Классный час о блокаде Ленинграда
классный час (4 класс) на тему
Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_blokade.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час о блокаде Ленинграда
4Б класс
Учитель: Копина В.А.
Дата проведения: 27.01.2015 г
Ход мероприятия
Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
I.Вступительное слово учителя
Слайд (название занятия)
Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.
Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество людей.
Почтим их память минутой молчания.
II. Чтение стихов
Учащийся 1
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки.
Всё перечеркнула
Фашистская громада,
Рано повзрослели
Дети Ленинграда.
Учащийся 2
Началась бомбёжка,
И они узнали,
Как заклеить стёкла,
Чтоб не вылетали.
И какой в убежище
Ведёт теперь маршрут
Сколько завтра хлеба
По карточкам дадут.
Учащийся 3
И уже от холода
Не спасают валенки…
Дети Ленинграда,
Мученики маленькие.
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки…
Учитель
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»
Звучит фонограмма «Взрывы»
За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.
Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.
Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.
«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли…Умерли все… Осталась одна …Таня…»
Учитель
Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.
Дети ждали хлеба.
Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.
Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.
(слайды «Дороги жизни»)
20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз. Около 350 саней направились на восточный берег озера в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин. Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.
Учитель
В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.
Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.
…на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят,
К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.
Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…
По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Учитель
После разгрома фашистских войск на Волге 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12-15 километров.
Соединение наступающих войск ожидалось в центре Синявинских болот. Рано утром в 9 часов 30 минут советская артиллерия открыла огонь по врагу. 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели!
Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.
900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.
Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой".
III. Демонстрация слайдов. Обмен мнения по поводу увиденного.
Литература (ресурсы Интернет):
1. История Петербурга, №1(35), 2007г;
2. Поэзия Блокадного Ленинграда;
3. Стихи о снятии Блокады;
4. Дневник Тани Савичевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Тема:"Блокада Ленинграда".
Презентация к классному часу, посвященного блокаде Ленинграда....
Классный час "Прорыв блокады Ленинграда"
Судьба Ленинграда ещё в середине 1920-х годов вызывала особую тревогу у военного теоретика А. А. Свечина. Свечин именовал город «Севастополем будущей войны», имея в виду судьбу, выпавшую на долю Севас...
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда
Классный час. Блокада Ленинграда....
Классный час "Снятие блокады Ленинграда"
Тема: «Снятие блокады Ленинграда».Блокада Ленинграда — самая трагическая страница в истории. Второй мировой войны. Ни один город мира не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград...
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда.
Материал содержит краткую информацию о блокаде Ленинграда. Подобраны стихи дли детей, которые они прочитают на классном часе....
Классный час " Снятие блокады Ленинграда"
Разработка классного часа (внеклассного мероприятия) для учащихся 1 - 4 классов...
Классный час "Снятие блокады Ленинграда"
Материал посвящённый ВОВ. Это наша история, наша память. Об этом забывать нельзя....