Мастерская ценностных ориентаций для учащихся 4 класса на тему «Вот, что значит настоящий верный друг …»
методическая разработка (4 класс)
Цель:
создать условия для раскрытия содержания понятий «дружба», «друг»;
формировать представления о качествах настоящего друга.
Задачи:
актуализировать знания о нравственных качествах, важные для дружбы, давать
нравственную оценку качествам друга;
развивать коммуникативные способности коллектива.
Основная идея: донести до учащихся мысль о том, кого можно назвать верным другом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_vot_chto_znachit_nastoyashchiy_drug.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская ценностных ориентаций для учащихся 4 класса на тему «Вот, что значит настоящий верный друг …»
Цель:
создать условия для раскрытия содержания понятий «дружба», «друг»;
формировать представления о качествах настоящего друга.
Задачи:
актуализировать знания о нравственных качествах, важные для дружбы, давать
нравственную оценку качествам друга;
развивать коммуникативные способности коллектива.
Основная идея: донести до учащихся мысль о том, кого можно назвать верным другом!
Индуктор (наведение) – начало мастерской – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. | Дорогие ребята, сегодня мы с вами постараемся поразмышлять над одной из главных жизненных ценностей – дружбой, поделиться своими мыслями друг с другом, узнать для себя что – то новое . Мы с вами ответим на вопросы: 1.Что обозначает слово «дружба»? 2. Какими качествами должен обладать настоящий друг, для чего нужны друзья? Какое прекрасное слово «Дружба». - Произнесите это слово. - Кого вы представляете себе? |
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. | Что такое дружба? Я предлагаю сейчас вам посмотреть небольшой видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=HRBumk1W7BE Работа в парах. Ребята, вам нужно выяснить, какими качествами должен обладать настоящий друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. Положите перед собой. ( Дети работают в парах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, общительность, верность, отзывчивость, жадность, злость, лживость, честность). Почему оставили карточки со словами «злость», «лживость, жадность? Сомните эти карточки. Я пройду, а вы выбросите их, будем верить, что у вас таких качеств никогда не будет. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга. |
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Это, по сути, второй этап обращает к новой информации, ее обработке (составлению схем, афиш, рисунков, планов, проектов, газет), к корректировке творческого продукта. Включает подэтапы: | К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. (Подготовленные дети читают стихотворения) Однажды на лужайке подрались два козла. Подрались для забавы, не то, чтобы со зла Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них легонько приятеля боднул. Один лягнул приятеля немножко посильней Один разгорячился, лягнул что было сил! Другой его рогами под брюхо подцепил Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной На школьной переменке такой же вспыхнул бой
Учитель: А можно ли дружить с героями этих стихов?
«Сонечка» Тронь её нечаянно – сразу: -Караул Ольга Николаевна, он меня толкнул! Ой, я укололась, - слышен Сонин голос Мне попало что-то в глаз, Я пожалуюсь на вас! Дома снова жалобы: - Голова болит… Я бы полежала бы – мама не велит, Сговорились мальчики: - Мы откроем счет Сосчитаем жалобы– сколько будет в год Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
«Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке Кто выйдя во двор, никому из соседей Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящей дадено Даже не имя, а прозвище Жадина! Жадину я ни о чем не прошу В гости я жадину не приглашу Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его Поэтому – честно, ребята, скажу – С жадными я никогда не дружу |
«Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Детям выдаются листы, разделённые на две части. В левой стороне дети пишут, какие качества они хотели бы видеть в своём друге. А в правой стороне, какие качества они не хотели бы видеть в своем друге. |
«Социоконструкция» – построение этих элементов группой. | Поделитесь своими мыслями с ребятами в группе. Представьте на отдельном листе общегрупповые качества, которые бы вы хотели видеть в своём друге и качества, которые бы вы не хотели видеть в своём друге. |
Социализация – это соотнесение обучающимися или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. | Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. ---Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся.
|
«Афиширование» предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций. На этом этапе все участники ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. | Дети представляют свои фантазии. |
Разрыв – резкое приращение в знаниях, разрыв между старым и новым пониманием, представлением, выдвижение гипотез, вариантов суждений, новых вопросов – кульминационный момент мастерской. Это кульминация творческого процесса, новое выделение участниками предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). | Объединитесь в группы, я раздаю карточки с ситуациями, прочитайте задание и расскажите, как будете действовать. Выберите отвечающего. Работа в группах 1.Если Петя добился в чём-то успеха, то его друг Миша …… 2.Если Витя обидел своего друга, то он должен…. 3.Если Мише его друг предлагает похулиганить, то Миша должен 4.Если Володю ругают из-за друга, то друг должен… 5.Если у Маши есть интересный фильм, то она … 6. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать. Дай совет Коле. Проверка! (Выходит 1 чел. от группы и читает) О дружбе размышляли во все времена.Французский философ Руссо Ж. говорил так: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». А сейчас я предлагаю вам написать свои законы дружбы и поделиться им с другими. (ребята пишут свои правила на листах в форме сердечка) Затем представляют свои законы по очереди и выкладывают на доске одно большое сердце. |
Рефлексивный этап – “завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, учатся высказывать свои суждения | Умению дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. Чтобы найти друга, надо обладать такими качествами: быть честным, правдивым; быть добрым, чутким, терпеливым; быть интересным, простым, приветливым человеком; быть верным, преданным; уметь хранить тайну; понимать интересы. А теперь давайте проверим, можете ли вы быть друзьями. Приготовьте 5 пальцев. С их помощью будем считать очки. Я задам пять вопросов. Если отвечаете на поставленный вопрос «да», загибаете палец. Способен ли ты оказать помощь другому в беде в трудную минуту? Если кто- то обижает девочку, сможешь ли ты заступиться? Считаешь ли ты себя обиженным, если тебе замечание сделал твой друг? Сможешь ли ты первым подойти и помириться с другом? Если твой друг лучше тебя играет в шашки или другие игры не побоишься играть с ним? Если кто-то загнул 3-2 пальца можете спокойно сказать себе, с меня выйдет настоящий друг, вы на правильном пути. Кто загнул меньше, надо подумать о себе, поработать над своим характером. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, пусть в вашей жизни встречаются всегда только настоящие, верные и преданные друзья, тогда настроение у вас будет хорошее. А теперь я попрошу вас поделиться впечатлениями, мыслями о сегодняшней встрече: - Какой этап работы вам доставил радость и удовольствие? - Что в работе мастерской и вашем участии в ней вас огорчило? А теперь давайте встанем в круг и исполним песню «В нашем зале все друзья» https://www.youtube.com/watch?v=lJbvgTsuJto |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская ценностных ориентаций "Дружбой дорожить умейте"
Целью данной работы является формирование условий для создания сплоченного коллектива....
Клубный час " Вот что значит настоящий, верный друг"
Клубный час проходит в форме игры, с просмотром мультфильма и использованием тренинга...
Внеклассное проектное мероприятие. Мастерская ценностных ориентаций «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Мастерская ценностных ориентаций «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок русского языка разработан для детей 4-х классов с применением обучающих структур 21 века. Для того, чтобы наши ученики действительно работали самостоятельно, надо обучать их навыкам коммуникации,...
Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого поиска 7я (для начальной школы)
Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого поиска 7я (для начальной школы)Слово СЕМЬЯ имеет тайну. Его можно разделить на два слова СЕМЬ ЯЧ...
Формирование ценностных ориентаций у учащихся
Актуальные проблемы формирования ценностных ориентаций школьников...
Конспект занятия для младших школьников "Настоящий верный друг"
Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребёнок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, ...