Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
статья

Железняк Елена Петровна

Выступление по самообразованию по воспитательной работе

Тема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение по самообразованию по воспитательной работе

Тема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

      В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

      О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Считается, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

     В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

    Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

     Работая по данной теме, я  ставила для себя следующие   задачи   для данной возрастной группы детей, и для учителей и родителей.

Для первоклассников:

  • помочь ребенку принять позицию школьника;
  • помочь осознать появление нового сообщества – класса;
  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Для учителей-предметников:

  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Для родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
  • создать атмосферу сотрудничества;
  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

Первичная адаптация первоклассников к новым социальным условиям - этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагалось:

      Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения (социального  паспорта класса, характеристики класса).

      Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

        Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Этому способствует организация внеурочной деятельности. Такие кружки как «Оригами», «Бисероплетение»,  на которые дети ходят с удовольствием. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

      Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

    Поэтому адаптационный период значительно отличается от других периодов жизни школьников.

Во-первых – это:

          

          Введение  курса  «Школа будущих первоклассников»     

    предусматривает  освоение детьми организационных  навыков и   умений                   

   для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в    

   классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении

    учебного  содержания.

Цели курса:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем        первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования,элементарного экспериментирования.

 Во – вторых:

 Это проведение  в 1 четверти 3 уроков по 35мин,  во 2 четверти 4 уроков по 40 мин.,  обязательное проведение физминуток  на 10 и 20 мин. урока. Дополнительные каникулы в феврале.

Уроки  в адаптационный период строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, использование  ЦОРов «Игры для 1- 4 классов».

Занятия носят двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

В- третьих:

Обязательные прогулки на свежем воздухе после 4 урока. (Динамическая пауза (1час)  после 2 урока в течение 1 полугодия).  Занятия физкультурой – организация утренней зарядке перед 1 уроком,  занятость в кружке «Подвижные игры».

В- четвёртых:

Исключается  система балльного (отметочного) оценивания. 

Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать 

учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого

 учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и 

средств, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений  первоклассников ведется

 в следующем направлении:  заложить основы оценочной самостоятельности  учащихся (самооценка).

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

     Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с

интересами и желаниями детей и их родителей.

1.  Организация групп продленного дня.

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требованиясоответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,  игры драматизации, спортивные и т.д.)как прием воспитания. 

Детские праздники. Экскурсии.  Выставки детского творчества.  Концерты для родителей.

 

В этом учебном году ребята стали участниками общешкольных мероприятий “Веселые старты”, “Прием в д\о «Теремок» ”,  «В мире профессий», классные часы: Праздник Букваря, математический турнир, День Матери, конкурсная программа мамочки –дочки, мамочки – сыночки, праздник «Первых каникул», школьные конкурсы рисунков,  участие в международных интернет конкурсах «Эму», всероссийских олимпиадах, всероссийских предметных чемпионатах, всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка2012», участие в театральной весне.

Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СООБЩЕСТВА

Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников. Участие в районных семинарах по внедрению ФГОС.

Проведение родительского собрания по вопросам адаптации первоклассников, индивидуальных консультаций, дней открытых дверей.

 “Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и МДОУ” с приглашением  подготовительной группы д\с №3, где 14 воспитанников стали  активными участниками совместного занятия по окружающему миру.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

   Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, 

даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. 

Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

   При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у  старших школьников.

 

Задания, игры, и другие формы  индивидуальной работы для первоклассников в адаптационный период:

  • “На что похоже?”
  • Расскажи стихи руками
  • Рисование“Цветик-многоцветик”
  • Ассоциации
  • “Графический диктант”
  • Игра “Морская фигура”
  • Штриховка
  • Составление рассказа
  • “Лабиринты”
  • Настроение
  • “Что изменилось?”
  • “Кто лишний?”
  • Физкультминутка “Зайка”
  • “Назови, одним словом”
  • “Кто больше назовет” 
  • “Летающая тарелка” 
  • Физкультминутка “Полет в космос”
  • Работа со словарем
  • Дорисовывание
  • “Представь себе”
  •  “Отгадайте, что это?”
  •  Игра с мячом “Съедобное – несъедобное”
  • Кроссворд “У самовара”
  •  “Отгадайте, чьи следы?”
  • Ассоциации “Это все в лесу”
  • Дорисовывание “Волшебный лес”
  • Игра “Не разбуди медведя”
  • Кроссворд “В лесу”
  • Пиктограммы
  • “Графический диктант”
  •  “Доскажи словечко”
  • “Живая азбука”
  •  “Загадки”

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.

Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Адаптация первоклассника к жизни в новом коллективе.

Рекомендации для родителей и учителей начальных классов. Разработаны совместно со школьным психологом....

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....