Методы и формы работы с одаренными детьми.
статья

Голованова Татьяна Геннадиевна

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. А одаренные  дети  представляют  собой  особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и  развития,  так  как  они  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления. Эти дети  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они способны  к  прогнозированию  не  только учебных задач, но и жизненных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_formy_raboty_s_odarennymi_detmi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы работы с одаренными детьми.

        Выступление учителя Головановой Т.Г.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. А одаренные  дети  представляют  собой  особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и  развития,  так  как  они  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления. Эти дети  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они способны  к  прогнозированию  не  только учебных задач, но и жизненных ситуаций.

Их, как правило, отличает  высокая концентрация внимания, трудолюбие  и  хорошая  память. Но далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, участвовать в его делах, успехах и неудачах. А задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и дать возможность ему реализоваться.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари, энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.(При помощи родителей в классе создана библиотека) Я стараюсь поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не затормозить рост его способностей - это считаю особо важная задача обучения одаренных детей.

 

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - художественного развития.  Развивать творческие способности учащихся и выявлять уровень одаренности детей мне помогает театральная мастерская. Программа, которую я разработала, рассчитана на 4 года.

Она помогает в достижении детьми максимального творческого и личностного развития; в воспитании независимой, свободной и сильной личности. Разрабатывая сценарии постановок, позволяет детям проявлять творческие навыки, развивать склонность к литературному творчеству. Родители с удовольствием принимают активное участие в этом виде деятельности.

В своей работе я выбрала стратегию обогащения в обучении одаренных детей, где они не продвигаются быстрее, а получают дополнительный материал к программе. Возможность развития мышления, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.  

В учебной деятельности  с одаренными детьми использую следующие виды :

  • дифференцированный и индивидуальный подход
  • Проблемное обучение
  • Проектную деятельность
  • Работу в режиме - «консультант» (учащиеся выполнившие задание повышенной трудности получают право консультировать товарищей по возникшей проблеме и осуществлять  помощь учителю.
  • Возможность выбора заданий повышенного

   уровня сложности в ходе выполнения                     различных работ

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера. (при этом стараюсь соблюдать правило - никакого принуждения, только личный интерес)
  • Предметные недели

  • Работа в парах и малых группах

Важнейшей формой работы с одаренными детьми являются олимпиады. Они способству-ют  выявлению  одаренных детей. Но к сожалению олимпиад на уровне района и города очень мало или они избирательны по УМК. А участие в школьных олимпиадах полного удовлетворения для одаренных детей не дает.

На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношения к истории, к познанию мира, что положительно влияет на мотивацию.

Одаренные дети с большим удовольствием работают над различными проектными  задачами, привлекая к этому виду деятельности и других ребят. В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную  технологию,  нацеленную  на  приобретение учащимися новых знаний на основе реальной  жизненной  практики,  формирование  у  школьников  специфических  умений и навыков посредством системной организации  проблемно ориентированного поиска

 Опыт показывает, что целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создает атмосферу сотрудничества. А это очень важно, так как в силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить.

Одна из форм работы с одаренными детьми младшего  школьного  возраста  —  проектирование.

В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную  технологию,  нацеленную  на  приобретение учащимися новых знаний на основе реальной  жизненной  практики,  формирование  у  школьников  специфических  умений и навыков посредством системной организации  проблемно ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать  как  «обучение  через  делание», когда  учащийся  самым  непосредственным

образом включен в активный познавательный процесс,  самостоятельно формулирует

учебную  проблему,  осуществляет  сбор  необходимой  информации,  планирует  возможные  варианты  решения  проблемы,  делает  выводы,  анализирует  свою  деятельность,  формируя  «по  кирпичикам»  новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Этот метод очень нравиться моим учащимся. Он может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Современные формы работы с одаренными детьми

Философы считают, что все люди рождаются одаренными,а остаются таковыми далеко не все....

Формы работы с одаренными детьми

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.Дистервег...

Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе

Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе...

Презентация методы и формы работы с одаренными детьми.

Презентация методы и формы работы с одаренными детьми....

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...