Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, как средства развития личности.
материал

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-konkurs.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

 в воспитательной работе, как средства развития личности.

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

 что здоровый нищий счастливее короля»

           А. Шопенгауэр.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что 25 -30% детей, приходящие в первые классы имеют отклонения в состоянии здоровья. А ведь школьный фактор это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.

   Подготовка  к ЗОЖ ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.

   Основная цель - здоровьесберегающих технологий  -  сохранение и укрепление здоровья учащихся.

   Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю на период обучения в школе.

 Задачи:

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

Снижения уровня заболеваемости учащихся.

Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

Формирование системы спортивно - оздоровительной работы.

  1. Каждый день в 8:00 учителями предметниками в классе проводится утренняя зарядка, что способствует созданию хорошего настроения.
  2. Подробнее хотелось остановиться на уроках здоровья (кл\ч). Темы подбираю разные, актуальные для уч-ся класса.  Главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности школьника.

                

   В  классе был проведён кл/ч на тему: «Моё здоровье в моих руках»

Учащиеся написали тест «Моё здоровье» и оказалось, что несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, ребята в хорошей форме. Дети знают, что такое режим дня.  Некоторые из них рассказали о том, как планировать свой день. Учащийся разыграли сценку «Режим дня», где показали. Что ученик нарушает свой режим дня. Игра это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель позволяющий, как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребёнка. В играх дети вступают в различные соотношения:  сотрудничества, соподчинение взаимного контроля и т. д. Используя игру учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы: что нам даёт здоровье, что нужно делать полезного для здоровья, а чего нельзя. А закончили мы классный час иллюстрацией, т. е. что я понимаю под названием ЗОЖ.

Формирование интереса к ЗОЖ; воспитание способности правильного выбора между здоровой пищей, культурным отдухом и вредными привычками.

Проводятся дни здоровья, участие в которых принимают все учащиеся класса. Команда 6 в класса заняла 2 место . . . . Праздники здоровья и мероприятия на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшению здоровья детей.

Учёные установили: для поддержания здоровья и физического и психического – каждый ребёнок и взрослый должен провести на природе (в лесу, на реке, в поле) минимум 200 часов в год! Это не так много всего три выходных дня в месяц

    Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков ЗОЖ, для создания условий сохранения здоровья школьников такой.

-   организационная деятельность: привлечения к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдения режима проветривания, протирания пыли, смена обуви). А также контроль классных санитаров за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятность одежды и др.

   Проведение профилактики травматизма путём инструктажа по техники безопасности, бесед по охране туда и ведения классного журнала техники безопасности.

-   оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации охвата горячим питанием в школьной столовой) охват горячим питанием составляет 60%. Нельзя не упомянуть что в работе с родителями большое место занимают классные мероприятия.

-   информирование о мерах индивидуальной общественной профилактики гриппа и ОРВИ.

- род. собр. на тему: «Влияние телевизора, компьютера, мобильного телефона на здоровье ребёнка».

   Так же использую в своей работе 10 великих секретов здоровьесберегающей технологии, которые были вырублены маленькими – маленькими буквами на большом- большом камне в горах Тибета. Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и своё доисторическое происхождение. Секреты чудом сохранились  -вот они.

1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.

2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.

3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).

5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.

6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.

7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.

8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.

9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.

10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

      Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Развитие коммуникативных умений – это первоочередная задача в концепции современного образования Российской Федерации. Школы России на данном этапе развития модернизируют процесс обучения, в основе ко...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

"Воспитательная работа как средство развития УУД в начальной школе"

Основой воспитательного процесса в моем классе стал долгосрочный проект младших школьников «Город Дружбы» Данный проект является средством развития УУД и воспитания у младших школьников духовно-нрав...

Доклад «Использование здоровье сберегающих технологий в учебной деятельности, как средство развития личности с ОВЗ»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, ...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...