персонажей они будут показывать.

Дюймовочка Как мы изображаем рыцаря: давайте представим, что у каждого в руке меч. Делаем шаг вперед, бьем мечом. (пробуем это показать). Как мы показываем дракона: делаем шаг вперед, руки-когти и рычим – р-р-рррр. (пробуем это показать) Как мы показываем принцессу: представим, что в руках у нас подол, мы топаем ногами и поем “ля-ля-ля”. (пробуем это изобразить).
Принцесса После того как вы договоритесь, две команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, на счёт "Раз, два, три", вы одновременно, показываете выбранных героев. В этой игре принцесса побеждает рыцаря, рыцарь дракона, дракон принцессу. Побеждает та команда, которой удастся победить больше героев. Играем до двух побед. Желаем всем удачи! 
(По завершению первого раунда, ведущий говорит, например: "В первом раунде победила команда номер 1 и так с каждым следующим раундом. По окончанию игру, ведущий называют ту команду, которая в целом победила в этой игре, например, В этой игре одержала победу команда номер 2 Поздравляем победителей! Ребята, вы получаете дополнительные баллы.)

Дюймовочка Дети пройти и займите своим места за партами, продолжаем викторину.

После 3 круга с Русалочкой (трек 0401,0402,0403)

Русалочка -Итак дети, время немножко отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, со своих мест (Русалочка в это время стоит у доски). А сейчас мы сыграем в игру, которая очень нравится всем мои друзьям-морским обитателям. Она называется Море волнуется раз. И вы наверняка ее все знаете. Но если кто-то забыл, я напомню правила: сейчас будет играть музыка, а вы можете танцевать или просто стоять. Как только вы услышите Море волнуется раз. Море волнуется два, море волнуется три. Я назову вам морское существо, которое вы должны изобразить.

Например, море волнуется два, море волнуется три, акулу скорей покажи.

После этих слов я пройдусь и выберу самую красивую фигуру и вручу ему жетончик.

Всем все понятно? Если да, то начнем нашу игру.

-Вот, мы немножко отдохнули, а теперь пройти и займите свои места за партами мы продолжаем нашу викторину. 

После 4 круга со Снежной Королевой (трек 05)

Дюймовочка-Ребята, нашей Снежной Королеве стало жарко.

Давайте поможем повелительнице холодов и морозов, спасем ее от жары.

Принцесса-Ребята, давайте подойдем к ней и представим, что мы северный ветер, и создадим для неё холодный северный ветер, мы будем дуть на нее и махать ручками.

Так проходит вся игра.

Подведение итогов (2-3 минуты)

 В конце игры по сумме полученных баллов определяется команда, которая победила.

Оле-Лукойе -Давайте посчитаем наши баллы, в этом нам может Снежная Королева.

 (Снежная королева выходит к табло и подчитывает балл команд)

После чего выявляется победитель!

Танец (2-3 минуты)

Снежная Королева - Ребята! Наше с вами занятие подходит к концу
Оле-Лукойе Наши сказочные герои сказали мне, что они подготовили для вас напоследок танец. Они хотят, чтобы вы их поддержали и станцевали вместе с ними. Давайте встанем из-за своих парт/пройдём к доске, встанем в круг, и станцуем зажигательный танец вместе с нашими героями? (Принцессой на горошине, Русалочкой, Дюймовочкой и Снежной королевой).
(Дети встают около своих мест/проходят к доске и становятся в круг)
Принцесса-Сейчас мы вам покажем основные движения танца, повторяйте за нами.

После этого начинается танец. Звучит музыка «Кукарелла» (трек 06).

Дети танцуют вместе с героями, повторяя за ними движения.  

                                Рефлексия (2-3 минуты)

По окончанию танца, дети остаются в кругу, и герои задают свои вопросы.

  1. Снежная Королева Чем наше сегодняшнее занятие для вас было интересным? (Это занятие было интересным, так как я люблю сказки, а сказочные герои сделали интересную викторину.)
  2.  Дюймовочка Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? 
    (1. Понравилось танцевать со сказочными героями. 2. Понравилась викторина, она была интересная и красочная)
  3.  Русалочка Что далось вам с трудом? (1. С трудом получалось танцевать, так как не успевал повторять те движения, которые показывали герои. 2. С трудом давались некоторые вопросы в викторине.)

Организационный момент (1-2 минуты)

Оле-Лукойе -А теперь пришло время наградить вас за ваши старания. (выдача призов).

Всем командам вручаются карандашики, а победители еще получают стирательные резинки. Класс получат грамоту

Звучит Музыка (трек 2 фоном)

Ну вот и все, пора прощаться 
Нам нужно в сказки возвращаться.
Снежная Королева
А вам учиться, и мечтать
И нашу встречу никогда не забывать.
Дюймовочка
Вы были умными, весёлыми 
Идти вперёд всегда готовыми. 
Принцесса
Нам интересно было с вами,
Вы что то новое узнали.
Русалочка

Все, мы уходим, нам пока.
До скорой встречи, милые друзья!
Оле-Лукойе

Поклон, и герои под музыку уходят (трек 01 на повторе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме: «Волшебный квадрат»

Цель Развитие познавательной активности детей;  мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления, математических представлений....

Методическая разработка занятия по теме "Пластилинография «Сказочная Гжель» с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска"

Тема: Пластилинография «Сказочная Гжель».Задачи:Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжел...

Методическая разработка занятия «Путешествие в страну сказок»

Методическая разработка занятия «Путешествие в страну сказок» для 2 класса...

Методическая разработка занятия: Путешествие- Масленица

Красочная презентация занятия на тему: "Масленица"...

Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу» выполнена мною в рамках курса по краеведению. Можно использовать данный конспект для внеурочных занятий в 1 и 2 классе....

Методическая разработка занятия "Путешествие в страну "Грязнулек"

Методическая разработка занятия "Путешествие в страну "Грязнулек" для обучения учащихся 7-8 лет первого года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет ...

Методическая разработка занятия "Путешествие в город Вежливости"

Методическая разработка занятия "Путешествие в город Вежливости" для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет...