Статья "Использование поощрений для эффективного обучения в АВА как мотивации."
статья
Статья может быть использована для педагогов и специалистов начинающих внедрять систему поощрений в работе с детьми с ОВЗ и аутистами. В статье описаны основные принципы и правила поощрений в АВА (прикладном анализе поведения), которые повышают эффективность обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_ispolzovanie_pooshchreniy_dlya_uspeshnogo_obucheniya_v_ava_kak_motivatsii.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование поощрений для
эффективного обучения в АВА как мотивации.»
Хабибуллина Е.В.
2021-2022уч.год
Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для детей с ОВЗ, а особенно – для детей - аутистов.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если ребёнку нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
Для того чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребёнок мог решать более сложные задачи. Таким образом, дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Самый базовый блок выглядит примерно так:
-задание/запрос;
-реакция ребенка;
-поощрение
При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:
-ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе;
-у ребёнка появляются способности к обучению;
-корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;
-интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;
-ребёнок осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем.
Одним из основополагающих принципов АВА является наличие системы поощрений. С помощью различных поощрений у ребёнка создаётся мотивация к занятиям. Мотивация необходима в любом обучении. Но именно мотивации не хватает или обычно её нет у детей с аутизмом. Детям с аутизмом не интересно то, что предлагает учитель, для них это не является мотивацией. И поэтому они не хотят заниматься. Им нужно что-то интересное, что они получат после занятия. Вот почему в АВА так важны поощрения.
Если у ребёнка достаточно интересных для него поощрений, то это очень сильно помогает в обучении, повышает его эффективность. Поощрение – это инструмент для обучения. Есть поощрение, есть инструмент-есть обучение. Поиск новых поощрений должен проводиться постоянно. Это такая же важная задача, как работать над речью или мелкой моторикой.
Если нет прогресса в обучении или у ребёнка плохое поведение во время занятий, первое, на что необходимо обратить внимание - есть ли у ребёнка достаточно интересное для него и эффективное поощрение.
Следует подумать, какие игрушки, игры, книги и т.д. можно использовать в качестве поощрения. Ребёнок не должен получать эти игрушки, в обычной жизни. Они должны быть доступны в качестве поощрений после занятий.
Поощрение это мотивационный фактор, который усиливает желаемую реакцию в будущем. Необходимо, чтобы ребёнок хотел получить это поощрение, именно сейчас. Т.е. для того, чтобы целевое поведение произошло, нужно создать мотивационные условия, при которых поощрение будет значимым.
На начальном этапе поощрение должно предоставляться сразу после целевой реакции (в течение нескольких секунд). Иначе потом ребёнок уже не поймёт, за что он получил поощрение. И не сможет связать поощрение со своим правильным действием. Если предоставление поощрения задерживается, то за это время ребёнок сможет сделать какое то нежелательное действие, например, замахать руками или закричать. И если поощрение будет дано с задержкой, ребёнок подумает, что его поощрили за взмахи руками или крик. Таким образом, вместо того, чтобы подкрепить целевое поведение, вы подкрепляете нежелательное поведение.
В качестве поощрений могут быть: Игрушки, книжки, разные сладости (очень маленькие кусочки), мотивационная деятельность (прогулка, музыка, сенсорная коробка, занятия сенсорной интеграцией, компьютер с игрой и т.д.), жетоны (промежуточные поощрения), похвала.
Основные правила поощрений в АВА:
- Поощрение должно нравиться ребёнку. Он должен хотеть получить его здесь и сейчас.
- Поощрения должны быть разнообразными, чтобы не было перенасыщения.
- Ребёнок получает поощрение только после целевой реакции. Т.е. ребёнок не получает его просто так.
- На начальном этапе поощрение выдаётся немедленно. Потом можно увеличить интервал, но он не должен быть слишком большим. Это снизит эффективность занятий.
- На первом этапе нужно называть поведение (действие), за которое ребёнок получил поощрение.
- Существенно важно искать новые и необычные поощрения.
- Социальные поощрения (эмоциональная похвала и др.) должны ассоциироваться с первичными. Например, вы не просто даёте ребёнку игрушку, но ещё и хвалите его, улыбаетесь. Это позволит убрать основное подкрепление и оставить только похвалу.
- Желательно чтобы поощрения соответствовали возрасту ребёнка.
- Интенсивность поощрения в дальнейшем снижается. Нужно переходить на переменный режим подкрепления. Т.е. поощряется не каждая правильная реакция, а например каждая третья или пятая.
- Со временем необходимо ввести систему поощрений: самые лучшие, хорошие и средние. За самые сложные задания ребёнок получает самые лучшие поощрения.
Только правильное и обдуманное использование техники предоставления поощрений может сделать учебный процесс эффективным, и позволить ребенку не только приобрести нужный навык, но и обобщить его и использовать в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....
Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...
«Технология индивидуально - групповой работы как средство повышения мотивации и эффективности обучения на уроках в начальной школе.
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем - это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с уч...
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе рассматриваются условия, при которых возникает и развивается интерес к литературному чтению на различных этапах урока, а так же возможность развития учебной мотивации через содерж...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...
Методическая разработка "Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения младших школьников "
Проблема повышения мотивации обучения в условиях нового ФГОС требует от учителя современного подхода к ее решению, в частности, более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. ...
Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС
Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...