Адаптация ребенка младшего школьного возраста к учебной деятельности и ее особенности
статья

Зимонина Алевтина Игоревна

Адаптация человека относится к числу фундаментальных общепсихологических проблем. Раскрытие механизмов адаптации, особенностей протекания адаптационного процесса ведет к пониманию отношений человека с обществом, с природой, с самим собой, а также к прогнозированию его психического развития в изменяющихся условиях существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimonina_ai_adaptatsiya_pervoklassnikov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка младшего школьного возраста

к учебной деятельности и ее особенности

Адаптация человека относится к числу фундаментальных общепсихологических проблем. Раскрытие механизмов адаптации, особенностей протекания адаптационного процесса ведет к пониманию отношений человека с обществом, с природой, с самим собой, а также к прогнозированию его психического развития в изменяющихся условиях существования.

Анализ научных работ по данной проблематике позволяет уточнить сущность адаптации и ее особенностей в условиях образовательной среды.

Адаптация в традиции отечественной физиологической школы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского рассматривается как реакция организма на поддержание его жизнедеятельности в постоянно меняющимся условиям окружающей среды. В зарубежных исследованиях, например, Гансом Селье раскрывается понятие «общий адаптационный синдром» в ситуации стресса, который обеспечивает защитные, физиологические и приспособительные реакции организма и в тоже время имеет патогенетическое значение, вызывая болезни адаптации (эндокринные, воспалительные и иные заболевания) [12].

Д.Г. Арсеньев предлагает понимать адаптацию как «гармоническое вхождение человека в систему внутригрупповых отношений; выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы» [1].

         М.В. Ромм с позиций интерпретативного социологического подхода представляет, что «социальная адаптация личности отражает инновационный по природе процесс/результат активной (реактивной) гармонизации внешней (внутренней) настройки (самонастройки) личности с помощью адекватных адаптивным ситуациям стратегий приспособления, оптимальность которых проверяется в процессе информационного взаимодействия с помощью информационной обратной связью» [10].

          В.Г. Асеев считает, что «социально-психологическая адаптация – это процесс «вживания» человека в … коллектив, «включения» его в систему отношений, сложившихся в данном коллективе;… предполагает усвоение новичком норм, ценностей, традиций и отношений, функционирующих в … коллективе, что находит свое выражение в постепенной идентификации личности и коллектива»[2].

А.А. Реан и соавторы предлагают рассматривать адаптацию как процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Важным аспектом в исследовании данных ученых является то, что полноценная адаптация определяется и личностными новообразованиями (выработка новых личностных качеств), которые надстраиваются над процессуальными и результативными аспектами [9].

Х. Хартманн выдвигает такую мысль, что под адаптацией следует понимать не только лишь пассивное подчинение целям социума, но и активную их выработку и возможность их изменять [14]. При этом, ученый отмечает важную мысль о том, что адаптация человека происходит к обществу, в котором уже сформированы определенные условия для жизни, и он активно участвует в создании собственных условий, к которым ему же и необходимо приспособиться. Так, Хартманн предлагает считать хорошо адаптированным того, чья продуктивность, способность получить удовольствие от жизни, психическое равновесие не нарушены.

Приведенные взгляды ученых объединяет общее понимание того, что во взаимодействии личности и общества в процессе адаптации определяющая роль отводится социальным условиям. Они воздействуют на личность через ту микросреду, в которую человек непосредственно включен. В свою очередь, личность не является пассивным созерцателем оказываемых на нее воздействий со стороны группы, а выступает субъектом деятельности, проявляя активность, которая зависит от ее определенных качеств: сознательная мотивированность действий, неподверженность чужим влияниям, способность самому принимать необходимые решения, система ценностных ориентаций и установок и т.д.

Разнообразие подходов к изучению адаптации как многоаспектного феномена свидетельствует о связи адаптационных процессов с личностным развитием: изменяющиеся условия среды требуют активного приспособления к ним, самокоррекции в соответствии с ее требованиями и одновременно изменившийся под влиянием факторов среды индивид,  сохраняя необходимое функциональное состояние  запускает активный процесс самоизменений, саморазвития, обеспечивая личностную целостность.

Теоретический анализ понятия адаптации более полно позволит раскрыть особенности адаптации младших школьников (первоклассников). Процесс адаптации к школьному обучению связан с преодолением многих трудностей. Начало обучения – это принципиально иные условия и жизни и деятельности ребенка. В этот период дети испытывают немалые физические, эмоциональные, умственные нагрузки. Для школьников прохождение адаптации на первых этапах обучения имеет немаловажное значение [3, 6].

Наиболее полное представление о школьной адаптации показано в работе Т.В. Дорожевец [8]. Автор разработала трехкомпонентную модель адаптации школьника к условиям образовательной среды, которая по ее мнению включает в себя следующие виды:

академическая, которая характеризуется соответствием поведения ребенка тем правилам, что предписаны по нормам школы (овладение этими нормами, принятие требований педагога);

социальная, характеризующая успешность вхождения в социальную группу, образуемую классом (принятие сверстниками, разрешение межличностных проблем, выстраивание коммуникации);

личностная, отражающая принятие новой социальной роли ученика (самооценка, стремление к самоизменениям, уровень притязаний).

В работах Д.Ю. Соловьевой представлена многоуровневая модель адаптации [13], выделяющая четыре составляющие школьной адаптации, соответствующие критерии и показатели (Таблица 1).

Таблица 1 – Структура школьной адаптации

Компоненты  школьной адаптации

Критерии адаптации

Показатели адаптированности

Организационный

Принятие новой социальной роли

Сформированность позиции школьника

Учебно-мотивационный

Учебная мотивация

Доминирование учебных мотивов

Психологический

Эмоциональное самочувствие

Отсутствие эмоционального дискомфорта

Социальный

Особенности поведения

Усвоение норм школьного поведения

По мнению Соловьевой Д.Ю. основными показателями успешного прохождения адаптации следует считать положительное отношение к школе, принятие норм и правил школьного поведения, сформированность мотивации учебной деятельности, хорошее эмоциональное состояние, адекватное поведение [13]. Данный подход к школьной адаптации позволит создать целостное представление изучаемого феномена, обнаружить трудности и своевременно определить пути преодоления и профилактики.

В условиях учебной деятельности в ходе освоения образовательной программы осуществляется становление таких личностных характеристик, как любознательный, активно познающий мир; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; доброжелательный, умеющий слушать собеседника, высказывать мнение и т.д. [ФГОС НОО].

Для обучающихся, освоивших программу начального общего образования, устанавливаются требования по личностным, метапредметным, предметным результатам. При этом, личностные результаты должны отражать овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях и др. Таким образом, в период адаптации к условиям учебной деятельности должны быть сформированы многие личностные новообразования, свидетельствующие о нормальном психическом развитии личности ребенка.  

Проблема школьной адаптации связаны, в первую очередь, с деятельностной позицией ребенка. Приспособление к новой образовательной среде, которая предъявляет иные, отличные от дошкольных образовательных учреждений требования – это достаточно сложный и неоднозначный процесс ввиду того, что комплексная перестройка жизнедеятельности требует многих усилий и ресурсов.

Адаптация в этот период у школьников рассматривается в двух направлениях: нормативный и деструктивный. При нормативном развитии ситуации адаптации возникающие трудности с освоением учебных программ, пониманием учебных задач, осознанием роли ученика при определенных условиях разрешаются благополучно и не препятствуют дальнейшему развитию личности. В случае деструктивного хода адаптации возникает феномен дезадаптации, характеризующийся нарушением коммуникации и межличностных отношений, низким интересом к учебе, сложностями освоения и усвоения учебного материала, непониманием учебных задач, быстрой утомляемостью от учебной нагрузки и многим другим [15].

По мнению исследователей школьной адаптации, необходимо понимать, что это процесс перестройки эмоционально-волевой, познавательной, мотивационной сфер личности, сопровождающийся трудностями психофизиологического, социально-психологического, организационного характера. Так, в одной из работ трудности адаптации выделены в три группы [5]:

физиологические, которые характеризуются степенью напряженности разных функциональных систем организма (эндокринная система, сердечно-сосудистая система, система дыхания, нервная система) и успешность адаптации будет зависеть от внутреннего состояния и физического здоровья;

социально-психологические, возникающие под воздействием социальных требований новой образовательной среды, предполагающих освоение правил и норм поведения, социальной роли обучающегося школы, а также формирования коммуникационных связей и межличностного общения;

организационно-педагогические, определяемые трудностями первых двух, выражаемые в неумении организовать рабочее место, слабо развитые навыки самообслуживания, нарушение внутришкольных  правил и норм.

Основные причины нарушения адаптации:

  • неадекватность требований педагога, родителей;
  • стресс ограничения времени;
  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
  • нарушение режима и организации учебных и внеурочных занятий;
  • нарушения психического и физического здоровья;
  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

Ряд авторов исследований школьной адаптации рассматривают ее успешность через анализ взаимодействия трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого [4]. Каждый из компонентов определяется критериями, предоставляющими возможность оценить уровень успешности  адаптации, и которые отражают следующие аспекты:

  • когнитивный – осознание своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о предназначении школы;
  • эмоциональный – наличие адекватной самооценки, уровень притязаний;
  • поведенческий – характер поведения в условиях школы, взаимоотношения с другими.

Оценка сформированности каждого компонента позволяет сделать вывод об успешном прохождении адаптации младшим школьником.

При этом, в работе данных авторов выделяются наиболее характерные трудности, которые испытывают дети в начальном периоде обучения [4]: ответ перед классом; проверка знаний; боязнь учителя; неодобрение учителем; наказание родителей; плохое самочувствие, плохое настроение; школьная дисциплина и школьный режим; конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми.

Преодоление трудностей требует, прежде всего, подготовительных мероприятий на дошкольном уровне; включение в образовательный процесс педагогов, психологов и родителей для создания оптимальных условий прохождения адаптации.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Адаптированность отражает уровень и содержание фактических достижений обучающегося во взаимодействии с социальной средой; определяет  адекватное условиям среды поведение, его взаимодействие с коллективом и успешную учебную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Достигается уровень адаптированности через осознанность своего Я, произвольность выбора принятия/непринятия требований и норм группы, активность в самораскрытии, формирование позитивных отношений с социальным окружением. Критериями адаптированности личности обучающегося следует считать:  

  • субъективные - удовлетворенность своим положением, ощущение принадлежности к группе и ощущение эмоционального и физического комфорта;
  • объективные - стабильное функциональное состояние организма ребенка, развитость психических процессов, проявление активности в деятельности и результативность деятельности.

В работе Саньковой О.А. акцентируется внимание на таком аспекте, как представление об адаптации первоклассников «не только приспособление к новой для ребенка школьной среде, но и возможность его дальнейшего личностного, психологического и социального развития» [11].  Автор предлагает направить усилия на создание определенных психолого-педагогических условий в период подготовки ребенка к школе за счет объективной диагностики влияния семьи на ребенка, учета психологической готовности к школе, сформированности коммуникативной сферы, состояния ребенка на момент поступления в школу. Для достижения состояния адаптированности ребенка необходимо создать учителем благоприятную атмосферу в классе в этот сложный период, а родителям в условиях семьи обеспечить соответствующую поддержку. Компетентность участников образовательного процесса (педагогов и родителей) должна выражаться, прежде всего, в предотвращении развития дезадаптации ребенка в начальный период обучения.  

Один из исследователей проблем адаптации школьников, Граур М.В. подчеркивает важность понимания того, что «Школьная адаптация включает активное освоение окружающего пространства личности, связанное с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию» [7]. Следовательно, это есть непрерывный процесс приспособления к условиям учебной деятельности, и требует выявления психологических средств адаптации на когнитивном, мотивационном, эмоционально-волевом, социально-психологическом, субъективно-личностном уровнях, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с образовательной средой школы.

Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация к школьной среде проходит по-разному. По степени адаптации детей разделяют на три условные группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот период проходит и психофизиологическая адаптация. Дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе,  у них преобладает хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны,  хорошо общаются со сверстниками и учителями, с желанием и без видимого психического напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности в контактах с детьми и/или в отношениях с учителем, так как им еще достаточно трудно полностью выполнять требования школьной дисциплины (желание побегать, поговорить с кем-то из одноклассников во время урока). К окончанию первой четверти подобные поведенческие проявления, как правило, становятся редкими.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям образовательной среды затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения со сверстниками, не реагируют на замечания учителя или проявляется эмоционально негативная реакция. Чаще всего, дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. К концу первого полугодия поведение этих детей становится адекватным требованиям школы и учителя, происходит присвоение внутренней позиции школьника.

Третья группа детей, у которых адаптация связана со значительными трудностями: негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, сложности в освоении общеобразовательной программы (характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д.). Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными, что может свидетельствовать о развитии дезадаптивных форм поведения.

Успешность адаптации ребенка к учебной деятельности во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей, положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому ребенку хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. В этом случае первостепенная роль учителя в создании положительного отношения к ребенку определяет и отношение к нему его одноклассников.

Таким образом, понимание на теоретическом уровне трудностей адаптации, с которыми ребенок сталкивается в условиях образовательной среды школы, их осмысление, что позволит на этой основе выстраивание всеми участниками учебного процесса деятельности, адекватной ситуации и обеспечивающей достижение состояния адаптированности детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Арсеньев, Д. Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов / Д.Г.Арсеньев. – СПб.: Издательство СПбГПУ, 2003. – 160 с.

2 Асеев, В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г.Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности (межвузовский сборник научных трудов). – Иркутск: Иркутского государственного педагогического института, 1986. – С. 3-19.

3 Воскрекасенко, О. А. Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе / О. А. Воскрекасенко // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2015. – № 9. – С. 247–251.

4 Гагай, В. В. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе: Монография / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева. – Сургут: РИО СурГПУ, 2016. – 176 с.

5 Гакаме, Ю. Д. Трудности адаптации детей к школьному обучению / Ю.Д. Гакаме, М.Э. Тавадьян / /Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.34. – С. 181-185.

6 Голуб, Л. Н. Адаптация как социальный процесс / Л.Н.Голуб // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2018. – №1(65). – С. 64–68.

7 Граур, М. В. Психологические средства академической адаптации школьников: автореф. дис. …канд. психол. наук / М.В. Граур. – Саратов, 2019. – 34 с.

8 Дорожевец, Т. В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: автореф. дис…канд. психол. наук / Т.В. Дорожевец. – М., 1994. – 45 с.

9 Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашов, А. А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.

10 Роом, М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М.В. Роом. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.

11 Санькова, О. А. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе:  автореф. дис. …канд. педагог. наук / О.А. Санькова. – М., 2006.

12 Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье; ред. и вст.ст. М.Г. Дурмишьяна; пер. с англ. В.И. Кандрора и А.А. Рогова. – М.: Медгиз, 1960. – 253 с.

13 Соловьева, Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Д.Ю. Соловьева // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 2-9.

14 Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации /Х. Хартманн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 143 с.

15 Ярославцева, И. В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: Монография / И.В. Ярославцева. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2002. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен б...

Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста

Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...

Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».Технологическая карта м...

Статья на тему "Гендерные особенности школьной адаптации в младшем школьном возрасте".

В статье рассматриваются вопросы школьной адаптации младших школьников, выдвигается гипотеза о проявлении некоторых гендерных различий в школьной адаптации первоклассников, описываются причины, ...