Технологическая карта по окружающему миру: "Полезные ископаемые"
занимательные факты

Максакова Диана Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 пробного урока по окружающему миру  

ТЕМА: «Полезные ископаемые»

Составила студентка 332 группы

Максакова Диана Алексеевна

Класс 4

Дата проведения занятия: 11.02.2021

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева С.В.

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   

                                                                                       

Цели урока:

Содержательная: познакомить с понятием полезные ископаемые, их разнообразием, активизировать и обобщить уже имеющиеся знания детей

Деятельностная: способствовать формированию УУД

Задачи:

Личностные:

-воссоздать комфортные условия для работы в классе,

-развивать познавательную мотивацию, наблюдательность,

-развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли;

Предметные:

-познакомить с понятием полезные ископаемые, их разнообразием,

-познакомить с видами полезных ископаемых,

-узнать новую информацию о полезных ископаемых,

-обобщить имеющиеся знания;

Метапредметные:

-проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована,

-оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющие возможности ее достижения;

Регулятивные:

-способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты,

-способность предположить результат и его характеристики;

Познавательные:

-определение логических рассуждений,

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности;        

Коммуникативные:

-способность полно и точно выражать свои мысли

Оборудование

У учителя: проектор, конспект занятия

У учащихся: ромашка вопросов, практическая работа, кроссворд

Образовательные ресурсы: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cea/00034139-2d171f90/img14.jpg; https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-izvestnyak-1222297.html;

https://www.kidsclever.ru/content/zagadki-pro-mramor;

https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3030;

https://infourok.ru/geografiya-zagadok-i-tayn-1808714.html 

Ход урока:

Этапы

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

Организация детей на работу

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Диана Алексеевна, я очень рада всех вас видеть.

Приветствие с учителем

II.Выход на тему

Вывести учеников на тему урока

-Я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…(1 слайд)

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.(2 слайд)

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.(3 слайд)

Он полезное ископаемое

Отапливает здания.

Сам чёрного цвета

Что же это? (4 слайд)

-Ребята, кто догадался, какая тема урока? (5 слайд)

-Совершенно верно. Тема урока: «Полезные ископаемые». Какую поставим цель?

Отгадывают загадки

Руда

Янтарь

Нефть

Уголь

Полезные ископаемые

Узнать, что такое полезные ископаемые, определить их виды

III.Изучение новой темы

Познакомить детей с новой темой урока

-Ребята, давайте подумаем, что же такое, полезные ископаемые? Что означает слово ископаемые?

Так, а почему полезные? 

-Значит, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

- Поработаем в парах, пока раздаю карточки, назовите правила работы в парах. Перед вами карточка, в которую нужно вставить пропущенные слова, для того, чтобы получить правильное понятие: полезные ископаемые.

У детей карточка:

Полезные _________________- это горные ____________,

которые ____________ использует в _______________.

Слова-подсказки: породы, хозяйстве, человек, ископаемые.

-Даяна, зачитай определение, которое у вас получилось.

-Молодцы! Вы верно составили определение.

-Для того, чтобы узнать характеристику полезных ископаемых, мы с вами немножко поиграем. У меня в руках, есть ромашка вопросов, посмотрите. Я вам раздам информацию на листочках, в парах прочитаете, проанализируете текст, а затем, будете отвечать на вопросы.

-Закончили работу. Выходим к доске. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Девочки, а вы узнали, какой-нибудь интересный факт, о полезных ископаемых?

-Хорошо поработали, спасибо.

-Я предлагаю нам составить кластер.

Кластер – это схема, в которой мы отразим основные мысли, нашей темы.

-Итак, какое понятие, у нас будет в центре, самое главное?

-Полезные ископаемые. На какие виды, мы их разделим?

-Что отнесем, к твёрдым?

-Что отнесем, к жидким?

-К газообразным?

-Отлично. Арина, озвучь, пожалуйста, что у нас получилось?

-Спасибо.

Физкультминутка

-Давайте, мы с вами отдохнем. Встанем так, чтобы никому не мешать. Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

-Замечательно, присаживайтесь.

-А сейчас, у нас будет практическая работа.

1.Беседа: Что у меня в руках?

Можете предположить, как он называется?

Что о нем знаете?

Как вы думаете, используют ли люди этот камень?

2.Постановка проблемного вопроса:

Где люди, могут использовать гранит?

-Значит, какой возникает у нас вопрос? У вас есть вспомогательная карточка, вставьте пропущенные слова и  составьте вопрос.

_________ свойствами должен обладать __________, если его _____________ в строительстве?

-Яна, какой вопрос возникает?

-Как будет называться тема, нашей практической работы?

-Тема нашей практической работы: «Гранит, свойства гранита, использование человеком»

-Какова цель, нашей практической работы?

-Целью нашей практической работы будет: установить основные свойства гранита, определить, как человек, использует гранит. Проверьте оборудование, которое у вас должно быть на столах. Оборудование на двоих: гранит,

гвоздик, стакан с водой, кусочек дерева (линейка).

3.Инструктаж: ребята, работу мы выполняем в парах. Помогаем друг другу, не мешаем своим товарищам, разговариваем шёпотом, следуем инструкциям, которые я вам озвучиваю, внимательно меня слушаем.

Подробный инструктаж, дан вам в таблице. После завершения работы, необходимо сделать вывод и ответить на проблемный вопрос.

-Какие свойства гранита, мы можем рассмотреть?

-Как определить цвет, что необходимо сделать?

Ребята, гранит имеет составные части, посмотрите на иллюстрации: слюда, кварц, полевой шпат. Какого цвета гранит? Запишите.

Ход работы:

Учебная задача

Создание условий

Выполнение действий

Выводы

1

Как определить цвет гранита

Рассмотреть

разные кусочки гранита

Рассматриваем и сравниваем

-Давайте узнаем, что произойдет, если гранит опустить в воду. Какое действие будем выполнять?

Запишите в третий столбик, опускаем кусочек гранита в воду

2

Что произойдет, если опустить кусочек гранита в воду

Стакан с водой и кусочек

гранита

-Что произошло?

-Гранит тонет, что это значит? Запишите, гранит тонет, значит, он тяжелый.

3

Как выяснить прочность гранита

-Какая наша следующая задача?

-С помощью чего, это выясним?

-Какое действие, будем выполнять?

-Что выяснили?

-Что нам осталось узнать?

4

-Какой предмет, нам понадобится?

-Какое действие, нужно выполнить?

-Провели, что узнали?

-Давайте сформулируем вывод. Маша, пожалуйста, какой вывод?

Вывод: гранит-это камень разного цвета. Гранит тонет, значит, он тяжелый. Не разламывается, потому что прочный. Оставляет след, значит, он твердый.

-Какой проблемный вопрос, мы с вами составляли?

-Итак, какими же свойствами, должен обладать гранит, если его используют в строительстве?

Ответ на проблемный вопрос: если гранит используют в строительстве, то он должен обладать такими свойствами, как: прочность и твёрдость.

-Завершаем работу. Итак, какие свойства гранита мы рассмотрели?

-Какой вывод, у нас получился?

Это то, что извлекается из Земли, то, что добывает человек.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Называют правила работы в парах.

Работают в парах, восстанавливают определение.

Полезные ископаемые - это горные породы, которые человек использует в хозяйстве.

Ищут ответы, для ромашки вопросов.

Представляют свои ответы на вопросы перед классом

Вместе с учителем, составляют кластер.

Полезные ископаемые.

Твёрдые, жидкие, газообразные.

Каменный уголь, гранит, торф, мрамор, алмаз, песок, глина.

Минеральная вода, нефть.

Природный газ

Делают вывод по кластеру

Камень, горная порода

Гранит

Да

В строительстве

Составляют вопрос

Какими свойствами должен обладать гранит, если его используют в строительстве?

«Гранит, свойства гранита, использование человеком»

Установить основные свойства гранита, определить, как человек использует гранит

Проверяют оборудование

Выполняют практическую работу

Цвет, прочность, твердость, легче или тяжелее воды

Нужно рассмотреть кусочки гранита

Гранит разного цвета, есть кусочки розовое, коричневое, серое и т.д.

Опускать гранит в воду

Гранит утонул

Он тяжелый

Выяснить прочность гранита

С помощью гвоздика

Гвоздиком попробовать разломить гранит.

Гранит не разламывается, значит, он прочный

Как определить твердость гранита

Кусочек деревяшки

Провести гранитом по деревяшке

Гранит оставляет след, значит он твердый

Формулируют вывод

Озвучивают вопрос

Отвечают на вопрос

Мы рассмотрели цвет, прочность, твердость, узнали, что гранит тонет в воде

Озвучивают вывод

IV.Закрепление

Подвести итог урока

-У меня для вас, есть еще одно задание, для того, чтобы закрепить, полученные нами знания. На столах, у вас лежит кроссворд. Сейчас, мы вместе с вами, его отгадаем. Я буду называть вопросы, а вы говорить ответы и записывать их в кроссворд.

-1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – 

Она понадобится сразу. Записываем ответ: глина

2. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. 

3. Из него часто делают скульптуры и декорации. В переводе с греческого, означает «блестящий, сияющий камень». Посмотрите, у вас есть подсказка. Картинка №3.

4. Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал…

5.А последнюю отгадку, вы узнаете, послушав сообщение, которое приготовила для нас Маша. 

Известняк — камень, чаще белого или светло-серого цвета, состоит из мелких частичек, скреплённых между собой. Он плотный, тяжелее воды. Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки, и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

-Спасибо, давайте похлопаем Маше, хорошее сообщение, она для нас подготовила. Итак, какое последнее слово, мы впишем в кроссворд?

-Вы разгадали весь кроссворд. Молодцы! А наш урок, подходит к концу, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? Какую цель, мы ставили на уроке? Достигли мы этой цели? Почему? Теперь, предлагаю вам, выбрать фразу и продолжить её:

Мне было интересно…

Сегодня на уроке я научился (научилась)…

Я понял (а), что…

Больше всего, мне понравилось…

Мы сегодня разобрались…

- Урок закончен. До скорых встреч.

Отгадывают кроссворд

Глина

Гранит

Мрамор

Песок

Маша рассказывает сообщение для класса

Известняк

Полезные ископаемые

Называют цель

Да

До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...

Технологическая карта урока окружающего мира " Полезные ископаемые" 3 класс

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: Полезные ископаемыеЦели урока:  Расширить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Планируемые результаты:•...

Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые"

Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс. Базовый учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний»...

Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые" (УМК Школа России, 3 класс)

Цель урока: формирование представления о понятии «Полезные ископаемые», знакомство с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием. Задачи урока:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира «Полезные ископаемые» (УМК "Школа России", 3 кл., 1 ч.)

УМК: «Школа России»Тип: «открытия» новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цель урока: ознакомление учащихся с разнообразием полезных ископаемых, со спос...

Технологическая карта окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс (УМК: Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (1-4) (система Эльконина-Давыдова))

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1)познакомить  с понятием «полезные иско...