Доклад «Использование здоровье сберегающих технологий в учебной деятельности, как средство развития личности с ОВЗ»
материал на тему
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped_sovet.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в школе.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Тем более остро стоит вопрос о сохранении здоровья детей с ОВЗ.У этой категории детей изначально здоровье «повреждено», поэтому сохранить то здоровье,которое у ребёнка есть , научить его заботиться о своём здоровье является такой же важнейшей задачей школы, как и его обучение.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья
Воложанина Алена Сергеевна,
психолог Культурно-образовательного центра
для детей с ограниченными возможностями
ТОУНБ им. А.С. Пушкина
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценно-
стей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хо-
рошее самочувствие, а вслед за ним успехи и достижения, удачи и счастье.
В Российском обществе в последнее десятилетие сформировалась
тенденция к общему ослаблению физического здоровья населения страны.
Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит более чем
остро. И, вполне закономерно, что именно эти задачи стали приоритетными
в программе модернизации российского образования в последние годы.
Согласно данным Госкомстата России складывается стабильная тен-
денция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические
заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии:
2000 г. 2003 г. 2007 г. 2011 г.
все зарегистрированные дети
с диагнозом, полученным
впервые в жизни
38225,7 тыс.
детей
37118,6
тыс. детей
38140,5
тыс. детей
42055,8
тыс. детей
болезни нервной системы 713,9
тыс. детей
740,0
тыс. детей
843,4
тыс. детей
943,9
тыс. детей
болезни глаза и его придаточ-
ного аппарата
1211,0
тыс. детей
1169,8
тыс. детей
1201,3
тыс. детей
1291,3
тыс. детей
болезни уха и сосцевидного
отростка
1076,9
тыс. детей
988,6
тыс. детей
1056,8
тыс. детей
1201,9
тыс. детей
врожденные аномалии (по-
роки развития), деформации
и хромосомные нарушения
172,4
тыс. детей
187,2
тыс. детей
230,3
тыс. детей
264,4
тыс. детей
Плохое самочувствие, болезни и патологии рождения являются при-
чинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нор-
мальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 3 до 17 лет этой средой является система образо-
вания, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70%
времени его бодрствования. В связи с этим, словосочетания «здоровьесбе-
Введение
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и испытывающих вследствие этого трудности в развитии. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Государство создает детям с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Исходя из возможностей детского коллектива, должно определяться содержание обучения, учебные планы, программы, виды деятельности, методическое обеспечение уроков, разумное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развития творческих способностей детей, необходимых и возможных для данного учебного учреждения.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям образования исследователей (Н.И. Лапин, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и др.) [7]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной самооценки и соответственно недостаточное развитие коммуникативной сферы [1]. Поэтому основными задачами мы считаем не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальную адаптацию. Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы.
В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению [1].
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Это очень важно, особенно в коррекционной школе [7]. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучное состояние здоровья учащихся и видят решение проблемы в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
- Обоснование применения здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Актуальность и необходимость использования здоровьесберегающей образовательной технологии обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров [13]. А в коррекционной школе здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе должны выходить на передний план.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
- Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися [12].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику с ОВЗ возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Только в этом случае мы можем говорить об эффективности процесса «валеологизации культуры здоровья и формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении» (Н. К. Смирнов) [13]. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Наша цель: активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. Для этого необходимо решение одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида - создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является активное внедрение в практику принципов здоровьесберегающей технологии, в частности, технологию здоровьесберегающего обучения, основанную на методике В.Д. Сонькина.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:
- условия обучения и воспитания ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь специальная (коррекционная) школа VIII вида) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также, прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья [10].
Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Аспекты здоровьесбережения должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида(учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой развитие и воспитание учащихся происходят без нанесения ущерба их здоровью. Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья [14].
Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья и разные методы и формы работы:
- Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий, функционирование в школах медицинского кабинета.
- Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
- Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней и т.п. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем.
Основными принципами и отличительными особенностями здоровье сберегающих образовательных технологий являются:
- отсутствие авторитарности;
- - индивидуализация педагогических воздействий;
- - творческий характер образовательного процесса;
- создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата.
Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
- Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
- Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
- Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма(закаливание, педагогическая психотерапия).
- Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
- Направления деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида для использования здоровьесберегающих технологий
Одной из главных задач нашей школы, по нашему мнению, является использование здоровьесберегающих технологий, которые объединяют в себе все направления деятельности школы-интерната по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
- Педагогическое направление
Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.
Одним из направлений работы педагогического коллектива с целью укрепления и сохранения здоровья школьников является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, которая решает следующие задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- обучение детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий [10].
Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Задача школы — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья прежде всего была создана рациональная организация учебного процесса [1].
Организуя учебно-воспитательный процесс, педагогический коллектив стремится к строгому соответствию показателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:
- объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе - факультативов,
индивидуальных занятий, и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
- занятие активно-двигательного характера - динамические паузы, уроки
физической культуры, - спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Двигательная активность учащихся
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, подвижные перемены и динамическая пауза в режиме учебного дня) и периодической, которая бывает весьма разнообразной (спортивные мероприятия, походы, дни здоровья и т.д.).
Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.
В зоне постоянного контроля администрации школы находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Продолжительность урока в нашей школе соответствует физиологически обоснованной норме и равна 40 мин. Урок комбинируется с литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В классах проводятся физкультминутки с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). использованием мероприятий для снятия утомления (чтение художественной Такая работа проводится для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки в расписание не ставятся, за исключением тех случаев, когда проводятся уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
На уроке отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.
Педагоги школы соблюдают следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут, не позже чем через 10—15 минут.
- Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех за урок. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) [1].
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эффективным методом является периодическая смена поз (перевод детей из позы сидя в позу стоя). Педагоги используют два варианта практического решения методики динамических поз. Первый из них не требует каких-либо специальных технических решений или материальных затрат. Второй - настольные конторки. Учитель планирует построить урок с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя [5]. Кратность подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависят от характера урока. Наиболее удобно вставать тогда, когда ученики слушают объяснения педагога или ответы товарищей. Применение настольных конторок в нашей школе не систематично из-за нехватки их. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.
- Проведение оздоровительных минуток. За урок в начальной школе учитель проводит две оздоровительные минутки, а в среднем и старшем звене – одну физминутку. Оздоровительные минутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала [3]. Комплексы упражнений состоят из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения 1-3 минуты на каждом уроке, после завершения какого-либо этапа. Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке [8]. Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др. Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя имеется множество специальных упражнений и игр. Для проведения оздоровительных минуток используются различные предметы и подручные средства. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения [12].
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
- Благоприятный психологический климат на уроке. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии школы на их здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Взаимоотношения на уроке между учителем и учениками (комфорт- напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность- пассивность) [3]. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
В конце урока обращается внимание на следующее:
- Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 20-25 минут в 1 классе, 25-30 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе.
- Темп окончания урока: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Не менее важным направлением работы школы, направленным на здоровьесбережение учащихся – это охрана труда школьника [9].
Охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье ребенка. «Производство» школьника – его парта, класс, деятельность – учёба. Задача учителей – по возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно. То же самое касается охраны труда и здоровья педагогов. Для соблюдения техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью формирует у своих воспитанников это важное качество. В нашей школе соблюдаются данные требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии в учебном процессе.
В работе с обучающимися утомление обычно наблюдаю в снижении работоспособности, которое наступает в следствии выполнения продолжительной или интенсивной работы на уроке. По мн...
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....
Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....
Система работы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
Проект для учащихся 3-х классов...
"Учебное исследование как средство развития личности ребёнка"
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы ученика и учителя по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий ...
«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...