"Права и обязанности"
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
3 класс
Классный руководитель:
Тарасевич А.И.
Тема занятия: Права человека.
Цель: раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с Декларацией а правах ребенка; развивать чувство человеческого достоинства;
воспитание толерантности, взаимопонимания и равенства.
Оборудование: компьютер; «Ваши права памятки для учащихся «Права, которые у меня есть», презентация, картинки - раскраски
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.
Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть немного, но стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш пройдет интересно, слажено, с пользой для всех.
- Сообщение темы урока.
На экране – изображение Незнайки и кроссворд.
- Давайте поможем Незнайке стать настоящим учеником – напомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 |
- Качество человека, любящего говорить правду (правдивость).
- Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).
- Антоним существительному неряшливость (аккуратность).
- Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость).
- Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность).
- Какое слово выделилось? (право).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
10 декабря – День прав человека.
- Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
3. Работа с толковым словарем.
- Что такое права человека?
- Давайте прочитаем, как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.
4. Вводная беседа учителя.
- Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
- В США, в городе Нью –Йорке(показываю на глобусе), высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб – квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Эта Международная организация основана в 1945 году союзными державами – победительницами (СССР, США, Великобритания и Китай) после окончания Второй мировой войны. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180.
- Вспомните, какие права человека вам известны?
1.право пользоваться благами научного прогресса.
2. право на защиту от посягательств на честь и репутацию.
3. право на свободу передвижения.
4. право на жизнь и личную неприкосновенность.
5. справедливый суд.
6. право на образование.
7. свобода мысли, слова.
8. неприкосновенность имущества.
9. обоюдное согласие на вступление в брак.
5. Игра «Права литературных героев».
(по статьям «Всеобщей декларации прав человека»).
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?
«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».
- Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
Лягушка – путешественница.
- В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?
«Золотой ключик, или приключения Буратино».
- В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».
- Беседа о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка.
- Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
Декларация (высказывание) – это рекомендации, не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей.
В 1989 году ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребенка.
7. Сценка «Чужой телефон».
Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.
Ира: Ты не пойдешь на физкультуру?
Оля: Нет, я освобождена. (Ира уходит, Оля начинает рисовать.)
Оля: Ой, мне нужен ластик, а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. Вэто время входит Ира).
Ира: Почему ты открыла мой портфель и играешь моим телефоном?
Оля: А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?
Высказывания детей.
- Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
8. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
9. Игра «Знатоки прав человека».
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1)
- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).
- Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ст.16, право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию).
- Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Ст. 11, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы;
Ст. 16, право на личную жизнь, семейную жизнь).
10. Заполнение таблицы.
Кроме перечисленных прав, государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 37).
- Давайте определим, какого человека мы называем злым, жестоким, а какого – добрым.
Добрый человек | Злой, жестокий человек |
добродушный | грубый |
справедливый | агрессивный |
заботливый | задиристый |
внимательный | хладнокровный |
отзывчивый | бездушный |
11. Игра «Ладошки»
Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.
12. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас заставило задуматься?
Раздаю памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».
Памятка для учащихся.
У меня есть:
- Право на имя, отчество и фамилию;
- Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- Право на заботу и воспитание;
- Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
- Право на защиту и воспитании;
- Право выражать свое мнение;
- Право на уважение человеческого достоинства;
- Право на защиту своих прав и законных интересов;
- Право на личное имущество, на получения содержания от родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...