программа внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс)
программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1г. Советский»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по воспитательной работе директор МБОУСОШ № 1 г. Советский
________________________ Т.С. Огребчук ________________Е.В. Писаренко
«22» июня 2020 г. «22» июня2020 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мой край-Югра!»
во 2 Г классе на 2020 -2021 учебный год
Составитель: Куртеева М.Е.
классный руководитель 2 Г класса
квалификационная категория: нет категории
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол № 1 от «20» июня 2020 г.
г. Советский
2020
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, значение внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Данный проект программы разработан на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования:
• Закон РФ «Об образовании»
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
• Положение о рабочих программах учебных предметов (ФГОС ООО)
• Стратегия развития образования ХМАО-Югры, утверждённым распоряжением Правительства ХМАО-Югры №116-рп.
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010
• Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Советский
• Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
• Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Советский
• Учебный план МБОУ СОШ № 1 г. Советский
Рабочая программа курса «Мой край - Югра!» по внеурочной деятельности краеведческой направленности для учащихся 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность курса внеурочной деятельности “Мой край - Югра!”
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить духовную ценность своего края, что и предполагает региональный компонент.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города; происхождению фамилий, имён, названию городов, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Уроки, разработанные с использованием краеведческого материала, имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – ХМАО - Югры, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Данная программа учитывает особенности ступени образования, для которой она разработана (2 класс) и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий с учётом возрастных особенностей обучающихся. Опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. В программе учтены разнообразные формы работы с детьми, что позволяет не только получать знания, но и стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе. Также содержание программы обеспечивает эмоционально-положительный настрой учащихся. Данная программа позволяет достигнуть результатов требований к модели выпускника, освоившего ООП ООО.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год во 2 классе.
Целью изучению данного курса является создание условий для приобщения детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края через различные образовательные технологии.
Задачи курса:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории округа, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях округа и региона;
- развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;
- углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
- формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
Рабочая программа внеурочной деятельности на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность обучающихся должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт обучающемуся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей, стимулирует переживания, которые направляют ребёнка на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип поддержки самоопределения обучающегося. Самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа «Мой край – Югра!» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через коллективную, групповую и индивидуальную форму работы, а также использование современных образовательных технологий.
Коллективная Групповая Индивидуальная (самостоятельная)
Проекты, презентации
Творческие конкурсы
Самостоятельный поиск информации
Показательные выступления Викторины
Наблюдение учащихся за событиями природе
Заочные путешествия (проекты, сообщения, исследования)
Программа «Мой край – Югра!» предусматривает использование современных оценочных средств. С целью контроля и оценки достижения планируемых результатов организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Универсальные учебные действия
Формы и средства контроля
Личностные универсальные учебные действия, позволяющие обеспечить ценностно-смысловую установку учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Проектная методика «Автопортрет»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;
Определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова
Регулятивные универсальные учебные действия, позволяющие обеспечить учащимся организацию своей учебной и другой деятельности; т. е. планирование и последовательность действий, прогнозирование результата, контроль и внесение необходимых дополнений и изменений в результат своей деятельности, оценка проделанной работе.
Методика определения самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щурковой)
Познавательные универсальные учебные действия, дающие возможность обеспечить у учащихся способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Создание мини-проектов Мини-исследований Участие в конкурсах
Коммуникативные универсальные учебные действия, заключающиеся в способности осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации и проявляя толерантность в общении.
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков)
Конкурс газет «Лес-источник чистого воздуха», «Уничтожение лесов», «Кодекс леса»;
Социометрия;
Реализация проекта предполагает сотрудничество с социальными партнёрами: Советской Центральной детской библиотекой развивает у учащихся любовь к чтению, навыки сочинительской деятельности и актёрских способностей. Посещение мероприятий, проводимых детской школой искусств, учит детей прекрасному. Многие дети являются учениками детской школы искусств. Проведение занятий по прикладному искусству в районном музее истории и ремёсел Советского района развивает у учащихся творческие способности, формирует уважение и любовь к родному краю. Посещение МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» мини-зоопарка прививает любовь и заботу к природе и братьям нашим меньшим.
Основными элементами программы внеурочной деятельности являются: 1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование. (Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 ”О рабочих программах учебных предметов”)
1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Познавательные:
• умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять сравнение, классификацию.
Коммуникативные:
• постановка вопросов;
• умение выражать свои мысли полно и точно;
• разрешение конфликтов;
• диалогическая и монологическая контекстная речь.
Регулятивные:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение планировать свои действия;
• прогнозирование уровня усвоения;
• оценка, коррекция.
Метапредметными результатами являются:
• способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.).
• способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
• способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
• совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
2. Тематическое планирование. Содержание программы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Виды деятельности | Ответственные за проведение |
Фольклор народов Севера (4 ч). | ||||
1 | Особенности фольклора народов Севера, отражение народных традиций, представлений о добре и зле. | 1 | Экскурсия. | Экскурсоводы в районном музее истории и ремёсел Советского района |
2 | Природа, животные, быт, семья в фольклоре коренных народов Севера | 1 | познавательная игра. | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
3 | Жанры фольклора. Сказка как один из жанров национального фольклора. | 1 | исследовательская работа. | Советская Центральная детская библиотека |
4 | Виды сказок. | 1 | мини-проект, диагностика. | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
География ХМАО - Югры. Этнография (3 ч.) | ||||
5 | Югра – на карте. | 1 | беседа, интерактивная экскурсия | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
6-7 | Наука, изучающие историю и культуру народов: этнография. | 2 | исследовательская работа, оформление альбома. | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
Летопись ХМАО - Югры (6 ч.) | ||||
8 | Югорская земля во глубине веков. | 1 | познавательная игра | Советская Центральная детская библиотека |
9 | Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. | 1 | экскурсия | Экскурсоводы в районном музее истории и ремёсел Советского района |
10-11 | Происхождение отдельных фамилий. | 2 | Беседа , викторина. | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
12 | История в названии улиц и площадей твоего города. | 1 | мини-проект | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
13 | Происхождение названия города, в котором ты живёшь. | 1 | конкурс рисунков, диагностика. | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
Природное наследие ХМАО- Югры(8 ч.) | ||||
14-15 | Растительные ресурсы лесов нашего края, их использование человеком. | 2 | Познавательная игра Интерактивная экскурсия | МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» мини-зоопарк Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
16 | Кедр - жемчужина наших лесов. | 1 | Исследовательская экскурсия (изготовление гербария) | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
17-18 | Лес и здоровье человека. | 2 | беседа Экскурсия в лес | Советская Центральная детская библиотека Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
19-20 | Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. | 2 | Экскурсия Творческая работа(изготовление коллажа) | МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» мини-зоопарк Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
21 | Лес в формировании этических качеств человека. | 1 | Мини-проект | Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
Литература ХМАО-Югры (5 ч.) | ||||
22-23 | Поэты и писатели родного края. | 2 | беседа литературный час | Советская Центральная детская библиотека Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
24-25 | История становления литературы края. | 2 | экскурсия Познавательная игра | Экскурсоводы в районном музее истории и ремёсел Советского района Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
26 | Известные люди в литературе. | 1 | Викторина | Советская Центральная детская библиотека |
Искусство ХМАО - Югры.( 3 ч.) | ||||
27-28 | История искусства ХМАО - Югры. | 2 | Экскурсия Познавательная игра,мини-проект | Экскурсоводы в районном музее истории и ремёсел Советского района Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
29 | Художники ХМАО - Югры. | 1 | экскурсия | МБУ ДО «Советская ДШИ» |
Родословие (4 ч.) | ||||
30-32 | История моей семьи. | 2 | Познавательная игра Беседа-интервью | Советская Центральная детская библиотека Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
33-34 | История моей семьи в истории города. | 2 | Экскурсия Мини-проект | Экскурсоводы в районном музее истории и ремёсел Советского района Кл. руководитель Куртеева М.Е. |
Итого: 34 часа |
Список источников
1. Бердинских В. А. Занимательное краеведение: вятский сундук (пособие для учителя). – Киров: Кировская областная типография, 2006.
2. Занимательное природоведение. - М., Омега, 2007.
3. Книги серии «Что есть что»: Собаки. Кошки. Ядовитые растения. Птицы. Насекомые. – Москва: Изд. «Слово», 2007.
4. Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Новикова Т. Ф. «Пространство слова». Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках словесности // РЯШ. - 2008.- №5.- С. 22.
6. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М. : Издательство «Первое сентября», 2009.
7. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М. : Издательство «Первое сентября», 2007.
8. http://www.okrlib.ru Государственная библиотека Югры.
9. http://www.okrlib.ru/yugra___eto/Краеведение. Раздел ГБ Югры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...