Занятие в группе ГПД 3 класс “Что такое толерантность”.
план-конспект урока (3 класс)

Володина Татьяна Юрьевна

Цели: Познакомить с понятием “толерантность”

Задачи

  1.  Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
  2. Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.
  3. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

- кроссворд “толерантность”, апельсины 3,  нож, карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.

Место проведения: классная комната, свободная от столов.

Предварительная подготовка:

  • Инсценировка сказки;
  • деление детей на три команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerantnost.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе ГПД 3 класс

“Что такое толерантность”.

Деловая игра

Цели: Познакомить с понятием “толерантность”

Задачи

  1.  Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
  2. Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.
  3. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

- кроссворд “толерантность”, апельсины 3,  нож, карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.

Место проведения: классная комната, свободная от столов.

Предварительная подготовка:

  • Инсценировка сказки;
  • деление детей на три команды.

ХОД УРОКА

- Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы поиграть. И для этого мы будем соревноваться и разгадывать кроссворд. И все это для того, чтобы узнать, что такое толерантность.

- Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

- Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

- На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

-  Хорошо или плохо быть толерантным? Будем разгадывать наш кроссворд.

1. Посмотрите и послушайте внимательно “Сказочку о счастье” И. Токмаковой, приготовьтесь отвечать на вопросы.

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

- Чему нас учит эта сказка?

В кроссворде появляются слова: “помогать”, “понимать”.

2. А сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”. Каждая команда получит карточку с название героя - Самурай, дракон, принцесса. Команде надо подумать как они могут изобразить своего героя.

 Далее учитель читает сюжет, «актеры» изображают. Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая,  а самурай зарубает дракона”.

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”. 

3. Пословицы и загадки народов мира. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

- Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает по две карточки с загадками:

1)

Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:

  • Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.
  • Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.
  • У кузнеца – руки – золотые, у поэта – слова.
  • Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.

Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?

3) Объяснить пословицы разных народов:

Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

- что общего?

- выводы?

В кроссворде появляются слова: “уважать народы”. 

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 3 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь.

Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

В кроссворде появляются слова: “внутри одинаковые”. 

5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру

Мы сейчас пойдем налево раз, два, три

А потом пойдем направо раз, два, три

А потом все соберемся раз, два, три

А потом все разойдемся раз, два, три

А потом мы все присядем раз, два, три

А потом мы все привстанем раз, два, три

А потом мы все подпрыгнем раз, два, три

А потом мы все станцуем раз, два, три (2 раза) и далее с ускорением

- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: “вместе веселее”.

Рефлексия

- Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?

“Любовь”, “добро” и т. п.

- Молодцы. В конце нашей игры ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

  • Хорошо или плохо, что все мы разные?

Как жить в мир, где столько разных людей?

-  И, несмотря на то, что мы все такие разные, смотрим по-разному на жизнь, у каждого есть свое мнение, мне хотелось, чтобы мы научились жить одной семьей, а в этой семье чтобы всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, а что для этого нужно?

Будьте добрыми и человечными и относитесь друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.

- А теперь давайте возьмем лист бумаги и каждый на нем обведет свою ладошку.

Участники обводят на листе свою руку.  Рисуют улыбку.

 - Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 1 класса "Что такое толерантность?"

Классный час, на котором учащиеся познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, актуальностью формирования, как нравственного качества личности...

Классный час в 3 классе: «Что такое толерантность?»

Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет ...

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...

Интегрированное игровое занятие для детей с ЗПР "Что такое толерантность?"

Занятие строится в игровой форме. Для детей с ОВЗ проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из раз...

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"

Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Что такое толерантность?"...

Занятие в группе продленного дня "Кто такие насекомые?" 1 класс

Занятие  в группе продленного дня , 1 класс ,"Кто такие насекомые?"...

КЛАССНЫЙ ЧАС для 1 класса «Что такое толерантность»

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого....