Познавательный час для 2 класса «Светлая Пасха»
план-конспект занятия (2 класс)
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха.
Задачи:
• Образовательная. Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов.
• Развивающая. Развивать творческие способности,
• Воспитательная. Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_21.04._pasha.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный час для 2 класса «Светлая Пасха»
Дата проведения: 21.04.2021г.
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха.
Задачи:
• Образовательная. Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов.
• Развивающая. Развивать творческие способности,
• Воспитательная. Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран, трафарет, пластилин, доска и ножик для пластилина.
Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки,
Ход занятия
1 . Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности рабочих мест.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Воспитатель: Посмотрите на картину Бориса Михайловича Кустодиева и послушайте стихотворение. Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.
Хвала Воскресшему
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут вякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!
Воспитатель: Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? Ответы учащихся.
3. Формирование новых знаний.
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.
На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.
Воспитатель. А что делают на Пасху? Ответы детей.
Воспитатель. Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.
Воспитатель: Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
Воспитатель: А кто знает, что это за праздник?
Ответы детей. Празднуется Воскресение Иисуса Христа.
Воспитатель: Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год.
Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник - Пасха. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали "праздником праздников". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.
На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.
Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться».
- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? Ответы детей.
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.
- Правильно – пасхальное яйцо.
- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца?
- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни
- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?
- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.
Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.
Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.
Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.
Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору Тиберию яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.
Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.
Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками.
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
4. Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
5. Творческое задание (под песню)
– А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего занятия. Сегодня мы будем создадим пасхальное яйцо с помощью пластилина. Перед вами лежат все необходимые принадлежности. Вам надо разместить пластилин на трафарете таким образом, чтобы получилось красивое и праздничное пасхальное яйцо. А потом устроим выставку! Приступаем.
66. Рефлексия
– Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).
– Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут так же как и Иисус).
– Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (Христос воскрес. Воистину воскрес).
– Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? (Крашенки, писанки, крапанки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе
Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...
Конспект урока 3 класс "Светлый праздник Пасха".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные празд...
Монопроект "Светлая Пасха". Пасха и пасхальные традиции.
Расширение знаний детей о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха....
Конспект внеурочного занятия в 3 классе на тему: «Светлая Пасха»
Конспект внеурочного занятия на тему: «Светлая Пасха»...
"Светлая Пасха" внеурочное мероприятие по музыке для учащихся 2-4 классов.
Данное мероприятие проводится в первую неделю после Пасхи, участвовать могут 1 или несколько классов (тогда часть детей будет зрителями, но они могут участвовать в эстафетах и общих песнях) . Хо...
Конспект внеурочного занятия "Светлая Пасха" 3 класс
Тема занятия: «Светлая Пасха».Цель занятия: пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи и приобщить к русским традициям.Планируемые результат...