Программа "Азбука здоровья"
рабочая программа (4 класс)
Программу может использовать как классный руководитель, так и воспитатель группы продлённого дня или педагог дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_3-4_klass.docx | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
ГБОУ СОШ № 50 ГБОУ СОШ № 50
протокол ______М. И. Зомитева
от «30» августа 2019 года № 1 Приказ № _________
от «30» августа 20 19
Рабочая программа
«Азбука здоровья»
для 3 класса
Автор – составитель: Кривова Людмила Николаевна, учитель биологии, высшей категории, воспитатель группы продлённого дня
Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Санкт-Петербург
2020 г
Пояснительная записка
Необходимость реализации программы «Азбука здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Программа «Здоровое поколение» на территории муниципального образования 2012-2015 годы.
Программа «Азбука Здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Цели программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
- Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы
Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:
Содержание этих блоков дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Программа «Азбука здоровья» построена в соответствии спринципами:
- научная обоснованность и практическая целесообразность;
- возрастная адекватность;
- необходимость и достаточность информации;
- модульность программы;
- практическая целесообразность
- динамическое развитие и системность;
- вовлеченность семьи и реализацию программы
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
- Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»
Календарно-тематическое планирование
«Азбука здоровья» 5, 6 класс
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Что такое здоровье | 05.09 |
2 | Мудрые мысли о здоровье | 12.09 |
3 | Режим дня. | 19.09 |
4 | Скелет и осанка | 26.09 |
5 | Дороже алмаза- мой два глаза | 03.10 |
6 | Культура моей семьи и я | 10.10 |
7 | Русские народные игры | 17.10 |
8 | Здоровые зубы – здоровью любы | 24.10 |
9 | Мой здрузья–вода и мыло | 10.11 |
10 | Русские народные игры | 17.11 |
11 | Чтобы уши слышали | 24.11 |
12 | Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами | 01.12 |
13 | Органы дыхания и их гигиена. | 08.12 |
14 | Заболевания дыхательной системы и их профилактика. | 15.12 |
15 | Простудно-инфекционные заболевания, туберкулез. | 22.12 |
16 | Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. | |
17 | Прививки-профилактические меры. | |
18 | Гигиена полости рта. Профилактика кариеса. | |
19 | Пища, которую «любят» и «не любят» зубы. | |
20 | Гигиенические правила сохранения зрения. | |
21 | Гимнастика для глаз и упражнения на развитие зрительной памяти. | |
22 | Возрастные особенности скелета и мышц, | |
23 | Профилактика нарушения осанки и плоскостопия | |
24 | Кровяное давление. Частота пульса. | |
25 | Понятие об эмоциях. Умение владеть собой. | |
26 | Характер человека Типы темпераментов. | |
27 | Полезные и вредные привычки. | |
28 | Влияние алкоголя на здоровье. | |
29 | Табак-человеку враг! | |
30 | Как сказать «НЕТ» вредным привычкам | |
31 | Водные процедуры. Солнечные и воздушные ванны. | |
32 | Вредные насекомые: мухи.комары, клещи. | |
33 | Охрана и укрепление здоровья | |
34 | Авитаминоз | |
35 | Лекарственные растения | |
36 | Ядовитые растения | |
37 | Деревья лечат | |
38 | Жизненный ток | |
39 | Сердце и кровеносная система | |
4о | Кто Вы- оптимист или пессимист | |
41 | Нервная система Мозг | |
42 | Щупальца мозга | |
43 | Мозг и тело, внутренние сигналы | |
44 | Две стороны щита | |
45 | Сильный ум в сильном теле | |
46 | Нервное истощение | |
47 | Депрессия и напряжение | |
48 | Страх болезни | |
49 | Страх старости | |
50 | Преодоление страхов | |
51 | Отдых и сон | |
52 | Активный отдых | |
53 | Спит всё живое | |
54 | Сновидения | |
55 | Что необходимо для хорошего сна | |
56 | Умеете ли вы засыпать? | |
57 | Обучение и здоровье | |
58 | Твоя память | |
59 | Типы мышления и обучение | |
60 | Леворукость—беда или благо? | |
61 | Трудности детского мышления | |
62 | Аналитический склад ума | |
63 | Позвоночник и скелетная система | |
64 | Связки и хрящи | |
65 | Защита жизненных органов | |
66 | Почему позвоночник начинает укррачиваться? | |
67 | Основные упражнения для позвоночника---это хорошая осанка | |
68 | Упражнение для осанки | |
69 | Правильная осанка при ходьбе | |
70 | Как правильно сидеть | |
71 | Упражнения для позвоночника | |
72 | Дыхательная гимнастика | |
73 | Как мы дышим | |
74 | Ухо горло нос | |
75 | Путь для звуков | |
76 | Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата | |
77 | Что надо знать о насморке | |
78 | Что надо знать о воспаление среднего уха | |
79 | О профилактике нарушений голоса | |
80 | Окно в мир | |
81 | И глаза тебе скажут спасибо | |
82 | Близорукость | |
83 | Программа улучшения зрения | |
84 | Кто читает на ходу на ходу тот попадает всегда в беду | |
85 | Кожа—зеркало здоровья | |
86 | Уход за кожей | |
87 | Заболевания кожи | |
88 | Профилактика кожных заболеваний | |
89 | Зубы | |
90 | Кариес зубов | |
91 | Как предупредить кариес | |
92 | Опасные традиции | |
93 | Курить или не курить? | |
94 | Почему люди курят | |
95 | Травматическая эпидемия | |
96 | Противоядие против травм | |
97 | Самая первая помощь | |
98 | Первая помощь при занятиях спортом | |
99 | Домашняя аптечка | |
100 | Движение для здоровья | |
101 | Гибкость | |
102 | Упражнения на развитие гибкости | |
103 | Победить простуду | |
104 | Примерная схема режима дня для школьника | |
105 | Забота о внешности | |
106 | Трудные моменты взросления | |
107 | Твои физические характеристики | |
108 | Об отношениях с родителями | |
109 | Понятие конфликт | |
110 | Как избежать вспышки | |
111 | Сигналы конфликта | |
112 | Анкета для самого себя | |
113 | Понятие зависть и застенчивость | |
114 | Мнительность и непунктуальность | |
115 | Вспыльчивость и разочарование | |
116 | Агрессивность и неуверенность | |
117 | Нерешительность и обида | |
118 | Я несу ответственность за себя | |
119 | Ваша сила внутри вас | |
120 | Уважение и самоуважение | |
121 | Вы уже личность | |
122 | Ваши ошибки – это не вы | |
123 | Как вести себя в общественных местах | |
124 | Как вести себя за столом | |
125 | Как вести себя в гостях | |
126 | Как вести себя на улице | |
127 | Это не мелочи | |
128 | Вопросы для рамышления | |
129 | Лекарственные и ядовитые растения | |
130 | Секрет Гагулы или как прожить триста лет | |
131 | Раздумья академика Н.М. Амосова о здоровье | |
132 | Валеологический дневник | |
133 | Моя семья | |
134 | Мои дедушка и бабушка | |
135 | Путешествие в тайну моего рождения | |
136 | Моё отношение к учёбе | |
137 | Сказки старого чайника | |
138 | Страна Здоровье и страна Простуда | |
139 | Карта человеческого тела | |
140 | Загадки про здоровье | |
141 | Связь дыхания и сердца | |
142 | Паспорт здоровья | |
143 | Игры на свежем воздухе | |
144 | Обобщение |
Ожидаемые результаты:
Выпускник 3 класса должен:
- Быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры.
- Знать основные правила этикета и соблюдать их.
- Иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта.
- Владеть навыками составления усредненного режима дня и следовать ему.
- Уметь распознавать признаки утомления. В том числе и зрительного.
- Иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи.
- Знать, для чего делаются прививки.
Учебно - методическое обеспечение программы «Азбуки здоровья»
Для учителя
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
- Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/
- Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
- Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/
- Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
- Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
- Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сост. Н.Н. Шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.
Для ученика
1. Сивачева – это радость – Детство-пресс, 2002
2. Черенкова пальчиковые игры – «Дом. 21 век», -2006
3. Патрикеев, игры.5-7 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
4. Антропова, М. В., Кузнецова, дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
День здоровья "Здоровье-это здорово!"
День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...