Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок.
методическая разработка

Наталия Григорьевна Васильева

 

Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vospitatel.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок.

:

Для формирования нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях по чтению мы предлагаем использовать материал русских народных сказок. Этот богатый пласт народной культуры помогает прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа, учить детей различать добро и зло, сопереживать; учить проникать в глубину содержания произведения, учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость работать над развитием речи, мышления.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Цели: прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа, учить детей различать добро и зло, сопереживать; работать над развитием речи, мышления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают докучные сказки, которые они вспомнили или прочитали. Некоторые сказки можно выучить наизусть со всем классом.

Среди детей можно организовать конкурс на «Самую-самую докучную сказку», «Самую короткую сказку», «Сказку – нескладушки–неладушки», «Самого докучливого сказочника» и т. д. (Дети-победители могут быть награждены шуточными медальками.)

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся  к  изучению  нового  материала.

Звучит фонограмма песни «В мире много сказок».

– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?

– Обоснуйте ваше мнение.

– Как вы думаете, легко ли сочинять сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

– А есть ли у вас любимые сказки?

– Какими словами обычно начинаются сказки?

– Какими словами часто заканчиваются сказки?

– Начало сказки называется зачином, а ее окончание, заключительная часть – концовкой.

– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Работа над сказкой.

Воспитатель выразительно читает сказку.

– Что хотите сказать?

– Кто из героев сказки вам понравился? Чем?

– Кто не понравился? Почему?

– Было ли вам страшно, когда слушали сказку?

– Было ли вам радостно?

– Чему учит сказка?

IV. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чем заставил задуматься?

 Домашнее задание: перечитать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (с. 22–27, часть 1-я); подготовить пересказ сказки и выразительное чтение особенно впечатлившего вас отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цели: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками, прививать детям интерес к чтению, учить проникать в глубину содержания произведения, развивать речь, мышление учеников.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Несколько учеников пересказывают сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников, определяют лучшего рассказчика.

После этого можно обратиться к рисункам детей (если таковые имеются). Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа.

Воспитатель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

Если учащиеся затрудняются ответить на какой-либо из вопросов, то воспитатель сам сообщает им эти сведения.

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

– А  вот  как  другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же  события.

Воспитатель  предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию  картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

2. Работа над сказкой.

– А теперь послушайте сказку.

Воспитатель читает сказку. (Возможно, чтобы сказку читал воспитатель и несколько хорошо читающих детей.)

Если на данном уроке вся сказка до конца не будет прочитана, то ученики дочитывают ее дома. (Однако прервать чтение сказки следует только на законченной по смыслу части, например, предложением: «Теперь прощай, мне дальше идти нельзя» (с. 36, часть 1-я).)

– Кто из героев сказки понравился вам больше других? Чем?

– Кому вы не симпатизируете? Почему?

– Когда особенно переживали, волновались?

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось на уроке?

 Домашнее задание: дочитать сказку до конца (с. 36–38, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее впечатлившего вас отрывка; выполнить рисунок к сказке.


 РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СИВКА-БУРКА»

Цели: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками, учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся можно организовать выставку.

Воспитатель или кто-либо из учеников показывают один из рисунков и просят остальных учащихся найти в тексте сказки отрывок, соответствующий изображенному на рисунке, и прочитать его.

Далее воспитатель спрашивает детей о том, какие еще рисунки соответствуют  прочитанному  эпизоду  сказки  (таким  образом  рисунки можно  разделить  на  группы  по  тому, какой фрагмент сказки на них изображен).

Затем  несколько  человек  читают  отрывок,  который  их  наиболее впечатлил,  объясняя  свой  выбор.  (Данную  работу  можно  провести  в группах.)

III. Изучение нового материала.

Воспитатель сообщает учащимся о том, что на уроке их ждет встреча с новой сказкой, эта сказка – «Сивка-Бурка».

Воспитатель и учащиеся читают сказку. По ходу чтения воспитатель объясняет значения слов.

џ Словарная работа.

Добрая – зд. очень хорошая.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

Худая – зд. плохая.

– Что хотите сказать?

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-Бурка» и «Иван-царевич и Cерый Волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана?

Затем воспитатель вывешивает репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». (Если большой картины нет, то работать можно по репродукции, данной в учебниках, – с. 43, часть 1-я.)

– А вот как представил Сивку-Бурку художник В. Васнецов.

– Какой момент запечатлел художник на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке.

– Каков Сивка-Бурка на картине В. Васнецова?

IV. Итог урока.

– Чему вас научил урок?

 Домашнее задание: перечитать сказку «Сивка-Бурка» (с. 40–49, часть 1-я), подготовить пересказ, сделать рисунок Сивки-Бурки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок.

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок....

Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»...

Формирование нравственных ценностей и традиций на уроках литературного чтения в соответствии с ФГОС 2 поколения

В статье показано как формируются нравственные ценности и традиции на уроках литературного чтения....

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей младших школьниковчерез работу со сказками

В программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направл...

Презентация к уроку литературного чтения «Художники – иллюстраторы русских народных сказок».

Народные сказки - один из любимых жанров народного фольклора. Они отражают быт народа, его традиции и обряды, обычно имеют поучительный и воспитательный смысл. Огромный вклад в донесении читателю сюже...

Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста

Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...

Методическая разработка «Сохранение и укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях в условиях детского санатория»

Оздоровление детей, создание их эмоционального комфорта - важнейшая задача всех взрослых, поэтому современные здоровьесберегающие технологии должны использоваться  во всех видах педагогической де...