Диагностика
материал
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа
Проследить динамику результатов воспитательного процесса возможно с помощью сочетаемых диагностических методик, которые определяют реальный уровень состояния ребёнка, его возможности, развитие и происходящие изменения.
Диагностика помогает организовать воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, создавать основу для эффективной коррекции личности и поведения, успешной социализации в будущем, повышения эффективности взаимодействия детей со всеми участниками образовательного процесса.
Диагностика уровня воспитанности
В условиях школы - интерната одним из критериев эффективности реализации воспитательной системы школы является диагностика уровня воспитанности школьников. В нашей школе для его определения используются методика Капустиной Н.П. Для характеристики воспитанности школьников, выбраны:
- любознательность;
- прилежание;
- отношение к природе;
- я и школа;
- прекрасное в моей жизни.
Результаты входной и итоговой диагностики уровня воспитанности обучающихся показаны в таблице:
Год | Класс | Входная (кол-во чел) | Итоговая (кол-во чел) | ||||||
В | Вс | С | Н | В | Вс | С | Н | ||
2017-2018 | 1 доп | - | - | 7 | 6 | - | - | 9 | 4 |
2018-2019 | 1 | - | - | 9 | 3 | - | 2 | 8 | 2 |
2019-2020 | 2 | - | 2 | 7 | 3 | 1 | 3 | 8 | - |
В - высокий уровень
Вс – уровень выше среднего
С – средний уровень
Н – низкий уровень
1 доп класс – 13 человек
1 класс – 12 человек
2 класс – 12 человек
По результатам итоговой диагностики от класса к классу прослеживается положительная динамика уровня сформированности навыков поведения, уровня воспитанности обучающихся.
Диагностика уровня сформированности знаний основ ЗОЖ, ОБЖ
В школе проводится работа по формированию знаний основ ЗОЖ и ОБЖ, привитию санитарно-гигиенических навыков, осуществляется мониторинг знаний обучающихся о здоровом образе жизни с целью определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.
Критерии изучения уровня сформированности основ ЗОЖ и ОБЖ обучающихся младшего школьного возраста:
1. Режимные моменты
2. Самообслуживание
3. Санитарно-гигиенические навыки
4. Вредные привычки
5.Отношение к спорту
6. Знание основ ЗОЖ
7. Знание основ ОБЖ
Сравнительная таблица изучения уровня сформированности знаний основ ЗОЖ, ОБЖ обучающихся класса
Год | Класс | Входная (кол-во чел) | Итоговая (кол-во чел) | ||||||
В | Вс | С | Н | В | Вс | С | Н | ||
2017-2018 | 1 доп | - | - | 6 | 7 | - | - | 9 | 4 |
2018-2019 | 1 | - | - | 9 | 3 | - | 2 | 9 | 1 |
2019-2020 | 2 | - | 3 | 9 | - | 1 | 3 | 8 | - |
По результатам проведенных диагностик прослеживается положительная динамика по всем критериям уровня сформированности знаний основ ЗОЖ и ОБЖ.
Диагностика сформированности межличностных отношений
1.Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) - изучение отношений детей и коммуникативных умений.
1 доп класс | ||
Уровень | Количество человек | % |
Низкий уровень | 6 | 42,6 |
Средний уровень | 5 | 38,5 |
Высокий уровень | 2 | 15,4 |
1 класс | ||
Уровень | Количество человек | % |
Низкий уровень | 4 | 33,32 |
Средний уровень | 6 | 49,98 |
Высокий уровень | 2 | 16,67 |
2 класс | ||
Уровень | Количество человек | % |
Низкий уровень | 2 | 16,67 |
Средний уровень | 6 | 49,98 |
Высокий уровень | 4 | 33,32 |
В развитии коммуникативных умений прослеживается динамика. Это выражается в том, как ребенок может вступать в контакт с окружающими; организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
2.Социометрическое изучение межличностных отношений Методика «Секрет» (Т.А. Репина) – выявление положения (социометрического статуса) ребенка, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему, изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Сравнительная таблица изучения межличностных отношений
Класс Статус | 1 доп | 1 | 2 | |||
кол-во чел | % | кол-во чел | % | кол-во чел | % | |
«Звезды» | 2 | 15,4 | 2 | 16,7 | 3 | 25 |
«Принятые» | 7 | 53,9 | 9 | 75 | 9 | 75 |
«Непринятые» | 3 | 23,1 | 1 | 8,3 | 0 | 0 |
«Изолированные» | 1 | 7,7 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таким образом, проведенные диагностики позволяют определить уровень сформированности межличностных отношений. Результаты показали, что межличностные отношения недостаточно сформированы, в связи с этим были даны специальные рекомендации родителям.
Диагностика уровня развития классного коллектива
(по И. В. Золотухину)
Цель - изучение уровня развития классного коллектива в целом и различных составляющих жизни коллектива. Данная методика была адаптирована к обучающимся класса. Уровень развития классного коллектива оценивается по четырём соответствующим блокам:
- Уровень развития ученического самоуправления
- Взаимоотношения в классном коллективе
- Мотивированность классного коллектива
- Степень удовлетворённости деятельностью классного коллектива
Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.
Сравнительная таблица уровня развития
классного коллектива
Класс Уровень | 1 | 2 |
Суммарное число баллов | Суммарное число баллов | |
Высокий | 98 | 109 |
Средний | 75 | 81 |
Низкий | 56 | 69 |
Очень низкий | 30 | 47 |
Уровень удовлетворённости обучающихся жизнью класса
(на основе анкетирования)
Из результатов проведённых диагностик видно, что классный коллектив сформирован ещё недостаточно. Но с каждым годом он становится дружнее и сплочённее, дети учатся анализировать деятельность класса, строить взаимоотношения с одноклассниками. Надо отметить, что в классе есть ещё дети, которые чувствуют себя неуютно и напряженно. Классный коллектив находится в стадии формирования.
Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей.
Удовлетворённость родителей жизнью класса
(на основе анкетирования)
Удовлетворённость родителей работой классного руководителя
(на основе анкетирования)
Успешное воспитание возможно при условии тесного сотрудничества семьи и школы, при условии абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания. Деятельность классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Все согласятся с тем, что в формировании личности ребенка огромную роль несут все участники образовательного процесса, а именно родитель, педагог, школа. Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания, стремление школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.
Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Диагностика математических представлений по всем возрастам
Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....
Диагностика готовности детей к обучению
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...