Классный час, посвященный блокаде Ленинграда
классный час (3 класс)

Котова Олеся Ивановна

Классный час. Блокада Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час.

Блокада Ленинграда.

Цель:  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить учеников  с понятием блокада;
  2. Расширить знания о страшном периоде в жизни нашей страны.
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
  4. Познакомить детей с музыкальными произведениями и поэзией, посвященной теме блокады.

Ход мероприятия.

Слайд 1.

27 января в нашей стране отмечается как день воинской славы. Это день прорыва блокады Ленинграда.

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Почему же это событие столь значимо для нашей страны и отмечается наравне с такими победами как Куликовская битва и Бородинское сражение?

Слайд 2.

Великая Отечественная война началась в июне 1941 года.  Враг наступал и уже через 3 месяца тяжелых боев подошел вплотную к Ленинграду так близко, что смог увидеть городской трамвай.

Почему именно этот город решил поработить враг?

 Ленинград (а ранее Санкт-Петербург) 2-й по величине город страны. Северная столица.  Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Город был  центром науки, культуры и истории. Окно в Европу, прорубленное Петром Великим.

В Ленинграде было много заводов, выпускавших вооружение: танки, пушки, снаряды. Последняя база кораблей Балтийского флота, поскольку  все остальные уже захватили. Если сдать город, все это попадет в руки врага, а его огромные силы освободятся и ринутся на Москву.

Слайд 3.

Немцы грозились стереть город с лица земли, чтобы даже памяти о нем не осталось. Жители города героически оборонялись и не отдали свой любимый город врагу. Немцы не смогли взять город штурмом. Тогда они окружили его со всех сторон, словно зажали в кольцо,  и началась БЛОКАДА. Надеялись, что город, лишенный связи со страной, сам упадет к их ногам, как гнилое яблоко.

Слайд 4

Фашисты вели себя варварски, нечестно. Есть такой  известный военный закон: армия воюет с армией и не трогает мирных жителей. Немцы же воевали со всем городом: с домами, дворцами, музеями, соборами, с рабочими, женщинами и детьми. Бомбежки и обстрелы из тяжелых орудий длились по 10-12 часов в сутки. Люди спасались в подземных бомбоубежищах и иногда уже не могли найти потом своих домов.

Слайд 5

Наступила зима. Ударили сильные морозы. Не было электричества. Замерз водопровод в домах. Воду носили из прорубей на Неве. В домах ставили железные печки «буржуйки» и топили их всем, что могло гореть- досками из развалин разрушенных домов, а когда не было сил и их принести – обломками мебели и книгами.

В городе кончались продукты. Их уже не продавали в магазинах, а выдавали по карточкам строго поровну. Солдатам на фронте выдавали по 500 грамм хлеба. Рабочим - 250 грамм. Женщинам, пенсионерам, детям – по 125 грамм. Однако и этот хлеб только чуть более половины состоял из ржаной муки. В его состав входили также соевая, солодовая и овсяная мука, льняной жмых, а иногда – даже подсолнечная лузга (шелуха), и целлюлоза (древесное сырье для производства бумаги). Чтобы получить продукты по карточкам приходилось по нескольку часов стоять в очередях.

Люди варили и ели кожаные ремни, столярный клей, приготовленный из костей животных. Каждый день от голода умирало более 4 тысяч человек.

Когда закончилась война, подсчитали, что только 3 % людей  погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Слайд 6

И все равно в городе не прекращалась жизнь. Стойко держали оборону на фронте солдаты. Без устали трудились на заводах рабочие и дети. Тушили зажигательные бомбы пожарные команды. Спасали людей в госпиталях врачи. Есть много примеров удивительного героизма людей, которые несмотря на страшные лишения выполняли свой долг.

Например, в Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, в котором хранилась гигантская коллекция семян пшеницы, ржи, других зерновых растений со всего мира. Она была предназначена для выведения новых урожайных сортов. Из них не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили семена, которые могли помочь после войны восстановить сельское хозяйство.

Слайд 7

В городе на протяжении всей блокады были открыты библиотеки. Не прекращало своей работы Ленинградское радио. Одной из его сотрудниц была поэтесса Ольга Берггольц, которая читала жителям свои стихи.

…Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Кронштадский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей!

А когда передач не было, по радио передавался стук метронома – частый во время воздушных тревог и медленный в периоды отбоя. (слушаем стук метронома) Как стук сердца он напоминал жителям о том, что город борется, город живет.

Слушаем стук метронома

Слайд 8

Жила в Ленинграде семья Савичевых. Отец рано умер и матери, которая работала портнихой, приходилось много работать, чтобы обеспечить пятерых детей. Младшую дочь звали Таней. В 1941 году ей исполнилось 11 лет. Она любила вышивать и очень красиво пела… Когда началась война, Савичевы остались в Ленинграде. Мать шила обмундирование для солдат, брат Михаил сражался на фронте, Леонид работал на Адмиралтейском заводе, Сестра Женя тоже работала на заводе – точила корпуса для мин, а сестра Нина строила укрепления. Таня тоже помогала взрослым: тушила зажигательные бомбы и рыла окопы. Когда после сильного обстрела не вернулась с работ сестра Нина мать отдала Тане на память о сестре ее маленькую записную книжку, в которую она стала записывать самые важные события своей жизни. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты, даты смерти близких людей.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 г.».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.». 

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

«Савичевы умерли». 

 «Умерли все». 

«Осталась одна Таня».

Таню, которая уже потеряла сознание от голода, обнаружила санитарная команда. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Нижегородскую область. Многих детей выходили, но Таню спасти так и не удалось. В 1944 году она умерла от болезни, вызванной последствиями блокады.

В школе 35, где училась Таня, сейчас открыт музей.

Слайд 9

         В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Для детей в первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Дети учились даже в бомбоубежищах. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Дети постарше работали на заводах: ремонтировали оружие, выпускали боеприпасы. Этим они помогали бойцам на фронте и своим семьям, получая хлеб по повышенной норме для рабочих.

Слайд 10

Для эвакуации детей из окруженного города существовала ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА, тоненькая ниточка, которая связывала Ленинград со всей страной. Эту дорогу называли ДОРОГА ЖИЗНИ. Она проходила по льду Ладожского озера. Водители управляли машинами с открытыми кабинами, чтобы успеть выпрыгнуть, если попадет бомба.

По этой дороге грузовики везли в город хлеб, лекарства, военные материалы и другие важные грузы, а вывозили раненых, больных и детей. Попасть в эвакуацию – означало спасение. Но немцы бомбили дорогу жизни и далеко не все машины доходили до места назначения.

Жила в Ленинграде девочка Лена Деньер. В новогоднюю ночь на 1942 год у нее не вернулась с работы мама. Умерла по пути домой. И Лена, как и Таня Савичева, осталась совсем одна. Когда ее везли на машине по льду Ладоги, бомба попала в машину, которая шла перед ними и за ними. И машины ушли под лед, со всеми, кто был в них. А они проехали и остались в живых.

Вот как писала о Дороге жизни Ольга Берггольц:

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Таким образом Дорога жизни означала спасение и для тех, кого вывозили из осажденного города, и для тех, кто оставался в нем.

Слайд 11

Многих ленинградцев эвакуировали в наш с вами город -  в Ярославль и Ярославскую область. 162 поезда с ленинградцами прибыло в годы войны на железнодорожную станцию Всполье (сейчас Ярославль – Главный). Здесь наши земляки, как с родными, делились с ленинградцами всем, чем могли: предоставляли жилье, одежду, продукты. Многие ленинградцы, пережившие детьми блокаду и эвакуацию, живы до сих пор, и с благодарностью вспоминают гостеприимство и помощь жителей Ярославля.

Слайд 12

Город выжил, город выстоял первую самую страшную блокадную зиму. Увеличилась норма выдачи хлеба. Наступила весна, а затем и лето. Несмотря на усталость и истощение, люди стали чистить и убирать свой город и подготовиться к новым испытаниям. Война продолжалась, и вражеское кольцо по-прежнему было сжато.

Каждый клочок земли старались засадить семенами. Все парки, газоны и скверы превратились в огороды. На улицы снова вышли трамваи.

В августе 1942 г. была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии была впервые исполнена знаменитая Ленинградская героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.

Слушаем музыкальный фрагмент

Слайд 13

Наконец, в январе 1943 года блокада была прорвана. Войска Ленинградского и Волховского фронтов, перейдя в наступление навстречу друг другу, соединились. В город был пробит сухопутный коридор шириной около 10 километоров. По нему сразу же была проложена железная дорога и в Ленинград, несмотря на вражеские обстрелы и бомбежки, эшелонами пошел хлеб, продукты, медикаменты.

Слайд 14

Но враг был все еще силен. И еще целый год прошел до полного освобождения от блокады, когда фашистов навсегда отбросили от Ленинграда. Радости жителей города, да и всей страны, не было предела. Люди плакали и обнимались на улицах. Прогремел праздничный салют. Сейчас этот день – 27 января – отмечается среди дней Воинской славы нашей страны.

Слайд 15

Победа досталась очень дорогой ценой. И память о защитниках Ленинграда и жертвах блокады бережно хранится. На месте братского кладбища, где в безымянных могилах захоронены тысячи ленинградцев, построен мемориал. Горит вечный огонь – символ памяти и скорби. И высечены стихи Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Домашнее задание:

Посмотреть художественный фильм «Зимнее утро», 1965 г, поделиться своими впечатлениями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема:"Блокада Ленинграда".

Презентация к классному часу, посвященного блокаде Ленинграда....

Классный час о блокаде Ленинграда

Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.     Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерн...

Классный час "Прорыв блокады Ленинграда"

Судьба Ленинграда ещё в середине 1920-х годов вызывала особую тревогу у военного теоретика А. А. Свечина. Свечин именовал город «Севастополем будущей войны», имея в виду судьбу, выпавшую на долю Севас...

Классный час "Снятие блокады Ленинграда"

Тема: «Снятие блокады Ленинграда».Блокада Ленинграда — самая трагическая страница в истории. Второй мировой войны. Ни один город мира не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград...

Классный час, посвященный блокаде Ленинграда.

Материал содержит краткую информацию о блокаде Ленинграда. Подобраны стихи дли детей, которые они прочитают на классном часе....

Классный час " Снятие блокады Ленинграда"

Разработка классного часа (внеклассного мероприятия) для учащихся 1 - 4 классов...