Воспитательная работа с детьми ОВЗ
материал

Семенова Ирина Тимофеевна

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития  учащиеся, обучающиеся по программе коррекционной школы VIII вида  отличаются  проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.  

Целью  коррекционной   работы   является   исправление   (доразвитие) психических и физических функций  ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Основнымизадачами данной работы являются:

-коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;

-подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;

-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.

При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть   следующие направления:

-воспитание  в процессе обучения;

-внеклассная   работа по предметам (учителя- предметники);

-работа с детьми, имеющими девиантное  поведение;

-индивидуально-групповые занятия со специалистами;

-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;

-воспитательные мероприятия (воспитатели  групп);

-социально- бытовая ориентация;

-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);

-организованный досуг.

Всю  воспитательную работу целесообразно  направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.

Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений  несовершеннолетних.

Основная направленность  социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни.  У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается  своеобразие социально-эмоционального развития.  Они с трудом  выделяют сверстников в качестве объектов для  взаимодействия,  длительно усваивают правила поведения, не  проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания  в повседневной жизни.  Поэтому необходимо создавать  особое образовательное  и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие   программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить  следующие направления  работы :

-Нравственное воспитание.

-Правовое воспитание.

-Гражданско-патриотическое воспитание.

-Эстетическое воспитание.

-Трудовое воспитание.

-Физическое воспитание.

- Безопасное жизнеобеспечение.

-Экологическое воспитание.

-Профилактическая работа.

По данным направлениям рекомендуется вести  совместную воспитательную работу учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.

Основная  роль в   организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы,  где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как  классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью  единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.

Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности  классный руководитель руководствуется  пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной школой VIII вида.

Задачи решаются следующим  способами:

·       Моделирование жизненных ситуаций в социуме;

·       Создание банка данных (коллективные дела);

·       Выполнение общественно-значимых дел;

·       Установление связей с внешней средой

Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.

Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:

·       Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;

·       Учитывает особенности характера и недостатки ребенка;

·       Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие    на формирование личности;

·       Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:

• Организационно-координирующую деятельность:

- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

 - учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

• Коммуникативную деятельность:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

• Аналитико-прогностическую деятельность:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ VIII вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:

·       индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

·       групповые (советы дел, творческие группы и др.);

·       коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и нравственные  проблемы.

Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:

- коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;

-индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;

-работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;

-просветительскую работу для родителей (законных представителей). -принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса.

В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:

- создание ситуации успеха;

- пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;

 -привлечение ребенка к коллективной деятельности;

- помощь в реализации социальных потребностей;

- организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».  В.П. Кащенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

План индивидуальной воспитательной работы с детьми с низким показателем воспитанности

В помощь классному руководителю  .Таблицы.  Индивидульный маршрут ,...

Учебно-воспитательная работа с детьми

Целью УВР является создание условий для всесторонне развития личности, самовыражения и саморазвития учащихся....

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГПД

ПЛАН   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  ГПД...