Родительское собрание. Поощрение и наказание детей
консультация (1 класс)
Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._pooshchrenie_i_nakazanie_detey.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Блюдчанская средняя общеобразовательная школа
Родительское собрание
Поощрение и наказание детей
в семье
Учитель начальных классов
Васина Евгения Викторовна
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред. Похвала - педагогический домкрат.
В. Кротов
Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа: подготовка ситуаций для анализа; написания сочинения «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей...»; оформление плаката
Ход собрания
I. Вступительное слово
- Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится, нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Прежде чем мы перейдем к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.
(Родители высказывают свое мнение о высказываниях, написанных на доске.)
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Прежде чем вы увидите результаты статистики, мне, как классному руководителю, хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.
Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.
А Пока говорят дети...
П. Презентация плаката
Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях. которые они получают от родителей.
Меня хвалят, если _____
Мне дарят подарки, если
Мне дарят деньги, если
Мне разрешают________, если .
Ш. Анализ сочинений
Классный руководитель отдельно оформляет выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях; которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить та наказания, от которых они сами периодически страдают;
■«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».
«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плат кала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают*.
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал: Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».
IV. Анализ педагогических ситуации
Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!».
Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и - на улицу. Вечером придет - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».
Ситуация 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи еще только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду.
Ситуация 4. В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5 В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
В родительский дневник
С языка некоторых родителей не сходят слова: -*Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это - метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться.
Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее,- чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
* Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.
Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, привыкает кривить душой. Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
V. Подведение итогов
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.
Литература
Астахов Л. И: О школе, о земле, о хлебе. - М:, 1984.
Кабуш У, Т. Воспитание в современной школе. - Минск, 1995.
Маленкова Л. Ж Воспитание в современной школе. - М., 1999.
Караковский В.А.Управление воспитательной системой школы: проблемы решения / — М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...
родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
родительское собрание в форме обмена мнениями...
Родительское собрание. «Поощрение и наказание детей в семье»
Родительское собрание. ...
Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
Виды поощрений и наказаний детей в семье. Анкета для родителей. Анкета для детей. Памятка для родителей....
Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"
Родительское собрание...
сценарий родительского собрания "Поощрение и наказание детей в семье" (2 класс)
Сценарий родительского собрания....