Классный час на тему "Твори добро"
классный час (4 класс)
Цель занятия: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
- Формировать представления о добре и зле, о причинах, побуждающих делать добро.
- Развивать мышление, речь, умения анализировать поступки.
- Воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью, желание избегать зла и бороться с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа по теме «Твори добро»
Ф.И.О. педагога: Павлова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ школа-интернат № 49
Цель занятия: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
- Формировать представления о добре и зле, о причинах, побуждающих делать добро.
- Развивать мышление, речь, умения анализировать поступки.
- Воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью, желание избегать зла и бороться с ним.
Формирование УУД
Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из текстов, словаря; строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других; умения работать в паре – договариваться, уважать мнения друг друга.
Личностные результаты: оценивать положительные и отрицательные поступки людей.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Оборудование: мультимедийная презентация, толковые словари, карточки со словами, пословицами, текстами; воздушные шары, «дерево добрых дел».
Ход занятия
1. Орг. момент. Приветственное слово учителя (слайд1)
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
- Глазками пожелайте друг другу доброго в душе.
2. Введение в тему занятия (слайд 2)
Перед вами – герои сказок. Подумайте, что их объединяет?
(Если ребята затрудняются ответить, учитель задаёт наводящие вопросы)
- Чем занимался доктор Айболит? (лечил, помогал животным)
- Что сделала Дюймовочка? (спасла ласточку)
- Вспомните поступок Настеньки (спасла отца, отправившись на остров к чудовищу)
- Что объединяет героев этих сказок? (добрые поступки)
- Тема нашего классного часа «Твори добро» (слайд 3)
3. Беседа
- Что значит «творить»? Подберите синонимы (совершать, создавать, делать)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»? (мама, красота, любовь, …)
- Прочитайте определение этого слова из словаря С. И. Ожегова
(Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу)
- Как вы думаете, зачем человек совершает добрые дела? (чтобы победить зло, приносить людям радость, добро помогает, …)
- Какой поступок можно назвать добрым? Приведите примеры.
- Можно ли назвать добрым поступок, за совершение которого потом ждёшь вознаграждение?
4. Работа с притчей «Осколки доброты» (слайд 4)
- Послушайте притчу «Осколки доброты» (видеосюжет)
- Ждала ли старушка какое-то вознаграждение?
- Почему же она это делала? (заботилась, помогала, …)
- Какое у старушки сердце? (светлое, чистое, доброе, ….)
- Её сердце открыто для людей, потому что оно дышит любовью. Можно ли сказать, что старушка делала добро из любви к ближнему?
- Кто заповедал нам любить ближнего? (Иисус Христос)
- Как думаете, легко ли было старушке? Что она чувствовала, проходя мимо людей? (брезгливость, неприятие, …)
- Трудно ли быть добрым?
5. Работа с карточками
- Путь к доброте – долгий путь, потому что научиться быть по-настоящему добрым – трудно. К сожалению, в наше время доброта утратила свою нравственную силу. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Ребята, заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками!
- Давайте прямо сейчас мы с вами проложим «дорогу добра». Выберите карточки с теми словами – качествами человека, которые олицетворяют добро.
- Какие слова оказались лишними? Почему? Что олицетворяют эти качества? (зло)
- Как думаете, что будет, если всё время отвечать злом на зло? (зло останется, злу не будет конца, …)
6. Работа с рассказом В. Осеевой «Отомстила»
- Прочитаем рассказ Валентины Осеевой «Отомстила» (у детей на партах тексты)
- Предположите, о чём этот рассказ.
- Хорошо ли поступил брат? (нет, брать чужое без спроса нельзя)
- Опишите девочку. Какими качествами она обладает? (любовь к брату, умение прощать, отзывчивая, …)
- Стало ли брату стыдно? Раскаялся ли он? Какое чувство в нём проснулось? (совесть)
- Чему учит этот рассказ? (прощать обиды, признавать свои ошибки, …)
- Если бы сестра всё-таки отомстила брату, не помогла бы ему, хорошо было бы у неё на душе?
(Делают вывод: нельзя отвечать злом на зло)
7. Игра «Плохое отпусти, хорошее удержи»
- Как думаете, что можем сделать мы, чтобы зла не прибавилось в мире? (бороться с собой, избавляться от дурных качеств, не отвечать злом на зло, …)
- Предлагаю вам начать прямо сейчас избавляться от плохих качеств
(Детям предлагается задание: отпускать воздушные шары, на которых написаны дурные качества; привязывать к стулу шары с хорошими качествами человека)
8. Работа с притчей «Шрамы на сердце» (слайды 5 - 7)
- Итак, мы избавились от дурных качеств, от того, что может принести зло. Но случается так, что один человек обидел другого, словом, или поступком. Что в этом случае нужно сделать? (извиниться, попросить прощения, …)
- Послушайте притчу «Шрамы на сердце» (читает учитель, дети следят глазами)
- Найдите строки, в которых заключена главная мысль притчи.
- Предположите, кого юноша мог обижать в своей жизни (отца, друзей, прохожих, …)
- В своей жизни мы можем обидеть своих ближних грубым словом или поступком, тем самым оставив шрам на сердце. Нужно ли беречь сердце?
- Нужно беречь и сердца людей, которые нас окружают, и своё собственное сердце.
- Совершая добрые поступки, вы не только помогаете людям, но и радуете своё собственное сердце. Только нужно помнить, что мотивом для совершения этих поступков должна быть не корысть, а любовь к Богу и людям.
9. Работа в парах
- Доброта всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах и поговорках. Соберите пословицы и объясните их смысл.
Худо тому, добрый ответ.
Добрые дела кто добра не делает никому.
Добро помни, а хвались добром.
На добрый привет – а зло забывай.
Не хвались серебром, дороже денег.
10. Подведение итогов (мини-тест)
Добрый поступок совершается:
- бескорыстно? (да)
- по принципу «ты – мне, я – тебе?» (нет)
- из любви к ближнему? (да)
- чтобы похвалили? (нет)
- не ради себя, а ради Бога? (да)
11. Рефлексия
(На доске – «Дерево добрых дел»; у каждого ребёнка на столах ладошки)
- Запишите доброе дело, которое вы сделали сегодня, на эту ладошку и украсьте им дерево.
(Звучит песня «Твори добро»)
Приложения
1. Карточки для «дороги добра»
Качества, олицетворяющие добро | Качества, олицетворяющие зло |
помощь | жадность |
любовь | ложь |
чуткость | эгоизм |
честность | лень |
верность | обида |
2. Рассказ В. А. Осеевой «Отомстила»
Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алёшка! — закричала Катя. — Алёшка! — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Ещё как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алёша! — кричала она. — Алёша! Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
— Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. — Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
— Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!
3. Слова-качества для игры «Плохое отпусти, хорошее удержи»
Отрицательные качества | Положительные качества |
совесть | злопамятность |
милосердие | лицемерие |
отзывчивость | зависть |
терпение | предательство |
сострадание | равнодушие |
- Текст притчи «Шрамы на сердце»
Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, дал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.
В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.
Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.
- Теперь, сказал отец, - каждый раз, когда сдержишь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.
Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:
- Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, - в его душе останется шрам...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Спешите делать добро"
Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...
Классный час на тему: "Доброе электричество"
тематический классный час...
Классный час "Путь к доброму здоровью"
Классный час проводился в рамках акции " В защиту жизни" по пропаганде и и молодёжи. формированию здорового образа жизни среди детей и молодёжи....
классный час "Путь к доброму здоровью"
Классный час предназначен для учащихся 2-3 классов. Содержит презентацию о здоровом питании, сценку "Не забывайте чистить зубы", загадки об овощах и фруктах, выступление агитбригады. Материал для клас...
классный час "Святая мать добром спасет"
В последние дни ноября мы отмечаем праздник – День матери. В этот день мы с особой теплотой вспоминаем о самых близких людях – мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем!Цитата: «Есть п...
классный час "Дарите людям добро"
Детей с детства необходимо учить делать людям добро. В классном часе использованы пословицы о добре, понятия "добра"....
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....