Урок победы "Дети войны"
классный час (2 класс)

Мирзанурова Розалия Мукатдисовна

Классный час на тему «Дети войны»

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры;

- показать  какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;

- через воспоминания детей войны показать истинное «лицо» фашизма; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: презентация «Дети войны». аудиозапись «Священная война»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_deti_voyny.docx23.12 КБ
Файл deti_voyny.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Дети войны»

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры;

- показать  какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;

- через воспоминания детей войны показать истинное «лицо» фашизма; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: презентация «Дети войны». аудиозапись «Священная война»

Ход классного часа.

1 слайд

Учитель: 2 слайды

Промелькнуло короткое детство,
Как мгновение тишины...
Страх и голод – это наследство
Вам досталось, дети войны.
Сколько вас в году сорок пятом
Не дожили до той весны,
Но о детстве своём распятом
Будут помнить дети войны.
К вам пришло дыханье свободы
И цветные мирные сны,
Только вы, несмотря на годы,
Остаётесь детьми войны!

3 Слайд

Ученик:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Ученик:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить в тот миг,

Влезали в танки, закрывали люки.

Ученик:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось. 4 слайд

Звучит песня «Священная война»

Учитель:

Это произошло 22 июня 1941 года в 4,15 утра. Мирная жизнь была нарушена вероломным нападением фашистской германии. И чтобы не оказаться в рабстве, ради спасения своей Родины, весь народ от мала до велика поднялся за ее защиту. Вступил в смертельный и неравный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Вместе  со взрослыми на защиту Родины встали и дети. На заводах у станков, в поле, на строительстве, в госпиталях, на фронтах, в партизанских отрядах были свои юные герои. 5 слайд, 6 слайд

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.7 слайд

Ученик: Девочки и мальчики вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. 8 слайд

Ученик: В 12-15 лет дети   изготавливали  детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. 9 слайд

Ученик: В школьных пошивочных мастерских дети шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака  10 слайд

Ученик: Школьники  приходили в госпиталь к раненым. 11 слайд

Ученик: Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных.  Пели им  песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова. 12 слайд

Ученик: Работали в сельском хозяйстве13 слайд

Ученик: Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. 14 слайд

Ученик: Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.. 15 слайд

Ученик:

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин  и грохот пушек,

И море крови, и смертей.

Война – не место для детей.

Учитель: И все - таки дети были хорошими бойцами. Многие были награждены высшими наградами военного времени.

Ученик:

Школьным вечером, хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Ученик: Марат Казей   16 слайд

Ученик: Зина Портнова17 слайд

Ученик: Леня Голиков18 слайд

Ученик:Валя котик19 слайд

И еще сотни мальчишек и девчонок известных и безымянных.

Ученик: В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира.12 миллионов не дожили до освобождения, среди них около 2 миллионов детей20,21,22 слайды

Ученик:

Война – ты мачеха злая!

Малых детей обижала.

Страхом душу терзая,

Детство у них отнимала.

Ученик:

Война – ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимая,

Тяжким трудом донимала.

Ученик:

Война – ты мачеха злая!

Досыта есть не давала,

С белого света сживая,

Радость у них отбирала.

Ученик:

Дети войны, как детьми вы остаться сумели,
 Хоть повидали так много и горя, и зла.
 Ваши сердца от жестокости не очерствели,

В клубах пожарищ душа оставалась светла.

Ученик:
А вам хотелось бегать и смеяться,
 В небесной сини голубей гонять,
 Но с детством рано довелось расстаться,
  За день пришлось на годы старше стать.

Учитель: Война и все события, связанные с ней, оставили глубокий и трагический след в судьбе каждой семьи. Дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей  войны.  С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Все меньше становится не только фронтовиков, но и тех, кому приходилось выживать, взрослеть раньше времени.

Ученик: 23 слайд

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

Ученик:

Все помнится, ничто не забыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.

Учитель: Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету……

Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с полей сражений. Тех, кто не щадя своей жизни отдал ее за счастье нашей Родины.

Прошу всех встать. 24 слайд

Учитель: Сегодня, мы вспоминали детей – участников Великой Отечественной войны, детей, кто носил гордое звание пионера. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят о их героических подвигах, эти дети продолжают жить.

В следующем году будет 75 летие с момента окончания войны, мы всегда будем помнить о детях-героях, о наших прадедушках и прабабушках, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину.

Список использованной литературы и ресурсов интернета

  1. http://pionery-geroi.ucoz.ru
  2. http://pedsovet.su/
  3. Алексеев С.П. Сто рассказов о войне – М.: Детская классика, 2010. – 250 с.
  1. Катаев В.П. Сын полка – М.: Детская литература, 1981. – 38 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТИ ВОЙНЫ Мирзанурова Розалия Мукатдисовна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1-Центр национального образования» г. Елабуга

Слайд 2

Промелькнуло короткое детство, Как мгновение тишины... Страх и голод – это наследство Вам досталось, дети войны. Сколько вас в году сорок пятом Не дожили до той весны, Но о детстве своём распятом Будут помнить дети войны. К вам пришло дыханье свободы И цветные мирные сны, Только вы, несмотря на годы, Остаётесь детьми войны Великая Отечественная война 22 июня 1941-9 мая 1945 гг.

Слайд 4

Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось

Слайд 5

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово-война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Слайд 6

Вместе со взрослыми на защиту Родины встали и дети

Слайд 7

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках. Дети для Победы

Слайд 8

Девочки и мальчики вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых.

Слайд 9

. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов.

Слайд 10

В школьных пошивочных мастерских дети шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.

Слайд 11

Школьники приходили в госпиталь к раненым.

Слайд 12

Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных . Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

Слайд 13

Работали в сельском хозяйстве

Слайд 14

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее.

Слайд 15

Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах..

Слайд 16

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. За связь с партизанами была схвачена мама Марата, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой он ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистов в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза . В городе Минске поставлен памятник юному герою. Марат Козей

Слайд 17

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы, - это в Витебской области. Там была создана подпольная организация и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза . Зина Портнова

Слайд 18

Рос в деревне Лукино, у реки, которая впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг. Пионеру-партизану Лене Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Лёня Голиков

Слайд 19

Он учился в школе, был вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в родной город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик был награжден орденом и медалью. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Валя Котик

Слайд 20

Дети концлагерей В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира.12 миллионов не дожили до освобождения, среди них около 2 миллионов детей …

Слайд 23

Детям, пережившим ту войну, Поклониться нужно до земли! В поле, в оккупации, в плену, Продержались, выжили, смогли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+презентация "Война 1812 года". 4 класс

Данный урок был подготовлен и проведен в 4 классе по УМК "Планета знаний". Предмет. Окружающий мир...

Урок "Отечественная война 1812 года"

Урок с презентацией по теме: "Отечественная война 1812 года"....

Открытый урок. Северная война в 7 классе.

Открытый урок. Северная война в 7 классе....

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.

Целями урока являются: знакомство с героическими страницами истории нашей страны;формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личн...