Классный час на тему "Твори добро"
классный час (4 класс)

Павлова Юлия Сергеевна

Цель занятия: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  1. Формировать представления о добре и зле, о причинах, побуждающих делать добро.
  2. Развивать мышление, речь, умения анализировать поступки.
  3. Воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью, желание избегать зла и бороться с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа по теме «Твори добро»

Ф.И.О. педагога: Павлова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов

Место работы: ГБОУ школа-интернат № 49

Цель занятия: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  1. Формировать представления о добре и зле, о причинах, побуждающих делать добро.
  2. Развивать мышление, речь, умения анализировать поступки.
  3. Воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью, желание избегать зла и бороться с ним.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из текстов, словаря; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других; умения работать в паре – договариваться, уважать мнения друг друга.

Личностные результаты: оценивать положительные и отрицательные поступки людей.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Оборудование: мультимедийная презентация, толковые словари, карточки со словами, пословицами, текстами; воздушные шары, «дерево добрых дел».

Ход занятия

1. Орг. момент. Приветственное слово учителя (слайд1)

«Доброе утро!» –

Скажешь кому-то,

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.

- Глазками пожелайте друг другу доброго в душе.

2. Введение в тему занятия (слайд 2)

Перед вами – герои сказок. Подумайте, что их объединяет?

(Если ребята затрудняются ответить, учитель задаёт наводящие вопросы)

- Чем занимался доктор Айболит? (лечил, помогал животным)

- Что сделала Дюймовочка? (спасла ласточку)

- Вспомните поступок Настеньки (спасла отца, отправившись на остров к чудовищу)

- Что объединяет героев этих сказок? (добрые поступки)

- Тема нашего классного часа «Твори добро» (слайд 3)

3. Беседа

- Что значит «творить»? Подберите синонимы (совершать, создавать, делать)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»? (мама, красота, любовь, …)

- Прочитайте определение этого слова из словаря С. И. Ожегова

(Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу)

- Как вы думаете, зачем человек совершает добрые дела? (чтобы победить зло, приносить людям радость, добро помогает, …)

- Какой поступок можно назвать добрым? Приведите примеры.

- Можно ли назвать добрым поступок, за совершение которого потом ждёшь вознаграждение?

4. Работа с притчей «Осколки доброты» (слайд 4)

- Послушайте притчу «Осколки доброты» (видеосюжет)

- Ждала ли старушка какое-то вознаграждение?

- Почему же она это делала? (заботилась, помогала, …)

-  Какое у старушки сердце? (светлое, чистое, доброе, ….)

- Её сердце открыто для людей, потому что оно дышит любовью. Можно ли сказать, что старушка делала добро из любви к ближнему?

- Кто заповедал нам любить ближнего? (Иисус Христос)

- Как думаете, легко ли было старушке? Что она чувствовала, проходя мимо людей? (брезгливость, неприятие, …)

- Трудно ли быть добрым?

5. Работа с карточками

- Путь к доброте – долгий путь, потому что научиться быть по-настоящему добрым – трудно. К сожалению, в наше время доброта утратила свою нравственную силу. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Ребята, заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками!

- Давайте прямо сейчас мы с вами проложим «дорогу добра». Выберите карточки с теми словами – качествами человека, которые олицетворяют добро.

- Какие слова оказались лишними? Почему? Что олицетворяют эти качества? (зло)

- Как думаете, что будет, если всё время отвечать злом на зло? (зло останется, злу не будет конца, …)

6. Работа с рассказом В. Осеевой «Отомстила»

- Прочитаем рассказ Валентины Осеевой «Отомстила» (у детей на партах тексты)

- Предположите, о чём этот рассказ.

- Хорошо ли поступил брат? (нет, брать чужое без спроса нельзя)

- Опишите девочку. Какими качествами она обладает? (любовь к брату, умение прощать, отзывчивая, …)

- Стало ли брату стыдно? Раскаялся ли он? Какое чувство в нём проснулось? (совесть)

- Чему учит этот рассказ?  (прощать обиды, признавать свои ошибки, …)

- Если бы сестра всё-таки отомстила брату, не помогла бы ему, хорошо было бы у неё на душе?

 (Делают вывод: нельзя отвечать злом на зло)

7. Игра «Плохое отпусти, хорошее удержи»

- Как думаете, что можем сделать мы, чтобы зла не прибавилось в мире? (бороться с собой, избавляться от дурных качеств, не отвечать злом на зло, …)

- Предлагаю вам начать прямо сейчас избавляться от плохих качеств

(Детям предлагается задание: отпускать воздушные шары, на которых написаны дурные качества; привязывать к стулу шары с хорошими качествами человека)

8. Работа с притчей «Шрамы на сердце» (слайды 5 - 7)

- Итак, мы избавились от дурных качеств, от того, что может принести зло. Но случается так, что один человек обидел другого, словом, или поступком. Что в этом случае нужно сделать? (извиниться, попросить прощения, …)

- Послушайте притчу «Шрамы на сердце» (читает учитель, дети следят глазами)

- Найдите строки, в которых заключена главная мысль притчи.

- Предположите, кого юноша мог обижать в своей жизни (отца, друзей, прохожих, …)

- В своей жизни мы можем обидеть своих ближних грубым словом или поступком, тем самым оставив шрам на сердце. Нужно ли беречь сердце?

- Нужно беречь и сердца людей, которые нас окружают, и своё собственное сердце.

- Совершая добрые поступки, вы не только помогаете людям, но и радуете своё собственное сердце. Только нужно помнить, что мотивом для совершения этих поступков должна быть не корысть, а любовь к Богу и людям.

9. Работа в парах

- Доброта всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах и поговорках. Соберите пословицы и объясните их смысл.

Худо тому,                                  добрый ответ.  

Добрые дела                                кто добра не делает никому.                                        

Добро помни,                              а хвались добром.                                                

На добрый привет –                    а зло забывай.                                    

Не хвались серебром,                 дороже денег.  

10. Подведение итогов (мини-тест)

Добрый поступок совершается:

  • бескорыстно? (да)
  • по принципу «ты – мне, я – тебе?» (нет)
  • из любви к ближнему? (да)
  • чтобы похвалили? (нет)
  • не ради себя, а ради Бога? (да)

11. Рефлексия

(На доске – «Дерево добрых дел»; у каждого ребёнка на столах ладошки)

- Запишите доброе дело, которое вы сделали сегодня, на эту ладошку и украсьте им дерево.   

(Звучит песня «Твори добро»)              

Приложения

1. Карточки для «дороги добра»

Качества, олицетворяющие добро

Качества, олицетворяющие зло

помощь

жадность

любовь

ложь

чуткость

эгоизм

честность

лень

верность

обида

2. Рассказ В. А. Осеевой «Отомстила»

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

— Алёшка! — закричала Катя. — Алёшка! — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.

Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Ещё как заплачешь!

— Это я-то заплачу? — Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня.

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.

Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

— Алёша! — кричала она. — Алёша! Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.

— Встань! Встань!

Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.

— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. — Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

— Больно тебе?

Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.

— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.

Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.

— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

3. Слова-качества для игры «Плохое отпусти, хорошее удержи»

Отрицательные качества

Положительные качества

совесть

злопамятность

милосердие

лицемерие

отзывчивость

зависть

терпение

предательство

сострадание

равнодушие

  1. Текст притчи «Шрамы на сердце»

Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, дал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.

В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.

Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.

- Теперь, сказал отец, - каждый раз, когда сдержишь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.

      Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:

- Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, - в его душе останется шрам...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Спешите делать добро"

Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...

Классный час "Путь к доброму здоровью"

Классный час проводился в рамках акции " В защиту жизни" по пропаганде и и молодёжи. формированию здорового образа жизни среди детей и молодёжи....

классный час "Путь к доброму здоровью"

Классный час предназначен для учащихся 2-3 классов. Содержит презентацию о здоровом питании, сценку "Не забывайте чистить зубы", загадки об овощах и фруктах, выступление агитбригады. Материал для клас...

классный час "Святая мать добром спасет"

В последние дни ноября мы отмечаем праздник – День матери. В этот день мы с особой теплотой вспоминаем о самых близких людях – мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем!Цитата: «Есть п...

классный час "Дарите людям добро"

Детей с детства необходимо учить делать людям добро. В классном часе использованы пословицы о добре, понятия "добра"....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....