КТП Шахматы
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Календарно-тематическое планирование Шахматы 1 класс (33 учебных часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Планируемые результаты освоения материала | Продукт/результат | |||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные. | ||||||||||
Раздел 1. Шахматная доска 2 часа. | ||||||||||||
1 2 | Знакомство с шахматной доской. Шахматная доска. | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные ноля квадратные Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Регулятивные УУД: Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, схематической, условно-знаковой. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию. | ||||||||
Шахматные фигуры 2 часа. . | ||||||||||||
3 | Знакомство с шахматными фигурами. | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Регулятивные УУД: планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач. Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Коммуникативные УУД: Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. | ||||||||
4 | Знакомство с шахматными фигурами. | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||||||
Начальная расстановка фигур. 1 час. | ||||||||||||
5 | Начальное положение | Начальное положение фигур. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | . Регулятивные УУД: Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач. | ||||||||
Ходы и взятие фигур 16 часов. | ||||||||||||
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | Место ладьи в начальном положении Ход ладьи.Взятие. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | . Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога. Коммуникативные УУД: Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. | ||||||||
7 | Ладья в игре. | «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). "Ограничение подвижности" | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||||||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||
9 | Слон в игре. | Легкая и тяжелая фигура. "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). "Ограничение подвижности" | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||||||||
10. | Ладья против слона | Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения). | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные УУД: планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач. Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач. Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога. Делать выводы в результате совместной работы всей группы. | ||||||||
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||
12. | Ферзь в игре. | "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя). Ограничение подвижности | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||||||||
13 | Ферзь против ладьи и слона. | Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения). Ограничение подвижности. Термин "стоять под боем" | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | ||||||||
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||
15 | Конь в игре. | Конь - легкая фигура."Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух). "Ограничение подвижности". | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||||||||
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). "Ограничение подвижности" | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Регулятивные УУД: Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников. Познавательные УУД: Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | ||||||||
17 | Знакомство с пешкой. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||||||||
18 | Пешка в игре. | Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). "Ограничение подвижности" | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | . Регулятивные УУД: Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников. Познавательные УУД: Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | ||||||||
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||||||
21 | Король против других фигур. | . Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король " против коня, король против пешки). "Ограничение подвижности" | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||
Цель шахматной партии.9 часов. | ||||||||||||
22 23 | Шах. Шах. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | . Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников. Познавательные УУД: Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | ||||||||
24 25 | Мат. Мат . | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||||||
26 27 | Ставим мат Ставим мат. | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||||||||
28 29 | Ничья, пат. Ничья, пат . | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. | ||||||||||
30 | Рокировка. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||||||||
Игра всеми фигурами из начального положения 3 часа. | ||||||||||||
31 32 33 | Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения. | Дидактическая игра "Два хода". Шахматный турнир. | Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | . Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников. Познавательные УУД: Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: . Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. |
Разработчик КТП:_____________/ШапошниковаИ,А, /
Дата разработки:____________
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п/п | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
РЕКОМЕНДОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ Покровской СОШ «НОК» от «_____» августа 20__ года № ____ ___________ / Кравченко Г.А, (подпись руководителя методического объединения) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Кулибаба Е.В../ «____» августа 20___ г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Шахматы и оригами"
Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Путешествие в страну шахмат
Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...

внеурочная деятельность 1 класс шахматы
данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...