Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс. Базовый учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир Класс: 3
Базовый учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний»
Тема урока: Полезные ископаемые.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся понятия «полезные ископаемые», познакомить их с группами и свойствами полезных ископаемых.
Планируемые результаты.
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
иметь представления о разнообразии групп полезных ископаемых; называть группы полезных ископаемых; называть пользу добычи полезных ископаемых для человека. | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные: выдвигать версии, определять способы их решения; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействовать при работе в парах. | мотивация к изучению нового учебного материала; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание необходимости добычи полезных ископаемых. |
Задачи урока:
1. Актуализировать знания обучающихся пройденной теме «Горные породы».
2. Подвести обучающихся к новой теме «Полезные ископаемые» .
3. Способствовать формированию умения в постановке учебной задачи по теме «Полезные ископаемые».
4. Подвести обучающихся к планированию своих действий в соответствии с поставленной целью.
5.Выяснить, что такое полезные ископаемые и необходимость их для жизни и деятельности людей.
6. Определить самые распространенные полезные ископаемые.
7. Способствовать организации практической работе по теме «Полезные ископаемые».
8. Содействовать развитию познавательной активности обучающихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
9. Организовать рефлексию по теме «Полезные ископаемые» .
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Необходимое оборудование: Интерактивная доска Smart Board, учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний», рабочая тетрадь к учебнику №1.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения. (Слайд 1) | Приветствие учителя. | Познавательные (логические: обобщение) Познавательные (информационные: извлечение и представление информации) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2.Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. Вспомнить изученный раздел. | - Давайте вспомним, какой большой раздел мы изучаем. (Слайд 2) - Какие подразделы входят в этот большой раздел? - Вспомните, какой подраздел мы начали изучать на прошлом уроке. - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слайд 3) Посмотрите на доску. Определите, какое слово лишнее. Давайте его уберем. Как можно назвать все оставшиеся вещества? - А что такое горные пароды? -Какие горные пароды вы знаете? - Где встречаются горны пароды? Из чего состоят горные пароды? - Как называется следующая тема данного раздела, которую мы будем изучать? (Слайд 4) | Дети открывают оглавление учебника, называют раздел который изучают «Вода, воздух, горные пароды и почва» -Три состояния воды. -Вода в природе. -Значение воды и ее охрана. - Горные породы и почва. - Горные породы. Стекло. Потому что стекло не является горными пародами. - Горные пароды. -Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Песок, глина, мел, уголь. - Они лежат по всюду. - Из минералов. - Полезные ископаемые. | |
3.Постановка учебной задачи. Учиться, исходя из темы урока, ставить цель и определить учебные задачи | - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Исходя от темы, какую цель поставим на урок. (цель появляется на доске) | - О полезных ископаемых, о добыче полезных ископаемых. - Познакомиться с полезными ископаемыми, изучить их свойства. | Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) (планирование действий) Коммуникативные (общение) Познавательные (логические -умозаключение) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учиться извлекать и представлять информацию из разных источников информации, уметь делать выводы | - Что нам предстоит сделать, чтобы наша цель была достигнута? На партах лежат карточки с перепутанным планом урока. - А сейчас я вам предлагаю в парах обсудить перепутанный план наших действий и установить его порядок. (план появляется на доске). 1. Определить, что такое полезные ископаемые и их места расположения. 2. Выявить самые распространенные полезные ископаемые. 3. Определить свойства самых распространенных полезных ископаемых. 4. Ответить на итоговые вопросы и оценить себя. - Посмотрите внимательно на план и скажите какую учебную задачу нам предстоит решить сейчас? - Давайте подумаем, что такое полезные ископаемые и почему их называют полезными? - Как вы думаете, где находятся полезные ископаемые? - Как называется это место? - Кто определяет где находятся полезные ископаемые? - Как нам проверить, верно ли вы думаете? Подтвердилась ли наша информация. - Какую задачу мы решали? - Какая следующая задача перед нами стоит? -Подумайте, какие самые распространенные полезные ископаемые мы можем встретить? - Давайте посмотрим, что думает автор учебника и совпадут ли наши мнения. Совпали ли мнения автора и ваши? Одним из домашнего задания было подготовить проект о горных породах. (Слайд 5) - Узнали ли мы что то новое о горных породах? Молодцы. - Не хотели ли бы вы проверить некоторые свойства полезных ископаемых с которыми нас познакомили ребята с помощью практической работы. (Слайд 6) Обратите внимание на слайд. Посмотрите какие свойства вы будете определять? Как мы будем сравнивать запах? Как мы будем сравнивать цвет? Как мы будем сравнивать растворимость? Как мы будем определять состояние? Какие три состояния веществ мы знаем? Мы вместе разобрали как будем определять полезные ископаемые. Сейчас вы пройдете за рабочие места, где лежат полезные ископаемые которые вы будете исследовать и карточка которую нужно заполнить в ходе практической работы. Я предлагаю вам пройти за рабочие места. | Дети с помощью учебника оставляют задачи (план) с помощью которых будет достигнута цель. Выдвигают предположения. Дети работают в парах. Составляют этапы плана работы на уроке. Выступают несколько пар с составленным планом.
Дети обращаются к плану. Определить, что такое полезные ископаемые. Дети выдвигают предположения. - полезные ископаемые – это то что добывают из земли, а полезные они потому, что они приносят пользу человеку тем что человек пользуется ими. -Мы можем проверить с помощью учебника. Дети занимаются поиском информации, которая подтвердит их предположения. Один ученик читает текст, остальные следят. - Мы определяли, что такое полезные ископаемые и их места расположения. - Выявить самые распространенные полезные ископаемые. - Наверное это песок, потому что он находится прям на поверхности земли. Хорошо читающий ученик выразительно читает определение. - Почти, мы не сказали, что глина – это тоже самое распространенное полезное ископаемое. Выступление детей с проектами: «Глина», «Песок», «Гранит», «Известняк». - Предположения детей. Хотим. Запах, цвет, растворимость, пропускает ли воду, состояние. Можно понюхать. Посмотрим какого они цвета. Дети объединяются в группы. Опустим в воду и размешаем. Жидкое, твердое и газообразное. После того как дети вместе с учителем разобрали ход практической работы они приступили к ее выполнению. | Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (информационные поиск, фиксация, извлечение информации) Познавательные (логические: вывод) Коммуникативные (взаимодействие) Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (взаимодействие) Познавательные (логические) Регулятивные (контроль) Регулятивные (оценка) Познавательные логические (умозаключение) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Послушаем, какую работу выполняла 1 группа? - Какую работу выполняла 2 группа? (Слайд 7) На доске появляется готовая таблица. Давайте повторим какими свойствами обладают полезные ископаемые. | Отчет групп. Группе закончившей первой, предоставляется слово. Делают отчет о проделанной работе. - Сравнивала глину и песок - Сравнивала гранит и известняк Дети проверяют с доской. Делают выводы. | Личностные (нравственные) (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Познавательные (логические) (информационные: извлечение информации Регулятивные (самоконтроль) (сохранение и удержание цели и задач урока) Коммуникативные (общение) (монологические высказывания детей) |
5. Первичное закрепление Учиться применять полученные знания в личном опыте. | Заполним таблицу: (Слайд 8) Таблица на интерактивной доске. - Назовите одинаковые признаки глины и песка? - Чем они отличаются? - Назовите одинаковые признаки гранита и известняка? - Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать? - Какие задачи мы решили? | Дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» свойство в нужный столбик - Бывают разного цвета. - Песок не имеет запаха, а глина имеет. - Иногда образуют горы, бывают различного цвета. Гранит прочен, а известняк нет. У полезных ископаемых есть как отличительные так и похожие свойства. Выявили самые распространенные полезные ископаемые и определили их свойства. | Коммуникативные (монологические высказывания детей) Познавательные (логические: причинно-следственные связи) Регулятивные (сохранение и удержание цели и задач урока) (самоконтроль) (самооценка) |
Подведение итогов. Рефлексия Формировать умения анализировать и оценивать свою деятельность на уроке | - Назовите заключительную задачу. Открываем рабочую тетрадь на стр. 24. Проверьте себя. Самостоятельно выполните задание. Затем проверим. На доске появляются правильные варианты ответа. (Слайд 9) Какая цель перед нами стояла в начале урока? Достигли ли мы ее? Оценочные суждения. Закончи предложение. | - Ответить на итоговые вопросы и оценить себя. Оценивают свою работу на уроке. Дети самостоятельно выполняют задание. Найдите ошибку. гранит сыпучий, из крупинок, хорошо пропускает воду песок состоит из песчинок, прочный, не имеет запаха, не пропускает воду глина прочный, если капнуть уксусом, и не пропускает воду. то послышится шипение известняк пластичная, сырая имеет запах. (Один ребенок выполняет такую работу у доски, остальные проверяют с места.) - Познакомиться с полезными ископаемыми, изучить их свойства. -Да. Мы узнали, что такое полезные ископаемые и изучили их свойства с помощью опытов. | Коммуникативные (монологические высказывания детей) Познавательные (логические: причинно-следственные связи) Регулятивные (сохранение и удержание цели и задач урока) (самоконтроль) (самооценка) |
Домашнее задание Учиться делать осознанный выбор | - Домашнее задание : Слайд 10 1. Стр. 61-62 читать 2. Сделайте из глины подарок другу своими руками (по желанию) | Дети по выбору записывают домашнее задание. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)
Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...
Технологическая карта урока окружающего мира " Полезные ископаемые" 3 класс
Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: Полезные ископаемыеЦели урока: Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Планируемые результаты:•...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему надо беречь полезные ископаемые?", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема урока «Почему надо беречь полезные ископаемые?» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятел...
Технологическая карта урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых", 2 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о свойствах полезных ископаемых. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о свойст...
Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые" (УМК Школа России, 3 класс)
Цель урока: формирование представления о понятии «Полезные ископаемые», знакомство с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием. Задачи урока:Дидактические:...
Технологическая карта урока окружающего мира «Полезные ископаемые» (УМК "Школа России", 3 кл., 1 ч.)
УМК: «Школа России»Тип: «открытия» новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цель урока: ознакомление учащихся с разнообразием полезных ископаемых, со спос...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами и классификацией.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1) Анализировать иллюстрации и фотографии, различат...