Основные положения современного законодательства в области образования, касающиеся летнего отдыха.
консультация

Абайдулина Татьяна Викторовна

основные положения современного законодательства в  области образования, касающиеся летнего отдыха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_17951z_voprosy_po_lektsii_1-4_abaydulina_tatyana.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы  к лeкции 1:

1. Охарактеризуйте основные положения современного законодательства в  области образования, касающиеся летнего отдыха.

           Современная ситуация требует рассматривать летний отдых школьников как дополнительное образование, утверждены Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, закрепляющие основные цели и задачи. Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка. Развитие сферы отдыха и оздоровления детей ориентировано на включение её в систему непрерывного образования с учетом уникальности данного социального института в становлении и развитии растущего человека. Отдых детей и их оздоровление - деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов образования, включая отдых и оздоровление детей, вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

2. Каковы основные требования к отдыху и оздоровлению детей?

Отдых  и оздоровление детей строится с учетом следующих требований:

1. организации детского отдыха и оздоровления детей должны иметь лицензию;

2. дети, выезжающие на организованный отдых должны быть застрахованы;

3. наличие общественного контроля качества отдыха и оздоровления детей;

4. законодательное закрепление родительской ответственности;

5. сформированность образовательного пространства детского лагеря.

Отдых детей и их оздоровление - деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

3. Раскройте значение оздоровительной и образовательной функций летнего отдыха.

Современное определение понятия летнего детского учреждения как «детского оздоровительно образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей 2 и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.)

Под оздоровительной функцией понимается создание условий и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению здоровья детей, направленных на профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной функцией имеется в виду реализация дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают актуализацию и адаптацию ресурсов ребенка через самореализацию в образовательной деятельности. Детский лагерь способствует развитию интеллектуального потенциала детей, реализации их личных планов, удовлетворяет потребность в наиболее значимых сферах деятельности.

4. Перечислите основные нормативные документы, которыми должны руководствоваться образовательные организации, организующие летний отдых детей?

В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» рекомендуется охватить такие направления, как патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, семейное воспитание, гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования:

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей",
  2. Гражданского Кодекса РФ,
  3. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  4. ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями:

  1. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (с изменениями на 22 марта 2017 года)
  3. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления".

Контрольные вопросы к лeкции 2:

1. Кратко раскройте основные моменты в отечественной и зарубежной истории становления детских лагерей.

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома- шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации.

 Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 миллионов человек в более чем 130 странах мира.

В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства. Август 1908 года в истории лагерей занимает особое место. Б. Пауэлл вывез по просьбе друзей 20 мальчиков в лагерь на острове Броунси. Это, на первый взгляд рядовое событие, стало определённой точкой отсчёта скаутского движения и, конечно, важнейшей формы жизни скаутов — летних лагерей.

В России первые лагеря создавались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание.

 

2. Каковы основные этапы истории ВДЦ «Орленок» и МДЦ «Артек»?

Из истории ВПЛ «Артек». Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З. П. Соловьёв. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается, как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф. Ф. Шишмарёву. Лагерь был открыт 16 июня 1925 года.  В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров- орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.

В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован через Москву в Сталинград, а затем в Алтайский посёлок Белокуриха.

 Сразу же после освобождения Крыма от оккупантов в апреле 1944 года началось восстановление «Артека». В августе открылась первая послевоенная смена. Через год территория лагеря была увеличена.

С начала 60-х годов в лагере производилась реконструкция по проекту А. Т. Полянского. К 1969 году в «Артеке» насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских 6 центра, школа, киностудия «Артекфильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7000 мест и детские площадки для различных нужд.

В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло 27 тысяч. В период между 1925—1969 гг. «Артек» принял 300 тысяч детей, включая более 13 тысяч детей из семнадцати зарубежных стран. «Артек» занимал существенное место в международной политике, был своеобразной визитной карточкой положения детей в СССР.

В настоящий момент «Артек» принадлежит Украине и называется «Международный детский центр „Артек“».

На сегодняшний день «Артек» состоит из 9 лагерей, в течение последних лет в интернет-СМИ неоднократно появлялись проекты перепрофилирования некоторых из них в молодёжные центры или семейные пансионаты.

В 1959 году начал свою историю Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», располагавшийся на берегу Чёрного моря в Краснодарском крае, а в Приморском крае для 7 ребят Сибири и Дальнего Востока начал работать лагерь «Океан». В Ленинградской области начал свою деятельность лагерь «Зеркальный», в Одесской области УССР создали лагерь «Молодая гвардия», заработал в Минской области Белоруссии «Зубрёнок». Из истории ВДЦ «Орлёнок» 27 марта 1959 года — Совет Министров РСФСР принял Постановление № 494 «О строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря». 9 апреля — Краснодарский Краевой комитет ВЛКСМ объявил строительство «Орленка» ударной комсомольской стройкой.

За первым Всесоюзным Сбором юных коммунаров последовали другие, что положило основу развития в стране коммунарского движения. «Орлёнок» стал специализироваться на разнообразных профильных сменах. В историю лагеря вписан первый Всесоюзный сбор учащихся производственных бригад. Сбор редакционных коллегий «Комсомольского прожектора». Первый Всероссийский слет членов клубов юных моряков. Первый слет юных спортсменов-спринтеров. Оздоровительная миссия лагеря связана со специализированными сменами для детей из школ-интернатов.

В «Орлёнке» развивается комплекс лагерей, дружины которых имеют свою особенность деятельности. Одна за другой входят в жизнь лагеря дружина «Солнечная», «Звёздная», «Лесная», «Комсомольская», «Дозорная», «Штормовая». Работа в этих 8 лагерях даст путь в науку таким учёным как Мудрик Анатолий Викторович. «Орленок» награжден Памятным Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ в честь 50-летия Великого Октября.

Премия Гран-При на международной выставке в Монреале «Экспо-67» за лучшее архитектурно-планировочное решение проекта по классу детского воспитательно-оздоровительного лагеря стационарного типа.

По  итогам первого Всесоюзного фестиваля детского искусства создаётся киножурнал «Пионерия» № 10-11, режиссер О. Рейзман.

Необходимость обобщить опыт и обосновать дальнейшие пути развития привели к проведению НПК (научно-практическая конференция) «Развитие общественно- познавательной активности школьников».

В настоящее время «Орлёнок» продолжает традицию проведения профильных смен. Среди них: • Пятый Всероссийский сбор кадетов «Служить России суждено тебе и мне»; • Пятый зимний сбор юных моряков России «Гардемарины, вперед!»; • Сбор детских общественных организаций России «Дети детям»; • Специализированная смена «Команда 21 века»; • Второй Всероссийский фестиваль детской песни «Песенка года»; • Десятый Всероссийский фестиваль визуальных искусств; • Всероссийский конкурс-фестиваль детского творчества «Орлята России»; • Международный детский эстрадный фестиваль «Звезду зажигает "Орленок"»; • «Гражданский форум дополнительного образования» и многие другие. Реализуется в «Орлёнке» долгосрочный проект «Школа юных парламентариев

Контрольные вопросы к лeкции 3:

 1. Раскройте понятие «детский оздоровительный лагерь». Каковы возраст детей, посещающих лагерь, количество детей в отрядах, сроки оздоровления?

        Под детским оздоровительным лагерем понимают:

 — «внешкольное учреждение учащихся в возрасте от 6 до 14 лет»;

 — педагогическое учреждение дополнительного образования, включенное в общую систему образования с учетом специфических условий, в которых оно функционирует,

— временный детский коллектив, природные условия, интенсивные формы проживания и т.д.;

— временное многопрофильное учреждение дополнительного образования для детей и подростков, создаваемое в целях обеспечения их сезонного отдыха.

         Возраст воспитанников, посещающих детские оздоровительные, определен Положением о детском оздоровительном лагере — от 6 до 14 лет. Современные формы отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи расширяют возрастной ценз до 16— 18 лет и более. Сроки оздоровления детей определяются с учетом медицинских рекомендаций, природно-климатических условий и составляют: — в период летних каникул — 21 день (14, 18 дней); всего за летние каникулы проходит 4 смены; — в период осенних каникул — 7—8 дней; — в период зимних каникул — 8—10 дней; — в период весенних каникул — 10—12 дней.

        Участниками воспитательного процесса в лагере являются: —Детский коллектив. В лагере создаются отряды детей (группы, экипажи): в возрасте от 6 до 9 лет — 25 человек, в возрасте от 10 до 14 лет — не более 30 человек в отряде. За каждым отрядом закреплены 2 педагога — 1 воспитатель и 1 вожатый (или 2 вожатых). — Педагогический коллектив, который представляют начальник лагеря, старший педагог (заместитель по воспитательной работе, педагог-организатор, старший воспитатель), инструкторы по спорту и плаванию, воспитатели, вожатые, а также руководители кружков, психолог (при условии наличия штатных единиц). Воспитательный процесс в детском лагере обеспечивает административный персонал детского лагеря: директор учреждения (базы отдыха, школы), медицинский работник, музыкальный работник, обслуживающий персонал, спасатели, служба охраны и другие.

2. Опишите типы и составьте структурную схему учреждений летнего отдыха детей и подростков.

          В зависимости от типа учреждения, на базе которого создается лагерь, принято различать детские оздоровительные лагеря (ДОЛ):  загородного типа (на базе загородных комплексов отдыха); санаторно-курортного типа (на базе санатория-профилактория либо расположенного в курортной зоне); лагеря при общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Особой формой организации летнего отдыха и занятости детей и подростков являются подростковые (молодежные) клубы по месту жительства, расположенные в непосредственной близости от проживания (в микрорайонах города), а также лагеря труда и отдыха (в таких лагерях занятость подростков в посильной трудовой деятельности сочетается с организованной сферой отдыха и досуга).

         По направлению деятельности смены детского оздоровительного лагеря различают: комплексные — смены, сочетающие различные направления отдыха, оздоровления и воспитания; профильные — смены в лагере с одним ведущим типом деятельности, в которой принимает участие определенная категория детей, участвующих в специально организованной деятельности, например, смена для детей-инвалидов, одаренных детей, туристов, экологическая, экономическая и т.п.; тематические — смены, содержание которых построено на одной теме, сюжете, например, смены, основанные на литературных произведениях («Солнечный город», «Хоббитские игры», «В гостях у дедушки Корнея» и т.д.), на изучении проблем личности («Талант — восьмое чудо света», «Звезда по имени “Я”» и др.), современных проблем человечества («Остров мечты», «Праздники Земли» и т.д.), знаменательных датах в истории страны (300-летие флота, 850-летие Москвы, 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина и т.д.).

Структурная  схема учреждений летнего отдыха детей и подростков

  1. Министeрство просвeщeния РФ – фeдeральный орган исполнительной власти в сфeрe организации отдыха и оздоровления дeтeй.

(Мeжвeдомствeнная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления дeтeй, утвержденной  приказом Министeрства образования и науки РФ от 27 .09. 2017 г. № 979;

      рабочая группа по разработкe законодатeльных и иных нормативных  

            правовых актов сфeрe организации отдыха и оздоровления дeтeй);

фeдeральноe государствeнноe бюджeтноe образоватeльноe учрeждeниe  

дополнитeльного образования «Фeдeральный цeнтр дeтско-юношeского  

туризма и краeвeдeния».

  1. Органы  исполнитeльной власти в сфeрe организации отдыха и оздоровления  

      дeтeй (мeжвeдомствeнныe комиссии по вопросам организации отдыха и  

            оздоровления дeтeй)

  1. Тeрриториальныe органы исполнитeльной власти  в сфeрe организации

            отдыха и оздоровления  дeтeй (тeрриториальныe мeжвeдомствeнныe комиссии по  

            вопросам организации отдыха и оздоровления дeтeй)

  1. Организации отдыха дeтeй и их  оздоровления

Контрольные вопросы и задания к лeкции 4:

1. В чем заключается суть понятий «программирование», «программа», «про- грамма детского лагеря»?

           В современной науке проектирование связывают, прежде всего, с постановкой цели, формированием программ, разработкой планов, конструированием и селекцией (отбором) средств получения ожидаемых результатов. Все это позволяет определить логику проектировочной деятельности и конечный результат каждого из ее этапов. Программа — средство планирования и фиксации деятельности какого-либо коллектива, организации или отдельного человека, комплексно описывающее цель(-и), задачи деятельности, способ (механизм реализации) и условия их достижения.

           Под  программой лагеря зачастую понимают и концептуальные основы деятельности лагеря, и тематический план, и содержание деятельности участников воспитательного процесса и другое. Ю.Н.Таран определяет программу лагеря как: 1) один из основных документов (наряду с уставом) в деятельности лагеря; 2) результат программирования, под которым нужно понимать четкое опреде- ление цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения; 3) модель будущей деятельности ДОЛ, в которой должны быть даны ответы на вопросы: каково реальное положение лагеря сегодня, а именно педагогический и социаль- но-экономический аспекты? Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря? Что необхо- димо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому? Программа — средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов, ее разработка заставляет администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию. Программа показывает, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель воспитания, оздоровления и развития детей. Работа детского лагеря программируется (в ней соединяются усилия детей, родителей, владельцев, администрации, педагогов и сотрудников лагеря) — это означает, что программа помогает всем участникам осознать цель их совместной действий, понять, чего от них ждут, и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).

2. Дайте характеристику различных типов программ: по продолжительности, по направленности, авторству?

Типы программ

         По направленности: - комплексная — это программа разноплановой деятельности лагеря, вклю- чающей различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей; - профильная (специализированная) — программа с одним ведущим направ- лением деятельности, ориентированная чаще всего на определенную категорию и контин- гент детей. Например, социально-педагогические проекты специализированных смен для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детско- подростковых организаций и т.п. — это профильные лагерные программы. Но, подчеркнем, выделение ведущего направления не означает, что в содержании программы будут отсутствовать другие «лагерные» виды деятельности.

         По продолжительности: - долгосрочные — программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет (в том числе программа развития лагеря); - краткосрочные — программы, которые реализуются в течение небольшого срока (оптимальный период — одна лагерная смена).

         По авторству: - авторские — программы, разработанные командой лагеря, имеющие ориги- нальную идею, нетрадиционный подход в организации жизнедеятельности детей и взрос- лых в лагере; - заимствованные (адаптированные) — программы, переработанные исходя из конкретных условий лагеря.

3. Какие элементы выходят в структуру программы?

        Структура информационной карты программы:

1) полное название программы, 2) 19 авторы, 3) руководитель программы, 4) название учреждения, 5) адрес организации, 6) телефон, факс, 7) форма проведения, 8) цель программы, 9) специализация программы (специфика), 10) сроки проведения, 11) количество смен, 12) место проведения, 13) число детей — участников на сезон, 14) география участников, 15) условия участие, 16) условия размещения участников, 17) краткое содержание программы, 18) история осуществления программы, 19) наиболее важные публикации о программе, 20) финансирование, 21) особая информация и примечания.

4. Назовите критерии и правила формулировки целей и задач программы.

           Цели и задачи.  Следует различать понятия «цель» и «задачи». Цель — образ предполагаемого результата, который лагерь (клуб) реально может достичь к четко определенному моменту времени. Задача — это частная цель, мини-цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым, побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы: • было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря (клуба); • для ее решения имелись реальные возможности; • ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана; 18 • побуждать (мотивировать) реализующих (детей и взрослых) действовать в направлении ее достижения. Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно- практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.

5. Каковы требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей и подростков?

        Критерии  оценивания программ: - соответствие конкретному положению о конкурсе; - ценностные ориентиры, развивающий потенциал программы; - социальная значимость программы, соответствие местным условиям и востребованность; - педагогическая обоснованность; - разработанность и эффективность механизма реализации; - наличие достаточного количества профессиональных специалистов, разработанность системы подготовки кадров, методическое обеспечение; - целостность и реальность программы; - уровень экономической целостности; - взаимодействие с заинтересованными организациями.

6.Разработайте программу летнего оздоровительного отдыха детей по различным направлениям отдыха и оздоровления детей и подростков: комплексное (многопрофильное); профильное: экологическое, краеведческое, творческое, гражданско- патриотическое, КВН-движение, для подростков с девиантным поведением, для лидеров детско-подростковых организаций, профориентационное и др

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

города Алейска Алтайского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества» города Алейска Алтайского края

РАССМОТРЕНО:                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете                                            Директор МБУ ДО ЦДТ г.Алейска

МБУ ДО ЦДТ г. Алейска                                              ______________

Протокол от _____2020 г №____                                  ______________2020 г    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПEДАГОГИЧEСКОЙ НАПРАВЛEННОСТИ

  "ШКОЛА ДОБРА"

I БАЗОВЫЙ УРОВEНЬ

(возраст учащихся от 6 до 14 лет,

срок реализации программы – 3 мeсяца)

                                                                  Составитель:

                                                                 

Алейск

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы        

1.1. Пояснительная записка        

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты        

1.3. Содержание программы        

2. Комплекс организационно - педагогических условий        

2.1. Календарный учебный график        

2.2. Условия реализации программы        

2.3. Формы аттестации        

2.4. Оценочные материалы        

2.5. Методические материалы        

2.6. Список литературы        


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Хорошо себя зарекомендовали малозатратные формы отдыха и оздоровления детей и подростков: лагеря с дневным пребыванием детей, профильных сменах, гостиных на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Это наиболее массовый и дешевый вид оздоровительных лагерей. Особенно привлекательна эта форма летнего отдыха для родителей младших школьников и учащихся среднего звена. С одной стороны, родители спокойны, что дети находятся под присмотром, накормлены, заняты полезной деятельностью, пока родители работают, а с другой – вечернее время ребенок проводит в семье. В настоящее время серьезное внимание обращается на содержание деятельности и программно-методическое обеспечение летней оздоровительной кампании, на подбор и подготовку педагогических кадров. Именно работа с кадрами оказывает положительное влияние на организацию и результаты каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Успех работы летнего оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их ориентации на современного ребенка, их умений общаться, сотрудничать с детьми во внеурочной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа ДОБра» социально- педагогической направленности, реализуемая в МБУ ДО ЦДТ г. Алейска во время летних каникул, разработана в соответствии с нормативными правовыми основами ДООП:

1.Конституция РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2.Семейный кодекс РФ.  От 29.12.1995 №223-ФЗ

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

4.Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.

5.ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

7.Приказом Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».  Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012 - 2017 годы»;

8.Положение о лагере дневного пребывания МБУДО ЦДТ г. Алейска;

9. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания МБУДО ЦДТ г. Алейска.

10.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

11.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

12.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

13.Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края   от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ» 

Новизна программы заключается в разработке востребованных, актуальных форм воспитательной работы с детьми и подростками, социально-педагогического сопровождения детей и временного детского коллектива на протяжении всей смены.

Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе образовательную, воспитательную и оздоровительную, игровую, досуговую деятельность учащихся.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа ДОБра» является комплексной, так как включает в себя несколько направлений: спортивно-оздоровительное; художественно – творческое, досуговое, познавательное, патриотическое. По продолжительности программа является краткосрочной, продолжительность смены - 7 дней.

  Эффективность и педагогическая целесообразность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области: здоровьесберегающей, спортивно-оздоровительной; художественно – творческой, досуговой, познавательной, патриотической.

Актуальность программы определяется ее ориентацией на реализацию базовых потребностей детей и подростков в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, познании, самоутверждении и самореализации в социально значимой деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана следующими предпосылками:

- актуальностью задач современного воспитания;

- повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых учащихся в условиях лагеря дневного пребывания;

- обеспечением преемственности в содержании работы лагеря и деятельностью детей в учебное время;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.

Основная идея программы лагеря «Школа ДОБра» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.

В планирование работы введены 28 часов образовательного компонента, что позволяет продолжать процесс обучения в условиях лета.

      Программа летнего отдыха детей «Школа ДоБра» разработана таким образом, чтобы за короткое время пребывания в летнем лагере дать ребенку возможность погрузиться в различные сферы деятельности, самореализоваться .

Программа «Школа ДоБра» по своей направленной деятельности является творческой, познавательной и оздоровительной.

Отличительная особенность программы является непрерывная образовательная работа педагогов дополнительного образования с учащимися.

        В понимании детей и молодёжи, летний отдых – это полное освобождение от забот и наук, когда ты вправе делать то, что тебе хочется, без назидательных занятий, уроков и воспитательных моментов. Учитывая этот фактор, в данной программе есть тонкая грань соприкосновения мира развлечения и мира обучения. Под «вкусным соусом» культурно-массовых мероприятий и режимных моментов, вплетённых в увлекательную летнюю игру, педагоги МБУ ДО ЦДТ г. Алейска постоянно учат детей чему-то новому, а также закрепляют уже полученные знания.

Вид ДООП: Модифицированная программа, краткосрочная

Обучение включает в себя следующие основные предметы: экология, спорт, история, этика, работа по патриотическому, нравственному, эстетическому развитию с реализацией принципов здорового образа жизни, ОБЖ.

Направленность ДООП:

Социально- педагогическая, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Адресат ДООП: адресована детям и подросткам от 6 до 14 лет, проживающих в городе Алейске. Количество детей на смену – от 15 до 20 человек.

При зачислении в лагерь особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям "группы риска". Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по ЦДТ.

Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор МБУ ДО ЦДТ г. Алейска совместно с начальником лагеря.

Работники отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.

Половозрастные и социальные особенности учащихся Программа разработана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. В летнем лагере, как правило, отдыхают дети четырех возрастных категорий, каждая из которых имеет свои психологические и физиологические особенности. Это младшие школьники (6-9 лет), младшие подростки (10-12 лет), средние подростки (12-14 лет) . С каждой категорией есть свои методы работы.

1. Младшие школьники (6-9 лет). Дети- это возрастной группы часто оказываются в лагере впервые, поэтому требуют к себе особого внимания. Кроме того, в этом возрасте еще мало сформированы навыки самообслуживания, соблюдения гигиены, многое дети делают только при грамотном руководстве взрослого. Для них характерны еще не сформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объема информацию, а вожатого или воспитателя воспринимают как безоговорочного авторитета. Маленькие дети открыты эмоционально, любое проявление чувств сразу отражается на лице, это удобно использовать при взаимодействии с ними. Для данного возраста еще характерна игровая сюжетная деятельность, несмотря на то, что в школе уже доминирует учебная, в лагере они снова возвращаются в детство и легко идут на любые мероприятия в игровой форме.

При составлении программы «Школа ДОБра» эти особенности необходимо учитывать при организации жизнедеятельности младших школьников. Во-первых, важно следить за порядком в кабинетах, обращать внимание малышей на чистоту одежды, ркук. Многим еще нужно помочь с гигиеническими процедурами, причесаться, сложить одежду. Необходимо быть с ребенком в телесном контакте (погладить по голове, потрепать по плечу), уделить время чтению книги, или рассказать истории. Внимание ребенка переключается с ситуации воспоминаний на литературный сюжет.

С детьми можно в игровой форме подготовиться к любому мероприятию, важно создавать приключенческие сюжеты, легко запоминают стихи и песни. Опыта коллективной деятельности еще немного, поэтому нужно все время быть рядом. Часто случайный тычок в игре будет воспринят как целенаправленное действие и легко разгорится драка, так как дети еще импульсивны, поэтому вожатому необходимо вовремя оказаться на месте и помочь детям разобраться с ситуацией.

Дети любят помогать взрослому, поэтому в отряде нужно распределить поручения, чтобы все были задействованы.

2. Младшие подростки (10-12 лет). В сравнении с младшими школьниками дети этого возраста уже более самостоятельны, любят спортивные занятия, позволяющие сбросить энергию и снять напряжение. У детей уже начинаются изменения телесные, эмоции труднее поддаются контролю, наблюдается разница в росте между мальчиками и девочками. Психологически ребята ведут себя обособленно: мальчики играют в спортивные игры, девочки уже больше общаются, разговаривают и появляются первые симпатии. Акценты во взаимодействии в этом возрасте рекомендуется делать на соревновательный аспект, но при этом соблюдать справедливость. Ребята остро реагируют на ущемление своих прав. Важно детально объяснять какие баллы и за что начислены, чтобы не возникало обид. В этот период хорошо развивать трудовые навыки школьников, и мальчики и девочки любят плести браслеты, делать фигурки из оригами, и заниматься другими рукодельными творческими делами. По возможности важно запастись материалами для творческой деятельности или привлекать ребят к занятиям в кружках лагеря. Как и с младшими школьниками не нужно забывать о контроле гигиены, порядка и дисциплины.

3. Школьники среднего подросткового возраста (12-14 лет). В этом возрасте у детей дифференцируются представления о себе, появляются разнообразные увлечения, ребята занимаются танцами, спортом, рукоделием, шахматами. Эти интересы важно поддерживать, на них можно опираться при подготовке мероприятий. Кроме того, в коллективе уже появляются другие отношения между мальчиками и девочками, возникают первые симпатии. Но дети еще ранимы и остро реагируют на отказы. Нужно и помочь подойти друг к другу и пережить невзаимную любовь.

В этот период ярко проявляются роли в коллективе, одни любят командовать и управлять, сколачивают вокруг себя команду, а другие проводят время в одиночестве, или хотели бы поучаствовать, но стесняются проявить себя. Есть риск поддаться лидерам и опираться только на них, однако необходимо всех удерживать в поле внимания, так как если ребята не вовлечены в деятельность в своем отряде, то их могут увлечь подростки из старшего отряда, что вряд ли станет конструктивны времяпрепровождением.

Данная программа направлена на то, чтобы каждый ребенок ощутил, что он маленькая частица большого мира, что он гражданин своей страны 

Особенности организации образовательной деятельности: содержание образовательного компонента реализуется через мини-лекции, беседы, игровые программы, работу творческих объединений.

Воспитательные мероприятия проходят в форме игры, викторин, ролевых и сюжетных игр, конкурсов, соревнований, экскурсий, театрализованных программ и т.д. Работа ведется на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях по возрастам: младший, средний школьный возраст

Срок и объем освоения ДООП: программа рассчитана на 7 дней обучения, 28 часов

Режим занятий: занятия с детьми проводятся 5 дней в неделю Предельная наполняемость в смену -100 учащихся, продолжительность смены -7 дней, выходной день: суббота, воскресенье.

По срокам реализации программа рассчитана на лето: июнь, июль, август: 22 профильные смены, каждая смена по 7 дней: с 02.06.2020 года по 18.08.2020 года

Структура занятия соответствует валеологии.

Продолжительность занятия: 45 минут, через 45 минут перемена, перемена 10 мин.

Срок и объем освоения ДООП:

В объединение принимаются все желающие.

Занятия с группами 3 месяца обучения 1 модуль, проводятся 5 раза в неделю по 4 часа,

28 педагогических часов, из них: теория- 7часов; практика-21 час

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Одновозрастная группа.

Режим занятий:

                                                                                                                            Таблица 1.1.1

Предмет

Стартовый уровень

«Школа ДОБра»

4 часа в день;

28 часов за 7 дней

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: Организация отдыха и оздоровления учащихся МБУ ДО ЦД Т г. Алейска в летний период и создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, оздоровление и их творческое развитие.

Задачи программы:

Обучающие:

- приобретение детьми новых знаний, навыков и умений в различных видах деятельности;
- расширить представление о здоровом образе жизни

Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, включаться в коллективную деятельность;

- развитие интеллекта и общей культуры

Воспитывающие:

-формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру, культуру общения, досуга

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Стартовый уровень

Знать

 Санитарно-гигиеническую культуру.

Уметь

Строить межличностные отношения, правильно вести себя в обществе и на природе.

Владеть

Навыками культурного поведения, соблюдением моральных норм, правильных коммуникативных отношений, бережного отношения к природе, планете.

1.3. Содержание программы

«Шахматы»

                                                Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

День защиты детей:

4

1

3

Зачет

2

День моды:

 

4

1

3

 Показ моды

3

День веселых игр

4

1

3

Зачет

4

День талантов:

4

1

3

Фестиваль

5

День природы

4

1

3

Викторина

6

День здоровья и спорта

4

4

Соревнования

7

День расставания

4

4

Творческий концерт

Итого:28 часов

28

7

21

Содержание учебного плана

1.         День защиты детей.

Теория: Знакомство с программой. Вводный инструктаж.

Практика:

Деловая игра «Давайте познакомимся и будем дружно жить, Оформление отрядных уголков

Флэш-моб «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Конкурс рисунков на асфальте

2. День моды

Теория : История моды

Практика: 

Конкурс летней одежды «Из леса вестимо.» Конкурс между отрядами «А вот как мы умеем….» Минутка здоровья «Правильное питание» Минутка здоровья: Операция «Чистые руки»

3. День веселых игр

Теория: Правила проведения конкурсов, соревнований. Написание сценариев мероприятий

Практика: Соревнования «Зов джунглей», Минутка здоровья «Профилактика солнечных и тепловых уд Конкурсы в отрядах «Мы фокусники»

аров», Минутка здоровья: «Съедобное - Воспитатели 11 несъедобное»

4. День талантов

Теория: Написание сказок, стихов, литературных очерков

Практика: Конкурс между отрядами «Сказка на новый лад», Путешествие в сказку «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей: -рабочий костюм Бабы -яги; - парадно -выходной костюм Иванушки – дурачка; - спортивный костюм Кощея Бессмертного; - зимний костюм Водяного;

5. День природы

Практика: Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых) Экологический десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов) Спортивные игры на воздухе Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе Игра по станциям «Экомарафон» Викторина «Зеленые страницы» Минутка здоровья «Первая помощь при порезах»

6. День здоровья и спорта

Практика: - Веселая зарядка «Визгкультура». Соревнования юных олимпийцев - Пионербол - Конкурс листовок «Мы выбираем ЗОЖ» Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

7. День закрытия смены

Практика: Трудовой десант «Нас тут не было» - Творческий концерт «В память о лете!» - Закрытие смены Подведение итогов смены. Награждение.

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

1

Количество учебных дней

7

Продолжительность каникул

-

Даты начала и окончания учебного года

02.06.2020 г.-10.06.2020г.

Сроки промежуточной аттестации

по итогам каждой темы

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

По окончании каждой смены лагеря

2.2. Условия реализации программы

                                                                                                      Таблица 2.2.1

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

Кабинет хорошо освещенный проветриваемый; аудио и видео аппаратура, интерактивная доска, мультимедийный проектор, фотоаппарат, аудио и видеотека, компьютерный класс, спортивный и игровой инвентарь, творческая мастерская, театральные костюмы, хореографический кабинет

Информационное обеспечение

Наличие необходимой документации, программы, плана- сетки,

 проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены, коллективные творческие дела,

 индивидуальная работа,

 деловые и ролевые игры.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования: средне-специальное высшее образование; первая \высшая категория

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

Зачет

Соревнования

Конкурс

Фестиваль

Показ моды

Викторина

Познавательные игры и викторины;

Спортивные игры и соревнования;

Психологические игры;

Игровые тестирования, опросы, анкетирование;

Творческие занятия;

Акции

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Ежедневное отслеживание настроения детей: КАРТА НАСТРОЕНИЯ, Тест «Удовлетворенности проведенными мероприятиями»,  Тест «Уровень эмоционального развития» 

Уровень развития социального опыта учащихся

Мониторинг  «Адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену»

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

Анкета для учащихся 1 – 8 классов

 «Моё здоровье»

Уровень теоретической подготовки учащихся

- Сочинение «Я вчера, сегодня, завтра»;

- «Мой портрет» (ассоциация);

- «Моя группа» (рисунок, сочинение и др.)

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря;

 Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка»

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

Саморазвитие и самореализация

Отзывы, рисунки, анкетирование Участие в обще лагерных делах, акциях, мероприятиях.

Участие в конкурсах и выставках.

Воспитатели,

педагог дополнительного образования 

Портрет отряда (в красках, в настроении)

Анкетирование

Анкетирование учащихся в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. «Анкета личностного роста»;

Анкета для учащихся (последний день смены); Творческий отзыв

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  1. Словесный
  2. Наглядный
  3. Репродуктивный
  4. Игровой
  5. Формы организации образовательной деятельности:
  6. Индивидуальная
  7. Индивидуально-групповая
  8. Групповая
  9. Практическое занятие
  10. Игра
  11. Педагогические технологии:
  12. Технология индивидуального обучения
  13. Технология группового обучения
  14. Технология коллективного взаимодействия
  15. Технология дифференцированного обучения
  16. Здоровьесберегающая технология

Тип учебного занятия:

  1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.
  2. Дидактические материалы:
  3. Инструкция по технике безопасности для учащихся на занятиях по шахматам

2.6. Список литературы

Список литературы, используемой педагогом:

Законодательные и нормативные документы:

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.  (05.11.2019)
  2. Концепция развития дополнительного образования детей   [Электронный ресурс] : (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). - Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html   (01.11.2019); Российская газета. - 2014. – 8 сент.
  3. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660) [Электронный ресурс] : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/      (08.11.2019)
  4. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/   (28.10.2019)
  5. Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ [Электронный ресурс] :  приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края   от 19.03.2015 № 535. - Режим доступа: http://malacademiya.ucoz.ru/metod_slujba/prikaz_535_alt_kr.pdf    (28.10.2019)

Список учебных пособий:

1. Афанасьева С.П., Коморин С. В., Тимонин А.И., Что делать с детьми в загородном летнем городке.- М.: Новая школа,1994

2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных летнего городках и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

4. А.П. Гузенко и др. Как сделать отдых детей незабываемым праздникам: материалы авторских смен. ,- Волгоград: Учитель,2007

5. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва

«ВАКО» 2004 год.

6. Л. И. Жук. В гармонии с природой. – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002г.

7. Н. Б Коростелёв. Воспитание здорового школьника. – М., 1986г.

8. О.В. Можейко, О. А. Юрова, И.В. Иванченко. Школа вожатого и 

воспитателя: материалы для занятий с отрядными педагогами., -Волгоград: Учитель,2007

9. А.А. Плешаков. Зелёные страницы. – М., Просвещение, 2000г.

10. Е.М. Смекалова. Школа лидерства: Методические рекомендации.-М.: ТЦ сфера,2006

11. Г.С. Суховейко, Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей.- М.: ЦГЛ,2006

12. М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва,-2003год;

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  2. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  3. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Кувватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе [Текст]/ С.А. Кувватов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
  2. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
  3. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  .Москва: ВАКО, 2007 г.
  4. Нещерет Л.Г. «Летний отдых: идея-проект-воплощение».  Из      опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.- 96 с.
  5. Нещерет Л.Г. «Солнцеворот-99 или Сварожий круг». Настольная книга вожатого. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-116с., илл.
  6. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

Электронные ресурсы

  1. http://vozhatiki.ru/
  2. http://www.vozhatiy.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего отдыха детей в пришкольном лагере

Программа организации и проведения летнего отдыха детей в пришкольном лагере "Юные друзья пожарных"...

Комплексная программа по организации летнего отдыха детей ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «НЕПОСЕДЫ-2013»

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Расчитана на 2 периода оздоровления детей по двум направлениям --  экологическое и спортивно-оздоровительное....

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Административная ответственность за нарушение законодательства в части, касающейся защиты прав и интересов детей

Выдержки из "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ посвященные ответственности за нарушение законодательства в части, касающейся защиты прав и интере...

Основные приоритеты современного образования во всём мире

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей уч...

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования соответствует требованиям Федерального государственного...