Методы и формы воспитательной работы с детьми по их социализации в условиях ученического коллектива
материал

Габдуллина Эльза Талгатовна

Опишем некоторые приемы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учениками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Практические подходы к формированию межличностных отношений  младших школьников в процессе образования как к фактору их социализации

Методы и формы воспитательной работы с детьми по их социализации в условиях ученического коллектива

Опишем некоторые приемы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учениками. Они были разработаны и экспериментально проверены на материале начальной школы. Конечно же необходимо отметить вариативность приемов, так как мы опирались не только на свой опыт, но и на практику педагогов, работающих в системе гуманно-личностного подхода к детям (Н.М. Гритчина, М.И. Шишова, Т.Н. Жундрикова — школа № 200, Москва; М.Н. Абрамова, Т.Н. Паршухина — школа № 1607, Москва и др.). Рассказывая о приемах, мы даем им краткое пояснение и раскрываем их суть при описании фрагментов учебных ситуаций как на уроке, так и вне него.[16, c. 23].

Прием 1. Этика вербального обращения к учащимся.

В обращениях педагога к детям должно быть заложено его участие в общем деле: «Давайте подумаем вместе...», «Попытаемся...», «Может быть, сделаем так?..» и др. Здесь не подходят такие формы обращения, «Мне интересно...», «Я хочу узнать...» и т.п., так как они являются проявлениями авторитарного стиля общения, что противоречит сотрудническим взаимоотношениям между учителем и детьми.

Прием 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость учения.

Мы считаем, ч1го стимулирующее общение нужно рассматривать как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды на человека. В связи с этим мы выделяем следующую тональность произнесения фраз — располагающую, доброжелательную, понимающую, призывающую, уважающую, стимулирующую бодрость духа, радость учения, счастье общения, выражающую восхищение, удивление и т.д.

Прием 3. «Дорисовывание».

В основе этого приема лежит вера в то, что ученик настроен на совершенствование, он хочет добиться успеха, т.е. независимо от того, как ученик проявляет себя в данный момент, мы «накладываем» на него «краски», как будто он уже такой, как будто он действительно устремлен к этому.

Приведем примеры использования данного приема.

Пример 1. Урок литературного чтения (II класс).

Ученики работают над сборником «Устное народное творчество». Костя не принес свою страничку для будущей книги. У него было слишком много дел, и поэтому он не успел ее сделать.

Учитель, зная, что Костя особо и не переживает из-за этого, все же успокаивает его: «У тебя сейчас какие-то грустные глаза... Не волнуйся, мы подождем твою страничку».

Через некоторое время педагог снова во время очередного задания нашептывает ему такие слова: «Не переживай! Ты завтра обязательно принесешь свою работу! Правда?» Мальчик соглашается, хотя видно, что он и не перевивал.

Послё нескольких напоминаний учителя в течение дня об обещании Кости и о том, как ребята ждут его работу, мальчик, придя домой, выполнит задание.

Так «дорисовывается» ответственность, которую учитель хотел бы видеть в ребенке.

Пример 2. Урок русского языка (I класс).

Начало учебного дня. В класс уже пришло несколько учеников: Катя, Илана, Даша и Лука. Оказалось, что Даша забыла дома очки. Она захотела поменяться с кем-нибудь местами, но никто из ребят, сидящих за первой партой, не желал уступать.

В это время учитель, оформляя доску, подзывает к себе Луку: «Помоги, пожалуйста». Тут же шепотом говорит: «Знаешь, ты настоящий мужчина».

Лука задумывается... Ведь ему и самому нравится сидеть за первой партой, тем более что их совсем недавно пересадили. Конечно, ему трудно бороться с самим собой, но он уступает Даше свое место. Ребенок чувствует восхищение педагога его поступком. Учитель жмет ему руку: «У тебя доброе сердце, Лука». А во взгляде ребенка как бы просьба: накладывай на меня «краски», и я стану таким!

Пример 3. Урок математики (II класс).

Учитель загадочно и в то же время с приподнятым настроением сообщает: «Ребята, сегодня у нас в классе радостное событие! Паша, за которого вы все так переживаете, оказывается, очень способный ученик. Посмотрите, как он решил примеры! Давайте поздравим его с успехом и будем ждать большего!»

Потом лично Паше педагог скажет: «Ты, надеюсь, еще много раз будешь нас радовать, правда?»

Через некоторое время мальчик приносит в школу тетрадь с составленными им примерами для ребят. Дети и учитель выражают искреннюю благодарность и пробуют силы в их решении. Так ребенок начинает оправдывать надежды, и видно, как он сам этим доволен.

Подчеркнем, что педагогу важно найти момент и место, когда необходимо проявить какие-либо чувство. Причем это не разовый прием: одна и та же «краска» накладывается разными способами. Тем самым, постепенно усиливая свое значение для ребенка, она будет оправданна. «Дорисовывая» те качества, которые учитель хотел бы видеть в ребенке, он не только строит вокруг него созидающее мысленное пространство, которое становится одним из условий духовной общности, но также и направляет, помогает ученику стать лучше.

Мы считаем, что данный прием располагает ребенка к учителю, зарождает в нем открытость и искренность. Это и создает общий фон для более глубоких и многосторонних взаимоотношений, для укрепления сотрудничества в образовательном процессе.

Прием 4. Приобщение детей к плану урока.

Важно, что общение педагога со школьниками должно опираться на утверждение в них свободы выбора деятельности и общения, без которых не мыслится сотрудничество. Пусть ученики сами зададут тон уроку, пусть определят для себя мотивы своей учебной деятельности, пусть станут единомышленниками учителя на уроке, пусть почувствуют себя хозяевами урока и осознают свою исключительную роль в его творении.

В заключение подчеркнем, что разработанная нами и экспериментально проверенная система приемов, способствующих развитию и укреплению сотрудничества между учителем и детьми, создала общую атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности. Способствовала усвоению учениками этических норм, нравственного поведения в обществе, т.е. сотруднические взаимоотношения преобразовывались в личностные качества учащихся, что сказалось на психологическом климате детского коллектива и его сплоченности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Совместные логопедические занятия как одна из форм работы с детьми и их родителями в условиях школьного логопункта.

Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замеча...

Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Выступление по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

Стендовый доклад: Формы, средства и методы воспитательной работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью (Из опыта работы) 

Цель воспитания - создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с опорой на личностное развитие для дальнейшей успешно...