Классный час, посвященный блокаде Ленинграда.
классный час (3, 4 класс)

Материал содержит краткую информацию о блокаде Ленинграда. Подобраны стихи дли детей, которые они прочитают на классном часе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_posvyashchennyy_blokade_leningrada.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Салют, победа!

Классный час на тему:  «900 блокадных дней.   

                                                                           

                                                                 

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

Цель:  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.

Задачи  классного часа:

  • пробудить в детях чувство гордости за стойкость русского народа в период блокады Ленинграда и сострадания к погибшим на поле боя и умершим от голода;  
  • совершенствовать духовно - патриотическое развития учащихся,  способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности;
  • познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны: г. Ленинград подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам; враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и сами сдадут оккупантам город, но враг просчитался.

Прошло уже 73 года со дня полного снятия блокады Ленинграда. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков

              Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с  целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. 

Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно секретно:    «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет  никакого интереса»…                                                                                    

Начало войны было неудачным для Красной Армии и враги наступали. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистской армии.          

8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Но захватить город гитлеровцы не смогли. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро.                     

С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда.    

Блокада Ленинграда   – наиболее трагический период в истории города на Неве. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. На защиту родного города поднялись все её жители.    

Просмотр документального фильма: «900 дней мужества».

Чтение стихов о блокаде.                                  

Юрий Воронов

"Сотый день"

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянется, что враг не пройдет!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот

Владимир Крылов
ЛЕНИНГРАДЦЫ
Сплошным сугробом город завалила,
Студёным ветром выдула дома,
Насквозь морозом камни прокалила
Зловещая блокадная зима.

И над Невой, где львы застыли хмуро,
Где ветер бьёт в гранит на берегу,
Мальчишка лет двенадцати понуро,
Сидел, раскинув ноги на снегу.

Он только что поднялся по тропинке
От проруби, черневшей на реке.
И вот упал .И горькие слезинки
Жемчужиной скатились по щеке.

Смотрел с тоской, как из упавшей фляги
Лилась с трудом добытая вода,
За каплей капля драгоценной влаги
Под снегом исчезали без следа.

Напрасно он карабкался упрямо,
Не думал, что два шага до беды.
А дома ждёт его больная мама,
А у него ни силы, ни воды.

В глазах туманом стелется дремота,
Да в горле комом давит горячо.
И вдруг мальчишка чувствует, что кто-то
Трясёт его упорно за плечо:

"Ты что, сынок! Тебе нельзя сдаваться.
Так можно и замёрзнуть на снегу.
Вставай сынок! Ведь мы же - ленинградцы!
Давай тебе немножко помогу.

Иди шажком. Не надо торопится.
Держись поближе к стеночке, милок.
Я отдохну и зачерпну водицы,
А ты иди. Возьми мой котелок".

И мальчик шёл и шёл тихонько к дому-
Туда, где ждёт его больная мать.
А друг его спаситель незнакомый,
Упал на снег, чтобы уже не встать.

                  Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно, холодно, холодно очень..
Вставлена вместо стекла картонка...
Вместо соседнего дома  – воронка...
Поздно. А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
Есть очень хочется...Страшно...Темно...
Умер братишка мой... Утром...Давно...
Вышла вода... Не дойти до реки...
Очень устал...Сил уже никаких...
Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе – на отца похоронка...

(Н. Радченко) 

ВОСПОМИНАНИЯ БЛОКАДНОГО ДЕТСТВА

Не умела я бояться

Когда в дом пришла война.

Не отчаянной, не смелой -

Просто маленькой была.

За меня боялась мама,

Защищая и любя.

Я же - в куколки играла,

Я ведь маленькой была.

С каждым днем ослабевая,

Я ходить уж не могла,

Но беды не сознавала,

Я ведь маленькой была.

И от голода страдая,

Нервы близких не щадя,

Постоянно есть просила,

Я ведь маленькой была.

После тетя мне сказала -

Умереть не смели мы,

Волю к жизни возвращали

Просьбы детские твои.

Память спрятала надежно

Страх и ужасы войны,

Те же, кто меня спасали,

Были мною спасены.

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

(Л. Хямелянина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема:"Блокада Ленинграда".

Презентация к классному часу, посвященного блокаде Ленинграда....

Классный час о блокаде Ленинграда

Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.     Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерн...

Классный час "Прорыв блокады Ленинграда"

Судьба Ленинграда ещё в середине 1920-х годов вызывала особую тревогу у военного теоретика А. А. Свечина. Свечин именовал город «Севастополем будущей войны», имея в виду судьбу, выпавшую на долю Севас...

Классный час, посвященный блокаде Ленинграда

Классный час. Блокада Ленинграда....

Классный час "Снятие блокады Ленинграда"

Тема: «Снятие блокады Ленинграда».Блокада Ленинграда — самая трагическая страница в истории. Второй мировой войны. Ни один город мира не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград...

Классный час " Снятие блокады Ленинграда"

Разработка классного часа (внеклассного мероприятия) для учащихся 1 - 4 классов...