Конспект внеклассного мероприятия
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Автор: Новикова Е.А
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55имени А.Невского"г. Курска
Предмет: изобразительное искусство с элементами занятия по внеурочной деятельности "Возвращение к истокам"
Класс : 3 Б
Урок № 13
Тема урока: Рождество. Украшение колокольчика.
Время проведения: 18 декабря 2019 года.
Тип урока: интегрированный, комбинированный урок.
Вид урока (организационная форма): урок-игра
Цель урока: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на проявлении добра и красоты в жизни, культуре и искусстве, создать условия для ознакомления с украшениями, созданными людьми, развития интереса к народным художественно-декоративным промыслам - Дымковской росписи, расширить представления детей о православном празднике «Рождество Христово».
Планируемые образовательные результаты
Предметные
формирование представления о культурных традициях русского народа через православную культуру; повторение и углубление знания детей о Рождестве Спасителя, о традициях и символах православного праздника «Рождество Христово»;формирование знаний о трех сферах художественной деятельности (изображении, постройке и украшении) и их единстве через знакомство с народными художественно-декоративными промыслами (Дымковская игрушка),понимание роли фантазии в создании украшения; знакомство с особенностями дымковского орнамента ;овладение приемами создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элементов; создание художественного образа через единства формы и декора рождественского колокольчика; развитие навыков работы гуашью, кистью в технике свободной росписи; формирование художественно-творческой активности в коллективных формах творчества (театральное представление).
Метапредметные результаты
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в системе знаний, перерабатывать полученную информацию, анализировать, сравнивать и группировать; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать; формирование способности осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно- творческих задач; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении задачи.
Личностные : формирование эстетических чувств, интереса к духовной культуре Родины;
формирование художественного мышления, фантазии; понимание особой роли религиозной культуры и декоративно-прикладного искусства в жизни общества и отдельного человека.
Образовательные ресурсы: интернет-ресурсы: dnkultura.ortox.ru.› К празднику "Рождество Христово";http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm Дымковская игрушка.
Наглядно-демонстративный материал: презентация к уроку "Рождество", икона "Рождество Христово", наглядное пособие "Дымковская роспись"; Кондак Рождества Христова; Адажио из балета "Щелкунчик" И.П.Чайковского - Сцена 1: Рождественская елка (Акт1, Картина 1) из балета "Щелкунчик" И.П.Чайковского, «Вальс снежинок» из балета "Щелкунчик" И.П.Чайковского.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп; декорации, экран, лампа, куклы для теневого театра.
Материалы и инструменты для учащихся : гуашь, кисти, глиняный колокольчик для росписи, баночки для воды, бумага, фломастер.
План урока (45 мин.)
1. Организационный этап.1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока- 5 мин
3. Актуализация знаний.-5 мин
Физкультминутка- 3 мин
4. Первичное усвоение новых знаний.-7мин
5. Творческая практическая деятельность -8 мин
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция-5
7 Творческая практическая деятельность ( кукольный театр)-7мин
8. Рефлексия (подведение итогов урока)- 3 мин
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.- 2мин
Технологическая карта урока
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап. | Проверка готовности к уроку. | Формирование групп для работы на уроке. | К.: организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Р.: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока | Учитель: -Давайте послушаем небольшое произведение. Обратите внимание, какой характер у этой музыки, какое настроение. Звучит фрагмент “Рождественского канона” “Христос рождается”. Что вы можете сказать о музыке? Где может звучать такая музыка? Учитель: - Верно. Она действительно звучит в храме во время торжественного богослужения в честь Рождества Христова и называется это произведение, фрагмент которого мы слышали, “Христос рождается”.Так какая же тема сегодняшнего урока? Когда отмечается этот праздник?
Учитель: -Сейчас самое время начать подготовку к празднованию Рождества. Как мы можем это сделать? Учитель: -Так какая цель урока? Учитель: - Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Какие правила работы в группах вы знаете? Учитель: - В течение урока вам предстоит оценить работу группы над заданиями, используя следующие критерии: 1- справились с заданием ; 2- справились с заданием, но допустили небольшие ошибки; 3- не справились с заданием. | Получив целевую установку, учащиеся слушают музыкальное произведение, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к музыке. Ученик: - Мне кажется музыка звучала плавная, строгая, напевная, добрая, ласковая, светлая. Ученик: -Я считаю, что эта музыка звучит в церкви. Она похожа на молитву. Я слышал её на занятиях "Возвращение к истокам". Формулируют тему и цели урока. Ученик: - Рождество Христово. Ученики: -7 января.(25 декабря по старому стилю). Ученик: -Украсить дом, выполнить подарки своими руками, приготовить представление для гостей. Ученик: -Цель урока- изготовление рождественских подарков своими руками. Дети , объясняют правила работы в группе. Ученик : - Работая в группе надо помогать друг другу, уважать своих друзей и др. | Л.: проявлять эстетические чувства, интерес к духовной культуре Родины. П.: осознанное и произвольное построение высказывания, Р.: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи; умение формулировать и удерживать учебную задачу. К.: планирование учебного сотрудничества |
3. Актуализация знаний. | Учитель: - А что вы знаете о Рождестве? Попробуйте ответить на вопросы викторины "Рождественская мозаика" Если ответ правильный, один из членов группы может подойти к доске и прикрепить часть звезды. Вопросы в стихах по библейской истории Рождества 1. Где родился наш Спаситель Место вам известно всем. Ну, скорее назовите. Это город....(Вифлеем) 2. Когда-то сюда по указу царя пришла записаться Святая Семья. Сейчас имена их известны всем в мире: Иосиф - Обручник и Дева ... (Мария). 3. Путники долго на перепись шли, В городе места они не нашли: Под Вифлеемом - голая степь, Стал им приютом убогий ...(вертеп) 4. Пещера, ясли, сена стог, Сегодня на земле родился ...( Бог) 5. В темном небе сияла тогда, Путь освещая, святая ... (звезда) 6. Простые люди весть узнали. В ночи, когда еще не пели петухи, Они к яслям Младенца поспешали И Бога прославляли ...(пастухи) 7. Из далеких стран восточных мудрецы пришли Смирну, золото и ..... (ладан) принесли. 8. За звездою, появляясь из дорожной синевы, На верблюдах едут в Вифлеем ... (волхвы) 9. Над Вифлеемом ангелы летали. Их песнопенья сердцу доставляли сладость. И «Слава в вышних Богу!» воспевали, А людям возвещали ...(радость) Учитель: Заполните лист самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием? Учитель: -С первым заданием вы справились, давайте выполним второе задание, посмотрим, насколько глубоки ваши знания . Задания № 2 по группам. 1 группа. Задание "Рождественский сугроб " Сложи снежинки вместе, чтобы получились слова, связанные с Рождеством. Среди них ты найдешь название городов, где родился, где жил Богомладенец Христос, имена родителей Иисуса Христа и волхвов, которые пришли поклониться рожденному Богу. 2 группа. Задание " Помоги волхвам" Найди верный вход в лабиринт и помоги волхвам добраться до Вифлеемской звезды. По дороге ты узнаешь, что они сказали царю Ироду о Мессии (Евангелие от Матфея 2 глава, 2 стих). 3 группа. Задание "Кто еще в вертепе был?" Чтобы ответить правильно на вопрос, прочитай стихотворение. Обрати внимание на спрятанные в нем подсказки. Мы с другом длинноухим в вертепе задремали. 2.Учитель: - Заполните лист самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием? | Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы викторины. Ученик: - Вифлеем. Ученик: -Мария. Ученик: -Вертеп Ученик: -Бог. Ученик: -Звезда. Ученик: -Пастухи. Ученик: -Ладан. Ученик: -Волхвы. Ученик: -Радость. Оценивают работу группы в задании "Рождественская мозаика" Выполняют задания, вступая в коллективное учебное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы. Ученик: - Назарет - город, где жил Христос, Вифлеем - где родился Христос, Валтасар, Мельхиор, Гаспар - имена волхвов.. Ученик: - Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.( Евангелие от Матфея, Глава 2)Ученик: -Мы считаем, что в стихотворении речь идет о воле и осле. Ученики заполняют лист самооценки. Оценивают работу группы в задании. | Познавательные: -ориентироваться в системе знаний, перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать; установление причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, сериация, установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату |
Физкультминутка | Прилетели ангелочки- Становились на носочки! Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили- В стороны направили, Наклонились до земли, Словно тяжести несли .Ножками потопали, Поскакали в высоту, Чтобы там поймать звезду. Глубоко вздохнули, Плечи развернули, Повели руками Чуть над головами. А теперь им всем пора Делать добрые дела. | Звучит музыка Чайковского: «Зима. Декабрь». Один из учеников проводит физкультминутку. Дети выполняют упражнения под музыку. | |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Учитель: -На Руси в Рождество принято украшать дома особенным образом. Чтобы Праздник пришел и к нам давайте узнаем, что у нас традиционно является рождественским украшением? Для этого выполним задания. Задание 1 (1-я группа). Вставь пропущенные слова, найди и исправь ошибку . ----- возвестил пастухам о великой радости- Рождестве Девы Марии. Задание . Задание2 (2-я группа). ------ --------указала путь пастухам к божественному младенцу. Задание3 (3-я группа). ...... росла возле Назарета , в которой родился Иисус Христос. Учитель: -Правильно, всё это символы Рождества (открываем елку с игрушками). Учитель: -Заполните лист самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием? Учитель: - Еще одного символа Рождества нет на елке. Отгадайте загадку и узнаете этот символ. "Инструмент тот с давних пор украшал собой собор. Украшает и играет, весь оркестр заменяет."
Учитель: -Колокольный звон, колокольчики – тоже символ рождества. Звон колокольчиков и пение, является радостным приветствием пришествие на землю Иисуса Христа. Не случайно мы с вами начали делать глиняный колокольчик на предыдущих уроках ИЗО. Что же мы уже сделали, а что только предстоит сделать? Какие знания нам пригодятся в работе? Давайте подумаем, играя! 1 .группа. Игра «Восстанови алгоритм "Роспись рождественского колокольчика" Детям выдаются карточки с блоками алгоритма, и они должны выстроиться в одну линию по порядку действий в алгоритме.
2. группа. Игра «Найди свой узор" Ученики должны выбрать для колокольчика узор в стиле Дымково среди других узоров, объяснить свой выбор. 3 группа. Игра. "Найди свой цвет" Ученики должны выбрать цвета для росписи колокольчика в стиле Дымково, объяснить свой выбор. Учитель: - Заполните лист самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием? | Выполняют задания. Объясняют свое решение, отвечают на вопросы учителя. Ответ задания 1: -Ангел возвестил пастухам о великой радости- Рождестве Иисуса Христа. Ответ задания 2: -Вифлеемская звезда указала путь волхвам к божественному младенцу.
Ответ задания 3. Ель росла возле пещеры, в которой родился Иисус Христос. Ученики заполняют лист самооценки. Оценивают работу группы в задании. Ученики отгадывают загадку. Ученик: -Колокольчик Ученики: -Мы выполнили эскизы колокольчика, вылепили его из глины, перед тем как украсить побелили гуашью, выполнили роспись крупных элементов орнамента. Нам предстоит завершить роспись и собрать колокольчик. Выполняют задания. Составляют план и последовательность действий художественно-творческой деятельности Объясняют свое решение, отвечают на вопросы учителя. Ответ1-й группы: - Мы выстроили следующий алгоритм: 1. Эскиз росписи колокольчика. 2. "Обеливание" игрушки 3. Роспись крупных элементов узора 4. Роспись мелких элементов узора. Ответ2-й группы: -Мы выбрали орнаменты из геометрических элементов (круги, овалы, клетка, полоска, волнистые линии, точки), характерные для Дымковской росписи. Ученик: -Дымковская игрушка яркая и нарядная. Для создания праздничного настроения мастера используют в росписи в основном сочетание синего, желтого, оранжевого, малинового, чистых цветов. Оценивают работу группы в задании | Познавательные: умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализ информации; синтез, установление причинно-следственных связей. выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять рефлексию способов и условий действий. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Личностные: уважительное отношение к религиозной культуре, к культуре и искусству Родины, формирование эстетических чувств, наблюдательности творческого мышления. |
5. Творческая практическая деятельность | Учитель: -Честь и хвала дымковским мастерицам! Я приглашаю вас с помощью волшебных кисточек, палочек оживить наши колокольчики, завершить роспись. - Вы во всем разобрались, перед вами алгоритм выполнения работы , таблица узоров и цветов Дымковской росписи. Учитель в процессе работы консультирует, советует, помогает. Учитель: - Помните, что расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка. . Вспомните какие цвета создают радостный, весёлый образ, а какие грустный. | Отвечают на вопросы. Выполняют творческую работу: роспись глиняных колокольчиков в стиле Дымково, сборка колокольчика. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуальная работа). Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. | Познавательные: умение создавать художественный образ, т.е. выделять главное, анализировать форму и орнамент с позиции задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, контролировать сличения способа действия и результата. Коммуникативные: задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения росписи. Личностные: воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Учитель: - Как будто в сказке очутились! Сколько замечательных колокольчиков! Решите, чья работа группе вам понравилась больше всего, почему? Чья работа удивила? Учитель: -Заполните лист самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием? | Ребята рассматривают свои игрушки сравнивают, анализируют, выбирают лучшие работы. Дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). | Познавательные: умение творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи(свою и других учащихся) на основе установленных критериев. Коммуникативные: формировать собственную позицию, аргументировать её,строить монологичное высказывание. Личностные: формирование уважение к чужому труду, учимся радоваться успехам одноклассников. |
7.Творческая практическая деятельность
| Учитель: -Рождество – праздник милосердия и хлебосольства. В этот день на Руси было принято собираться в кругу семьи, дарить друг другу подарки, а также устраивать домашний кукольный театр. Чтобы почувствовать свет и тепло праздника давайте посмотрим кукольное представление "Щелкунчик" - наш проект, который мы выполняли на занятиях внеурочной деятельности" Возвращение к истокам" и уроках ИЗО | Учащиеся участвуют в Театре теней.Показывают кукольный спектакль "Щелкунчик" | П.: умение создавать художественный образ, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, К.: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) | Учитель: ребята, вы посмотрели чудесную сказку! Почему "Щелкунчик" называют рождественской сказкой? В чем заключается главное чудо рождественской сказки? (Рождественская сказка-это сказка о любви и милосердии) Учитель предлагает ребятам по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… Учитель: давайте же встретим Рождество звоном наших колокольчиков! | Рассуждают, отвечают на вопросы. Самоанализ учащимися деятельности и её результатов ( т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.) | Познавательные: умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, обобщать. Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; оценивать процесс и результат своей деятельности. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Личностные: понимание особой роли религиозной культуры и декоративно-прикладного искусства в жизни общества и отдельного человека |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Прочитать рождественскую сказку, рассказ, стихотворение, посмотреть кинофильм или театральное представление о Рождестве, рассказать, что понравилось, что нового для себя открыли. | Учащиеся выбирают варианты задания с учётом индивидуальных возможностей. | Познавательные: воспринимать и анализировать художественные образы различных видов искусств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина
данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....
Конспект внеклассного мероприятия " Солнце, я тебя люблю!"
Внеклассное мероприятие...
конспект внеклассного мероприятия
Выпуской вечер в 4 классе....
Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата
В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...
Поклонимся великим тем годам! План-конспект внеклассного мероприятия
План-конспек внеклассного мероприятия (1-4кл.), посвященного Дню Победы.Использованы стихи поэтов г. Армавира. В ходе мероприятия проводится встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, работника...
Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»
Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....
Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру
Формирование УУД на внеклассном занятиии по окружающему миру...