Конспект внеклассного мероприятия
план-конспект занятия (3 класс)

Новикова Елена Адольфовна

Конспект внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_rozhdestvo.docx50.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Автор:   Новикова Е.А

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов  № 55имени А.Невского"г. Курска

Предмет: изобразительное искусство  с элементами занятия по внеурочной  деятельности "Возвращение к истокам"

Класс : 3 Б

Урок № 13

Тема урока: Рождество. Украшение колокольчика.

Время проведения: 18 декабря 2019 года.

Тип урока: интегрированный, комбинированный  урок.

Вид урока (организационная форма): урок-игра

Цель урока: формирование нравственно-эстетической отзывчивости на проявлении добра и красоты в  жизни, культуре и искусстве, создать  условия для  ознакомления  с украшениями, созданными людьми,  развития интереса к  народным художественно-декоративным промыслам - Дымковской росписи, расширить представления детей о православном    празднике  «Рождество Христово».

Планируемые образовательные  результаты

Предметные

формирование представления о культурных традициях русского народа через православную культуру; повторение  и углубление знания детей о Рождестве Спасителя, о традициях  и символах православного    праздника  «Рождество Христово»;формирование знаний о  трех сферах художественной деятельности (изображении, постройке и украшении) и их единстве через знакомство с народными художественно-декоративными промыслами (Дымковская игрушка),понимание роли фантазии в создании украшения; знакомство   с особенностями дымковского орнамента ;овладение приемами  создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элементов; создание художественного образа   через  единства формы и декора  рождественского колокольчика; развитие навыков работы гуашью, кистью в технике свободной  росписи; формирование художественно-творческой активности  в  коллективных формах творчества (театральное представление).

Метапредметные результаты

Познавательные: умение  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в системе знаний, перерабатывать полученную информацию, анализировать, сравнивать и группировать; устанавливать  причинно-следственные связи; обобщать; формирование способности осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие  в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты  решения различных художественно- творческих задач; осуществлять  итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные:  уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать  других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать  собственную деятельность  и работу одноклассников с позиции творческих задач  данной темы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении задачи.

Личностные : формирование эстетических чувств, интереса к духовной культуре  Родины;

формирование  художественного мышления, фантазии;  понимание особой роли  религиозной культуры и декоративно-прикладного искусства в жизни  общества и отдельного человека.

Образовательные ресурсы: интернет-ресурсы: dnkultura.ortox.ru.› К празднику "Рождество Христово";http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm Дымковская игрушка.

Наглядно-демонстративный материал:  презентация к уроку "Рождество", икона  "Рождество Христово", наглядное пособие "Дымковская роспись"; Кондак Рождества Христова;   Адажио из балета "Щелкунчик" И.П.Чайковского  - Сцена 1: Рождественская елка (Акт1, Картина 1) из балета "Щелкунчик" И.П.Чайковского, «Вальс снежинок» из балета "Щелкунчик" И.П.Чайковского.

 Оборудование: компьютер,  мультимедийный  проектор, карточки с заданиями для групп; декорации, экран, лампа,  куклы для теневого театра.

Материалы  и инструменты для учащихся : гуашь, кисти, глиняный колокольчик для росписи, баночки для воды, бумага, фломастер.

План урока (45 мин.)

1.        Организационный этап.1 мин.

2.      Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока-  5 мин

3.        Актуализация знаний.-5 мин

        Физкультминутка- 3 мин

4.        Первичное усвоение новых знаний.-7мин

5.        Творческая практическая деятельность -8 мин

6.         Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция-5

7      Творческая практическая деятельность ( кукольный театр)-7мин

8.        Рефлексия (подведение итогов урока)- 3 мин

9.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.- 2мин

Технологическая карта урока

Этап

урока

Действия учителя

Деятельность

 учащихся

УУД

1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.

Формирование групп для работы на уроке.

К.: организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Р.: стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока

Учитель:  

-Давайте послушаем  небольшое  произведение. Обратите  внимание, какой характер у  этой музыки, какое настроение. Звучит фрагмент “Рождественского канона” “Христос рождается”.

Что вы можете сказать о музыке?

Где может звучать такая музыка?

Учитель:  

- Верно. Она действительно звучит в храме во время торжественного богослужения в честь Рождества Христова и называется это произведение, фрагмент которого мы слышали, “Христос рождается”.Так какая же тема сегодняшнего  урока?  

Когда отмечается этот праздник?

 

Учитель:

-Сейчас самое время начать подготовку к празднованию  Рождества.   Как мы можем это  сделать?

Учитель:

-Так какая цель урока?

Учитель:

- Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Какие  правила работы в группах вы знаете?

Учитель:

- В течение  урока вам предстоит оценить работу группы  над заданиями, используя следующие критерии:

1- справились с заданием ;

2- справились с заданием, но допустили небольшие ошибки;

3- не справились с заданием.

Получив целевую установку, учащиеся  слушают музыкальное произведение, отзывчиво и эмоционально  выражают свое отношение к музыке.

Ученик:

  - Мне кажется музыка звучала плавная, строгая, напевная, добрая, ласковая, светлая.

Ученик:  

-Я  считаю, что эта музыка звучит  в церкви. Она похожа на молитву. Я слышал её на занятиях "Возвращение к истокам".

Формулируют тему и цели урока.

Ученик:

 - Рождество  Христово.

Ученики:  

-7 января.(25 декабря по старому стилю).

Ученик:

-Украсить дом, выполнить подарки своими руками, приготовить

 представление для гостей.

Ученик:

-Цель урока- изготовление рождественских подарков своими   руками.

 Дети , объясняют правила работы в группе.

Ученик :

- Работая в группе  надо помогать друг другу, уважать своих друзей и др.

Л.: проявлять эстетические  чувства, интерес к духовной культуре  Родины.

П.: осознанное  и произвольное построение высказывания,

Р.: волевая

 саморегуляция,  целеполагание  как постановка учебной задачи; умение  формулировать и удерживать учебную задачу.

К.: планирование учебного сотрудничества

3. Актуализация знаний.

Учитель:

- А что вы знаете о Рождестве?

Попробуйте  ответить  на вопросы викторины "Рождественская мозаика"  Если ответ правильный, один из членов группы может подойти к доске и прикрепить часть звезды.

Вопросы в стихах по библейской истории Рождества

1. Где родился наш Спаситель

Место вам известно всем.

Ну, скорее назовите.

Это город....(Вифлеем)

2. Когда-то сюда по указу царя

пришла записаться Святая Семья.

Сейчас имена их известны всем в мире:

Иосиф - Обручник и Дева ... (Мария).

3. Путники долго на перепись шли,

В городе места они не нашли:

Под Вифлеемом - голая степь,

Стал им приютом убогий ...(вертеп)

4. Пещера, ясли, сена стог,

Сегодня на земле родился ...( Бог)

5. В темном небе сияла тогда,

Путь освещая, святая ...  (звезда)

6. Простые люди весть узнали.

В ночи, когда еще не пели петухи,

Они к яслям Младенца поспешали

И Бога прославляли ...(пастухи) 

7. Из далеких стран восточных мудрецы пришли

Смирну, золото и ..... (ладан)  принесли.

8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,

На верблюдах едут в Вифлеем ... (волхвы)

9. Над Вифлеемом ангелы летали.

Их песнопенья сердцу доставляли сладость.

И «Слава в вышних Богу!» воспевали,

А людям возвещали ...(радость)

Учитель: Заполните лист  самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием?

Учитель:

-С первым заданием вы справились, давайте  выполним  второе  задание, посмотрим, насколько глубоки ваши знания .

 Задания № 2 по группам.

1 группа. Задание "Рождественский сугроб "

Сложи снежинки вместе, чтобы получились слова, связанные с Рождеством. Среди них ты найдешь название городов, где родился, где жил  Богомладенец   Христос, имена родителей Иисуса Христа и волхвов, которые пришли поклониться рожденному Богу.

2 группа. Задание " Помоги волхвам"  

Найди верный вход в лабиринт и помоги волхвам добраться до Вифлеемской звезды. По дороге ты узнаешь, что они сказали царю Ироду о Мессии (Евангелие от Матфея 2 глава, 2 стих).

3 группа.  Задание "Кто еще в вертепе был?"

         Чтобы ответить правильно на вопрос, прочитай стихотворение. Обрати внимание на спрятанные в нем подсказки.

Мы с другом длинноухим в вертепе задремали.
Никто не нарушал ночную тишь.
Вдруг лучи небе
сные пещеру осияли -
В кормуш
ке нашей возлежал святой малыш!
Кто из ребят загадку отгадает,
Как с другом нас зовут, узнает.

2.Учитель:

- Заполните лист  самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием?

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы викторины.

Ученик:

- Вифлеем.

Ученик:

-Мария.

Ученик:

-Вертеп

Ученик:

-Бог.

Ученик:

-Звезда.

Ученик:

-Пастухи.

Ученик:

-Ладан.

Ученик:

-Волхвы.

Ученик:

-Радость.

Оценивают работу группы в задании "Рождественская мозаика"

 Выполняют задания, вступая  в  коллективное учебное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы.

Ученик:

- Назарет - город, где жил Христос,

Вифлеем -  где родился Христос,

Валтасар, Мельхиор, Гаспар -  имена  волхвов..

Ученик:

- Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

( Евангелие от Матфея, Глава 2)

Ученик:

-Мы считаем, что  в стихотворении  речь идет  о воле  и   осле.

Ученики заполняют  лист  самооценки. Оценивают работу группы в задании.

Познавательные:

-ориентироваться в системе знаний, перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать; установление причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, сериация, установление причинно-следственных связей;

построение рассуждения;

Коммуникативные:

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату

Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли

.Ножками потопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

Звучит музыка Чайковского: «Зима. Декабрь».

Один из учеников проводит физкультминутку. Дети выполняют  упражнения под музыку.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:

-На  Руси в  Рождество  принято  украшать дома  особенным  образом.  Чтобы Праздник пришел и к нам давайте   узнаем, что  у нас традиционно является  рождественским украшением? Для этого выполним задания.

Задание 1  (1-я группа).

  Вставь пропущенные слова, найди     и  исправь ошибку .  

 -----  возвестил пастухам о великой радости-  Рождестве Девы Марии.   Задание .

Задание2 (2-я группа).

 ------ --------указала путь пастухам к божественному младенцу.

Задание3 (3-я группа).

......  росла возле  Назарета    , в которой родился Иисус Христос.

Учитель:

 -Правильно, всё это  символы  Рождества (открываем елку с игрушками).

Учитель:

-Заполните лист  самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием?

Учитель:

- Еще  одного символа Рождества  нет на елке. Отгадайте загадку и узнаете  этот символ.

 "Инструмент тот   с давних пор украшал собой собор.

Украшает и играет, весь оркестр заменяет."

 

Учитель:

-Колокольный звон, колокольчики – тоже символ рождества. Звон колокольчиков и пение, является радостным приветствием пришествие на землю Иисуса Христа. Не случайно мы с вами начали делать глиняный колокольчик на предыдущих  уроках ИЗО.  Что же мы  уже сделали, а что только предстоит сделать? Какие знания нам пригодятся в работе? Давайте подумаем, играя!

1 .группа. Игра «Восстанови  алгоритм

"Роспись рождественского колокольчика"

Детям выдаются карточки с блоками алгоритма, и они должны выстроиться в одну линию по порядку действий в алгоритме.

 

2.  группа.  Игра «Найди свой узор"

Ученики должны выбрать для колокольчика узор в стиле Дымково среди других  узоров, объяснить свой выбор.

3 группа.  Игра.  "Найди свой цвет"

Ученики должны выбрать цвета для  росписи колокольчика в стиле Дымково, объяснить свой выбор.

Учитель:

- Заполните лист  самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием?

Выполняют задания. Объясняют свое  решение, отвечают на вопросы учителя.

Ответ  задания 1:

-Ангел   возвестил пастухам о великой радости-  Рождестве  Иисуса Христа.

Ответ  задания 2:

-Вифлеемская звезда указала путь волхвам к божественному младенцу.

 

Ответ  задания 3.

Ель  росла возле      пещеры, в которой родился Иисус Христос.

Ученики заполняют  лист  самооценки. Оценивают работу группы в задании.

Ученики отгадывают загадку.

Ученик:

-Колокольчик

Ученики:

-Мы выполнили эскизы колокольчика, вылепили его из глины, перед тем как украсить побелили гуашью, выполнили роспись крупных элементов орнамента. Нам предстоит завершить роспись и собрать колокольчик.

Выполняют задания. Составляют план  и последовательность действий художественно-творческой деятельности Объясняют свое  решение, отвечают на вопросы учителя.

Ответ1-й группы:

- Мы  выстроили следующий алгоритм:

1. Эскиз росписи колокольчика.

2. "Обеливание"   игрушки

3. Роспись   крупных элементов узора

4. Роспись   мелких  элементов  узора.

Ответ2-й группы:

-Мы выбрали орнаменты из геометрических элементов (круги, овалы, клетка, полоска, волнистые линии, точки), характерные для Дымковской росписи.

Ученик:

-Дымковская игрушка яркая и нарядная. Для создания праздничного настроения мастера используют в росписи в основном  сочетание синего, желтого, оранжевого, малинового, чистых цветов.

Оценивают работу группы в задании

Познавательные: умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

анализ информации; синтез, установление причинно-следственных связей.

 выбор доказательств  для аргументации своей точки зрения; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей  деятельности.

 Коммуникативные:

 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

 строить понятные для партнёра высказывания; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в  совместной   деятельности;

Личностные:

уважительное отношение к религиозной культуре, к культуре и искусству Родины, формирование  эстетических чувств, наблюдательности  творческого  мышления.

5. Творческая практическая деятельность

Учитель:

-Честь и хвала дымковским мастерицам! Я приглашаю вас с помощью волшебных кисточек, палочек оживить наши колокольчики, завершить роспись.

- Вы  во всем разобрались, перед вами алгоритм выполнения работы , таблица узоров и цветов Дымковской росписи. Учитель  в процессе работы консультирует, советует, помогает.

Учитель:

- Помните, что расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.

. Вспомните какие цвета создают радостный, весёлый образ, а какие грустный.

Отвечают на вопросы.

Выполняют творческую работу: роспись глиняных  колокольчиков в стиле Дымково, сборка колокольчика.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуальная работа). Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Познавательные: умение  создавать художественный образ, т.е. выделять главное, анализировать форму и орнамент с позиции задуманного образа, обобщать и  делать художественный отбор.

Регулятивные: составлять  план и последовательность действий, контролировать сличения способа действия и результата.

Коммуникативные:

задавать  вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения росписи.

Личностные:

воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе.

6.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель:

- Как будто в сказке  очутились! Сколько замечательных колокольчиков! Решите, чья работа  группе  вам понравилась больше всего, почему? Чья работа  удивила?

 Учитель:

-Заполните лист  самооценки. Оцените работу, как вы справились с заданием?

Ребята рассматривают свои игрушки сравнивают, анализируют, выбирают лучшие работы.

Дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

Познавательные: умение творческого видения с позиции художника, т.е. умение  сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Регулятивные: умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи(свою и других учащихся) на основе установленных критериев.

Коммуникативные: формировать  собственную позицию, аргументировать её,строить  монологичное высказывание.

Личностные:

формирование  уважение к чужому труду, учимся радоваться успехам одноклассников.

7.Творческая практическая деятельность

 

Учитель:

-Рождество – праздник милосердия и хлебосольства. В этот день  на Руси было принято собираться в кругу семьи, дарить друг другу подарки, а  также  устраивать  домашний  кукольный театр.

Чтобы  почувствовать свет и тепло праздника давайте посмотрим кукольное представление "Щелкунчик" - наш проект, который мы выполняли на занятиях внеурочной деятельности" Возвращение к истокам" и уроках  ИЗО

Учащиеся участвуют в Театре теней.Показывают кукольный спектакль "Щелкунчик"

П.: умение  создавать художественный образ, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме,

К.: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,         оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

8.Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель: ребята, вы  посмотрели чудесную сказку! Почему "Щелкунчик" называют рождественской сказкой? В чем заключается  главное чудо рождественской сказки? (Рождественская сказка-это сказка о  любви и милосердии)  

Учитель предлагает   ребятам по кругу высказываться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 Учитель: давайте же встретим Рождество звоном наших колокольчиков!

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Самоанализ учащимися деятельности и её  результатов ( т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.)

Познавательные: умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

осуществлять рефлексию способов и условий действий; оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Личностные: понимание особой роли  религиозной культуры и декоративно-прикладного искусства в жизни  общества и отдельного человека

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать рождественскую сказку, рассказ,  стихотворение, посмотреть кинофильм или театральное представление о Рождестве, рассказать, что понравилось,  что нового для себя открыли.

Учащиеся выбирают варианты  задания  с учётом индивидуальных возможностей.

Познавательные: воспринимать и анализировать  художественные образы различных видов искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина

данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....

конспект внеклассного мероприятия

Выпуской вечер в 4 классе....

Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата

В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...

Поклонимся великим тем годам! План-конспект внеклассного мероприятия

План-конспек внеклассного мероприятия (1-4кл.), посвященного Дню Победы.Использованы стихи поэтов г. Армавира. В ходе мероприятия проводится встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, работника...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру

Формирование УУД на внеклассном занятиии по окружающему миру...