Использование поощрений
учебно-методический материал

Королева Елена Викторовна

Залог успешного обучения ребенка — мотивация.  Дети с РАС крайне редко демонстрируют безусловное желание учиться, если предмет изучения не входит в сферу их  интересов . Поэтому мотивацию к взаимодействию с педагогами и к выполнению заданий нужно создавать самостоятельно. Для этого можно использовать поощрения.

Поощрение — это значимый мотивационный предмет или действие, которое приятно ребенку. Совмещая выполнение заданий с получением поощрения, мы можем повысить мотивацию ребенка к выполнению данного задания. Оно обретает для ребенка значимость как событие, которое приводит к чему-то приятному.Поощрение —это не подкуп ребенка, это приятное событие, которое следует после определенного поведения (действия) ребенка.

 Поощрениями для детей могут стать самые разные события, предметы и занятия:

• внимание;

• любимая еда;

• сенсорные и функциональные игрушки;

• компьютерные игры;

• видеоролики и мультфильмы;

• физические упражнения и активности;

• словесная похвала;

• игры на взаимодействие и физический контакт и многое другое.

Определить круг интересов учеников можно разными способами, среди которых в первую очередь — опрос родителей и наблюдение.

Если есть такая возможность, то можно спросить и у самого ребенка, что бы он хотел получить после выполнения задания.

Сбор информации/опрос родителей

Для проведения опроса родителей можно использовать готовую форму, которая поможет родителям обратить внимание на самые разные возможные поощрения ребенка. Эта анкета может содержать следующие вопросы:

• Какую еду любит ребенок?

• Какие игрушки любит ребенок?

• Любит ли ребенок смотреть видео? Если да, то какое?

• Любит ли ребенок слушать музыку? Если да, то какую?

• Какие игры предпочитает ребенок?

• Чем ребенок любит заниматься в свободное время?

• Какие активные игры любит ребенок?

Помимо опроса родителей, много идей для поощрений вы можете получить, наблюдая за детьми в классе. Дома и в привычных ситуациях ребенок, скорее всего, встречает не все предметы, которые могут его заинтересовать. В ресурсном классе нужно собрать самые разные игрушки, которые могут стать поощрениями для детей. Наблюдайте,что чаще всего ребенок выбирает для своих игр, с чем он чаще взаимодействует. И периодически предлагайте ученикам новые игрушки и активности.

Помните, что любое, даже самое интересное для ребенка занятие может в какой-то момент надоесть ему. Пресыщение поощрением делает обучение менее эффективным, так как мотивация ребенка снижается вместе с ценностью мотиватора. Поэтому тестирование мотивационных стимулов должно проводиться на регулярной основе, чтобы педагоги могли быть уверены, что поощрение либо по-прежнему работает, либо предпочтения ребенка изменились . Кроме того, всегда существует вероятность того, что репертуар мотивационных стимулов ребенка может расшириться.

При этом не каждая приятная для ребенка вещь, любимый объект или любимое действие будет являться поощрением.

Виды поощрений

Прикладной анализ поведения выделяет 2 варианта поощрений: обусловленные и необусловленные.

Обусловленные поощрения — это такие поощрения, которые даются ребенку за что-то.

Например:

• ребенок выполнил инструкцию педагога;

• ребенок старался при выполнении задания;

• ребенок сам пришел за парту на уроке;

• ребенок правильно попросил желаемый предмет.

Необусловленные поощрения предоставляются детям просто так. Наши ученики прежде всего дети. А дети должны иногда получать приятные вещи (игрушки, внимание, вкусности) просто так.

Необусловленное поощрение — это в первую очередь проявление внимания к ребенку.

Внимание взрослого является одним из сильнейших мотиваторов. При получении большого количества внимания педагога, не обусловленного выполнением каких-либо учебных действий, у ученика пропадает необходимость привлекать к себе внимание плохим поведением.

Есть одно непреложное правило, которое надо соблюдать при использовании обоих вариантов поощрений: поощрение никогда не дается ребенку после нежелательного поведения.

При необусловленном поощрении нужно выбирать момент, когда ребенок не демонстрирует нежелательного поведения. При использовании обусловленных поощрений важно давать ребенку это поощрение сразу же после того поведения, которое мы хотим усилить.

Жетоны

Чаще всего предоставить ребенку поощрение каждый раз, когда он делает что-то хорошее, невозможно. Вы не можете давать ему конфету после каждого решенного примера. Существует способ сделать предоставление поощрений детям более естественным: использовать жетоны.

Жетон — промежуточный этап для получения поощрения.

Жетоны могут иметь самый разный вид. Будет здорово, если жетоны будут подготовлены специально для каждого ребенка и сами по себе будут интересны каждому ученику.

Жетоны, как и любое другое поощрение, дети могут получать и за хорошую работу на уроке, и за хорошее взаимодействие с педагогом, и за хорошее поведение.

Поскольку жетон — это способ получить поощрение, собирание жетонов как таковых призом быть не может.

 Собранный комплект жетонов ребенок обменивает у педагога на поощрение.

Помимо всего вышесказанного, при предоставлении жетонов и поощрений важно помнить о социальном поощрении— похвале.

Приучение ребенка к социальному поощрению— это отдельный очень важный процесс. Для того чтобы ребенок понимал, что слова «Здорово!», «Молодец!», «Умница!» обозначают что-то хорошее, важно с самого начала работы предоставлять все поощрения и жетоны с яркой эмоциональной реакцией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскраски- миниатюры для поощрения первоклассников

Раскраски -миниатюры для поощрения первоклассников. Распечатать, разрезать и раздавать ребятишкам при стимулировании на уроках. Дети ими заполняют свои тетради успехов, раскрашивают их. Потом дети сра...

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Обсуждаются с родителями  виды наказаний и поощрений в семье.  При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...

Поощрение и наказание

Поощрение и наказание....

Статья "Использование поощрений для эффективного обучения в АВА как мотивации."

Статья может быть использована для педагогов и специалистов начинающих внедрять систему поощрений в работе с детьми с ОВЗ и аутистами. В статье описаны основные принципы и правила поощрений в АВА (при...

родительское собрание ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей и  определить оптимальные позиции родителей по теме родительского собрания.     Выявить у родителей знания по применению поощ...