Классный час ""Дорога в космос".
классный час (1 класс)
Цель:
- Сформировать у учащихся представление об освоении человеком космоса;
- Познакомить с первыми космонавтами нашей страны;
- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям, стоящим у истоков освоения космического пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_den_kosmonavtiki.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 1-м классе "Дорога в космос".
Цель:
- Сформировать у учащихся представление об освоении человеком космоса;
- Познакомить с первыми космонавтами нашей страны;
- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям, стоящим у истоков освоения космического пространства.
Ход мероприятия
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Учитель
Сегодня дорога знаний будет проходить через космическое пространство. Вы будете не только зрителями, но и активными участниками нашего пути.
Шагать по дороге веселее вместе. Поэтому у нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем. Вместе с нашими гостями путь будет лёгким и интересным. Чтобы не сбиться с пути предлагаю дать друг другу совет.
Дети хором:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Все готовы. Можно начинать.
Учитель. Все вы знаете что 12 апреля наша страна отмечала праздник - День Космонавтики, сегодня мы поговорим о том как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.
Учитель. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.
Прошли тысячи лет, прежде чем человек увидел Землю такой, как вы видите ее сейчас.
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошло много лет. На нашей Земле выросло не одно поколение добрых, умных и талантливых людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. (Показ фотографии Земля из космоса.)
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но они не останавливались на достигнутом, их манил космос.
Учитель. В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К.Э.Циолковский. Жил и работал К.Э. в городе Калуга.
Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
Ученик читает стихотворение
В Калуге, под Москвой,
Учитель жил один простой,
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провел огромную работу
И начал создавать теорию космических полетов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны!
(На экране портрет Циолковского)
Эстафету у Циолковского принял С.П.Королев.
Учитель. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов - искусственных спутников Земли и космических кораблей.
В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.
Ученик читает стихотворение.
Но кто построил первую ракету?
Вы знаете об этом?
Конструктор, академик Королев.
К полету первый спутник был готов.
В минувшем веке, 57-м году,
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих,
И был он первым в мире между прочим!
(На экране портрет Королева)
Учитель: Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев положили начало освоению космоса.
Подрастёте и узнаете ещё много новой и интересной информации о К.Э.Циолковском и С.П.Королёве.
- Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)
Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (Слайды)
Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть - ее лучше видно в камеру.
Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.
Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод. Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.
На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого собаки Белка и Стрелка. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Звук ракеты.
Учитель: 12 апреля 1961 года весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Имя этого человека стало известно всему миру - Юрий Гагарин. Слайд 9.
Учитель: Родился Юрий Алексеевич Гагарин 9 марта 1934 года в деревне Клушино, Гжатского района Смоленской области. Он был третьим ребёнком в семье. Семья была очень дружная.
Учитель.
Маленький Юра очень любил слушать сказки, которые ему читала старшая сестра Зоя. У мальчика была хорошая память, он запоминал большие произведения и выразительно читал их наизусть. Юра очень тянулся к книгам новым знаниям и мечтал скорее стать учеником.
1 сентября 1941 года Юра пошёл в первый класс. Мама дала ему Зоин портфель, в котором лежал его первый учебник - букварь, аккуратно обёрнутый сестрой в чистую газету.
Но учиться ему не пришлось - началась война. В деревню пришли немцы и его учёба прервалась. Семью с малыми детьми немцы выгнали на улицу, а в доме устроили мастерскую. До начала зимы Гагарины выкопали маленькую землянку, накрыли дёрном, выложили печку. Юра с братом Борей старались вредить фашистам: разбрасывали по дорогам старые гвозди, бытые бутылки, прокалывали шины немецких автомашин.
Был тяжёлый воздушный бой. Советский самолёт сделал вынужденную посадку. Лётчик посадил машину рядом с домом, где жила семья Гагариных. Юра с группой ребят рассматривали машину, общались с лётчиками. Приносили поесть. Юра сказал: - Я буду лётчиком, дядя!
9 марта в Юрин день рождения в школе возобновились занятия. Это стало самым лучшим подарком для мальчика. Учился Юра очень хорошо. Скоро его и других ребят приняли в пионеры. Каждый вечер он наглаживал свой пионерский галстук. Чтобы утром завязать его аккуратно и правильно.
Начальную школу Юра окончил на «отлично». Успешно сдал все экзамены и его перевели в 5 класс с похвальной грамотой.
Учитель: Прошло время. Мечта Мальчика Юры осуществилась.
Учитель: 12 апреля 1961 года 27-летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
У нас есть удивительная возможность стать свидетелями этого полёта.
Видео
Ученик: На дне рождении мамы, когда состоялся первый полёт, собралась вся семья. Юрий Алексеевич поднялся и сказал: спасибо тебе, мама, что ты приучила с детства нас трудиться. Каждое дело делать на «отлично»- это в жизни главное!
Учитель: Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!"
Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!
Учитель: Как вы думаете, профессия космонавт - это только мужская профессия?
Прошло совсем немного времени после первого полета человека в космос, и газеты всего мира опубликовали сообщение: «16 июня 1963 г в 12 ч 30 мин в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток- 6» впервые в мире пилотируемый женщиной - гражданкой Советского Союза космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной.» Слайд 17.
А через 2 года в марте 1965 был совершен первый выход в открытый космос. Подготовка к нему была не малой - три года. На космическом корабле "Восток- 2" находились два космонавта - Павел Беляев и Алексей Архипович Леонов. Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое - до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, благополучно.
Космос сегодня.
Сегодня полеты в космос стали привычными. Спутники и орбитальные станции выполняют множество работ в космосе (следят за погодой, находят залежи нефти, газа и полезных ископаемых, транслируют телепередачи и т.д.) Слайд.
Космонавты работают на орбитальных станциях по нескольку месяцев, а иногда и год. И условия работы космонавтов стали иными. Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Слайд 20.
Вывод учителя: Корабль "Восток " всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.
- А что они там делают?
Рассказывает учитель
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
- Космическая станция изображена с большими и широкими "крыльями". Что это за крылья? Для чего они нужны? крылья космической станции - это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.. В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
Конкурсные испытания
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать.
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Учитель. Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?
Дети. Готовы!
Учитель. Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?
Дети. С зарядки.
1 конкурс. Физкультминутка «Зеленые лунатики» Видео.
2 конкурс. «К полёту готов»
«Стану космонавтом!»
Ученик читает стихотворение.
Космонавтом стану я -
Это знает вся семья.
В дальний космос полечу
И созвездия изучу!
Всех планет не сосчитать…
Так хочу я полетать
От звезды и до звезды
Небывалой красоты!
Папе с мамой подарю
Новой звёздочки зарю,
И космический цветок
Тоже отыскать бы смог.
Сколько тайн, открытий ждут,
В даль чудесную зовут!
Только дом-Земля одна,
Будет ждать меня она.
3 конкурс.
Учитель: Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр, который защищает его и позволяет ему дышать. В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, все что не закреплено, - все летает. Это состояние называется невесомостью. Вот поэтому для космонавтов создана специальная еда в тюбиках.
Учитель: Ну и нам пора подкрепиться. У космонавтов нет ни ложек, ни вилок, они выдавливают еду из тюбика прямо в рот. А нам забыли положить в ракеты тюбики с едой, в космосе невесомость, поэтому наша еда висит в воздухе.
Без помощи рук нам нужно откусить баранку.
Завтрак космонавта начинается. 2 человека от класса. Звучит песня «Земля в иллюминаторе»
Учитель. Замечательно у вас получается. Давайте проверим вашу сообразительность.
4 конкурс. Космические загадки
- Приготовьтесь не кричать, а дружно хором отвечать.
Все это можно увидеть в музее космонавтики. Он находится в городе Калуга. Там же находится дом - музей К.Э.Циолковского. Мы с вами обязательно там побываем. (на слайде) Калуга-колыбель космонавтики. Именно в этом городе сорок лет жил и трудился К.Э.Циолковский. Сюда приезжали Ю.А.Гагарин, С.П.Королев, Показываем фото.
Пришло время проверить, какими внимательными вы были, шагая по дороге в космос.
Вопросы:
1. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему?
2. Кто положил начало освоению космоса? (К.Э.Циолковский, С.П.Королёв)
3. Первый человек, полетевший в космос? (Ю.А.Гагарин)
4. Как назывался корабль, на котором Ю.Гагарин совершил свой первый полёт? (Восток-1)
5. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр)
6. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость)
7. Женщина - первая полетевшая в космос? (Валентина Владимировна Терешкова)
8. Кто совершил первым выход в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
9. Как называют наш город Калуга? (Колыбель космонавтики)
10. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом?
Рефлексия
Учитель: - Профессия космонавта очень сложная, но интересная.
Какой вывод вы для себя сделали:
Любому делу надо учиться!
Не лениться, а трудиться….
Учитель:
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди вас.
Но без знаний на Марс не возьмут.
Вы ждите нас, звезды,
Когда подрастем,
Мы к вам прилетим и расскажем о том,
Как прекрасна планета Земля,
Какие на ней города и поля,
Какие цветы и деревья растут.
Какие в лесах ее птицы поют.
Наше мероприятие подходит к концу.
Может и вам предстоит проложить новые дороги в космос, к другим мирам. Сегодня вы еще раз убедились, как важно уметь много знать, фантазировать, творить. Желаю вам успехов и новых открытий каждый день.
Конкуры
Хождение по бумаге.
У команд имеется по два листка бумаги. Задача: дойти до финиша, ступая только на листы. Можно ступать только на один листок бумаги, поэтому надо вставать обеими ногами на один листок, а второй класть перед собой. Переступить на листок, лежащий впереди, взять листок, лежащий сзади, положить его впереди. Опять переступить на него, перенести лист, лежащий сзади, вперед и т. д.
Конкурс
Шифровка.
Каждой команде предлагается расшифровать фразу на скорость. По сигналу ведущего помощники показывают «шифровку», записанную на листе крупными буквами:
И А У П
С УС А
И М Т Е
Л У У Т
(И сила уму уступает.)
Побеждает тот, кто расшифрует фразу быстрее всех.
Конкурс Беглые гласные.
Из предложения исчезли гласные буквы. Какая команда быстрее восстановит текст?
КСМНВТ - ПРФСС РДК. (Космонавт - профессия редкая.)
Конкурс
Составьте как можно больше слов из букв слова КОСМОНАВТИКА.
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо слушали, играли!
Конкурс: « Шифровка с планеты Марс»
(Каждой команде вручается телеграмма, которую требуется прочесть с помощью шифра.)
3, 14, 9, 13, 1, 14, 9, 6 (внимание)
16, 15,18, 1, 5, 11, 1 (посадка)
Ключ к расшифровке – пронумерованный алфавит русского языка.
И А У П
С У С А
И М Т Е
Л У У Т
КСМНВТ - ПРФСС РДК.
КОСМОНАВТИКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дорога в космос
Классный час во 2 классе, посвященный дню космонавтики...
Дорога в космос начинается с мечты...
Интерактивная игра для учащихся 3 - 4 классов. Можно сделать два мероприятия: рассказ о первом космонавте Ю.Гагарине и о ближайших "соседях" нашей планеты....
Исследовательская работа "Ракета-дорога в космос"
Исследовательская работа ученика 2 класса "Ракета-дорога в космос"...
Классный час «Дорога в космос»
На данном материале дети получают знания о дне космонавтики, преобретают навыки доброты, чувства любви и уважения к старшим....
Классный час на тему "Дорога в космос"
Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Свершилось великое событие, впервые в истор...
Презентация для классного часа "Дорога в космос начинается с мечты"
Презентация для классного часа в начальной школе, посвященная Дню космонавтики....
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОРОГА В КОСМОС НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ»
Цель:Познакомить учащихся историей развития отечественной космонавтики, с тем, кто внес свой вклад в покорение Вселенной (Ю. А.Гагарин)Воспитывать умение видеть и ценить личнос...