Уровень адаптации 1 класса, опросник Лускановой Н. Г.
материал (1 класс)
Предварительный просмотр:
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Обучение проводится с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе с использованием «ступенчатого» режима обучения;
- в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью 20 минут;
- обучение проводится без бального оценивания знаний учащихся и домашних заданий;
- в феврале месяце предусмотрены дополнительные каникулы;
- для смягчения периода адаптации 1-х классов был использован курс Г. Цукерман "Введение в школьную жизнь", физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки;
- в течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т.п;
- для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся по 3 урока физической культуры в неделю, что соответствует п. 10.20 СанПин 2.4.2.2821-10.
- для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации.
В 2012-2013 учебном году поступило 8 первоклассников: 6 мальчиков и 2 девочки, 7 учащихся 2005 года, 1 – 2006 года. Все учащиеся проживают в с. Азево. 4 полных семьи, 3 неполных, 5 многодетных семей. Один ребенок инвалид, один опекаемый. Анализ состояния здоровья:
1 группа здоровья учащихся
2 группа здоровья учащихся
3 группа здоровья 1 учащийся 12,5%
Основная учащихся
Подготовительная учащихся
Специальная 1 – учащийся 12,5%
Болезни аллергия на цветочные – 1 учащийся 12,5%
тахикардия 1 учащийся 12,5%
В ходе проверки в 1-х классах были посещены уроки: обучения грамоте, математики, окружающего мира, внеурочной деятельности, проведены диагностические тесты.
Проверка показала, что адаптация первоклассников проходит в целом успешно. Основная часть детей благополучно адаптировались к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя комфортно. Однако есть и такие дети, которые дезадаптированы и нуждаются в помощи.
В целях выявления уровня адаптированности учащихся 1-х классов в школе был проведен опросник школьной мотивации Н. Г. Лускановой. Методика позволяет разделить учащихся на 5 категорий:
5 уровень - максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов. Стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога (познавательный мотив).
4 уровень - хорошая школьная мотивация. Это учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой (социальный мотив).
3- уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами. Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе; однако, чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает (позиционный мотив).
2-й уровень - низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу с неохотой. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе (игровой мотив).
1-й уровень - негативное отношение к школе, дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Дети переживают, плачут, могут проявляют агрессивные реакции, отказываются выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья (игровой мотив).
Также был проведен тест на выявление деятельностного, физиологического и эмоционального компонента.
Тест состоит из 3-х заданий:
1-е задание определяет вегетативный коэффициент, которое характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
- 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.
- 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
- 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
- свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
2-е задание по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников. Опросник для учителя
Адаптация первоклассника . Опросник для учителя...
уровень адаптации первоклассников
анкетирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-4 классы Количество часов 204 часа Учитель: Гагарина Мария Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования (класс) начальное общее образование, 2-4 классы Количество часов 204 часа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу физическая культура, модуль ОФП, уровень обучения (класс) начальное общее образование, 1-4 классы
Рабочая программа по курсу физическая культура, модуль ОФП, уровень обучения (класс) начальное общее образование, 1-4 классы...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смотрю на мир глазами художника» Направление: Художественно-эстетическое: Уровень образования (класс):1-4 классы начальной школы (базовый)
1. Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.2. Желание общаться с искусством, участвовать в ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» Направление: разумное финансовое поведение Уровень образования (класс):4 класс начальной школы (базовый)
Личностными результатами изучения данного курса являются:• осознание себя как члена семьи, общества и государства;• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений...