Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
статья
Выступление по самообразованию по воспитательной работе
Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение по самообразованию по воспитательной работе
Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Работая по данной теме, я ставила для себя следующие задачи для данной возрастной группы детей, и для учителей и родителей.
Для первоклассников:
- помочь ребенку принять позицию школьника;
- помочь осознать появление нового сообщества – класса;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
- обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Для учителей-предметников:
- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- создать атмосферу сотрудничества;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось:
Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального паспорта класса, характеристики класса).
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Оригами», «Бисероплетение», на которые дети ходят с удовольствием. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников.
Во-первых – это:
Введение курса «Школа будущих первоклассников»
предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений
для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в
классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении
учебного содержания.
Цели курса:
• обеспечение психологической адаптации детей;
• знакомство с основными школьными правилами;
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• знакомство с системой школьного оценивания;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования,элементарного экспериментирования.
Во – вторых:
Это проведение в 1 четверти 3 уроков по 35мин, во 2 четверти 4 уроков по 40 мин., обязательное проведение физминуток на 10 и 20 мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале.
Уроки в адаптационный период строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование ЦОРов «Игры для 1- 4 классов».
Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
В- третьих:
Обязательные прогулки на свежем воздухе после 4 урока. (Динамическая пауза (1час) после 2 урока в течение 1 полугодия). Занятия физкультурой – организация утренней зарядке перед 1 уроком, занятость в кружке «Подвижные игры».
В- четвёртых:
Исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать
учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого
учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и
средств, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется
в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся (самооценка).
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с
интересами и желаниями детей и их родителей.
1. Организация групп продленного дня.
2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требованиясоответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, спортивные и т.д.)как прием воспитания.
Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.
В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий “Веселые старты”, “Прием в д\о «Теремок» ”, «В мире профессий», классные часы: Праздник Букваря, математический турнир, День Матери, конкурсная программа мамочки –дочки, мамочки – сыночки, праздник «Первых каникул», школьные конкурсы рисунков, участие в международных интернет конкурсах «Эму», всероссийских олимпиадах, всероссийских предметных чемпионатах, всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка2012», участие в театральной весне.
Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников. Участие в районных семинарах по внедрению ФГОС.
Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников, индивидуальных консультаций, дней открытых дверей.
“Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и МДОУ” с приглашением подготовительной группы д\с №3, где 14 воспитанников стали активными участниками совместного занятия по окружающему миру.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение,
даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность.
Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у старших школьников.
Задания, игры, и другие формы индивидуальной работы для первоклассников в адаптационный период:
- “На что похоже?”
- Расскажи стихи руками
- Рисование“Цветик-многоцветик”
- Ассоциации
- “Графический диктант”
- Игра “Морская фигура”
- Штриховка
- Составление рассказа
- “Лабиринты”
- Настроение
- “Что изменилось?”
- “Кто лишний?”
- Физкультминутка “Зайка”
- “Назови, одним словом”
- “Кто больше назовет”
- “Летающая тарелка”
- Физкультминутка “Полет в космос”
- Работа со словарем
- Дорисовывание
- “Представь себе”
- “Отгадайте, что это?”
- Игра с мячом “Съедобное – несъедобное”
- Кроссворд “У самовара”
- “Отгадайте, чьи следы?”
- Ассоциации “Это все в лесу”
- Дорисовывание “Волшебный лес”
- Игра “Не разбуди медведя”
- Кроссворд “В лесу”
- Пиктограммы
- “Графический диктант”
- “Доскажи словечко”
- “Живая азбука”
- “Загадки”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.
Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Адаптация первоклассника к жизни в новом коллективе.
Рекомендации для родителей и учителей начальных классов. Разработаны совместно со школьным психологом....
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения....
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....