Конспект родительского собрания (проектная деятельность совместно с родителями) "Предметы народного быта".
проект
Цель:
- Формирование и развитие коммуникативной компетенции участников проекта.
- Развитие самостоятельной деятельности учащихся по поиску, систематизации и анализу информации.
- Активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся.
- Развитие навыков и умений презентации продукта деятельности.
Задачи собрания:
- Познакомить с темой проекта, расширить знания об интерьере русской избы.
- Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности.
- Разработать с родителями в ходе практической работы план совместной исследовательской деятельности детей, учителя и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Проектная деятельность совместно с родителями
Тема: «Предметы народного быта»
Цель:
- Формирование и развитие коммуникативной компетенции участников проекта.
- Развитие самостоятельной деятельности учащихся по поиску, систематизации и анализу информации.
- Активизация творческой и интеллектуальной инициативы учащихся.
- Развитие навыков и умений презентации продукта деятельности.
Задачи собрания:
- Познакомить с темой проекта, расширить знания об интерьере русской избы.
- Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности.
- Разработать с родителями в ходе практической работы план совместной исследовательской деятельности детей, учителя и родителей.
Гипотеза исследования:
Чтобы расположить предметы интерьера в избе, русский человек должен был учитывать, место, назначение утвари, его историю.
Ход собрания
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. Тему нашего сегодняшнего собрания я объявлю чуть позже, но сразу скажу, что она будет связана с исследовательской деятельностью.
- При подготовке этого собрания и в его основу положена презентация «Предметы народного быта», которую совместными действиями создали ученики нашего класса после небольшого исследования.
- Тему проекта выбрали сами ребята после того, как прочитали сказку Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна». У многих ребят возник вопрос, что это за предмет «веретено», которым можно уколоться, поцарапаться и умереть.
Мы нашли в толковом словаре С.И.Ожегова, что веретено – это приспособление для прядения, стержень для навивания нити. Данное толкование не только не прояснило непонятное, но и породило новые вопросы: а что такое прядение, навивание, прялка? Решено было сходить в краеведческий музей и увидеть старинные предметы быта, узнать о них подробнее.
В результате экскурсии появилась следующая презентация, подготовленная всеми детьми класса: отдельная группа детей готовила фото и иллюстрации; другие составляли презентацию; третьи сочиняла текст, но сразу хочу оговориться: корректировали его под моим руководством. (Демонстрация слайдов предметы старинного быта.)
Тема старины так заинтересовала ребят, что они решили узнать о русской избе. Тем более, что сейчас многие горожане покупают или строят дома в деревне, старясь подобрать интерьер старинной избы.
Это и будет тема нашего с вами совместного проекта «Русская изба»
ПОМНИТЕ: вы не выполняете за детей работу, вы им только помогаете, контролируете, играете роль источника информации наравне с такими, как экскурсия, книги, фильмы, Интернет и др.
Прежде чем мы обговорим наши совместные планы и действия, посмотрите небольшой видеосюжет и подумайте, какие важные детали, предметы интерьера можно выделить для исследования. В чем бы вы могли помочь детям? (Просмотр видеосюжета.)
Учитель: Мы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.
Обратите внимание, как обставлена изба, есть ли предметы интерьера, незнакомые даже вам, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Учитель: (вопрос родителям) Обставить русскую избу - это высокое искусство, как и все, что создал талантливый русский народ. На какие части интерьера, по – вашему, стоит обратить внимание, создавая проект? (слайд)
- Горница
- Печь, ее устройство
- Пол, покрытие
- Стол, посуда, правила за столом
- Передний – красный угол (что это такое, что там размещалось?)
- Лавка, сундук (их принадлежность)
Учитель: Может быть, кто-то из вас уже сейчас хочет поделиться своими знаниями?
Родители: В старинной русской избе была всего лишь одна комната. Родитель: В избе самым главным была печь: занимала самое почётное место, почти половину избы занимала русская печка.
Родитель: Печь кормила, защищала от холода, лечила от болезней. На ней можно было сушить впрок грибы, травы. Даже помыться можно было.
Родитель: Небольшие углубления в стенах печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Рядом с печью стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки.
Учитель: Перед устьем печи устроен шесток на котором размещали чугунки. Под шестком снизу печи можно увидеть углубление для хранения дров. А также рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба
- Как устроена печь?
Родители: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка
Родитель: Я знаю, что у печи были полати, на них спали. А еще на печи ездил Емеля. И печка есть во многих сказках.
Учитель: А для чего пол покрывали половиками и из чего их изготавливали русские хозяйки?
Родитель: Пол покрыт ковриками, половиками, их ткали сами хозяйки дома.
Родитель: Посуда была глиняной и деревянной. Украшение посуды росписью и резьбой.
Учитель: Длинными зимними вечерами посуду украшали росписью и резьбой. Вся семья собиралась за столом.
Родитель: Младшие дети помогали матери накрывать на стол, расставлять кружки и раскладывать ложки, каждому свою личную.
Учитель: Потом к столу подходил хозяин, резал хлеб, садился за стол. И только после этого по старшинству, все занимали свои места.
Родитель: Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать и скрести ложкой о посуду, стучать по столу, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться.
Учитель: Хозяин следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. При этом гущу из похлебки – и особенно мясо или сало, можно было зачерпывать только после того, как это
сделает глава семейства.
Не следовало, есть в «прихлебку» т.е. зачерпывать похлебку дважды не откусив хлеба брать на одной ложке два куска мяса. Если кто-то из едоков по рассеянности или какому–либо умыслу нарушал эти правила, то незамедлительно получал ложкой по лбу.
Родитель: Самым главным перед едой считалось вымыть руки и, прежде чем сесть за стол, перекреститься. Иконы всегда находились в переднем углу. Его называли красным.
Учитель: В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова «душа». Божница - находилась в красном углу. Это маленькая полочка, на которой стояли одна две иконы. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами.
Родитель: Лавку мастерил сам хозяин из толстых широких досок .Лавка прибивалась к стене на ней спали дети. На сундуке тоже могли спать и в нем хранили вещи.
Учитель: У каждого члена семьи было свое место. Сундуки обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
Учитель: Мы уже выполняли совместные проекты. Но хочу напомнить, что проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика.
Однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.
Еще раз напоминаю: родители, держим за спиной свои "помогающие ручки", мы помогаем найти ВМЕСТЕ (слайд)
- информацию в книгах,
- сводить в библиотеку,
- поискать в Интернете,
- помочь отобрать главное,
- помочь оформить аккуратно результаты поиска.
Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Учитель: Давайте поговорим о том, что могло бы получиться в процессе исследования. (Устное обсуждение.)
- Это может быть электронное пособие
Учитель: Электронное пособие позволяет облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, примеров, вовлекая в процесс обучения слуховую, зрительную и эмоциональную память.
- «Убранство русской избы»
Родители: Там могут быть фотографии или иллюстрации, с пояснениями. Учитель: Думаю, начать нужно с того, что значит слово изба (из истории
возникновения).
Учитель: Какие предложения будут у вас? Какие еще разделы выделим? О чем сегодня говорили? (слайд)
2. Печь, ее устройство и назначение
3. Подобрать (в качестве иллюстраций) пословицы, поговорки о печи, в каких сказках она является действующим персонажем.
4. Пол, покрытие.
5. Стол, посуда; правила поведения за столом.
6. Передний (красный) угол; его назначение в избе.
7. Лавки, сундуки, их назначение.
Родители: Можно предложить одной группе создать макет русской избы с внутренним убранством.
Учитель: Обсудите в парах, выберите, какую тему с детьми вам бы хотелось изучить.
Учитель: Я предлагаю через 2 недели представить первые материалы: что нашли, что получилось. А конечный результат, я думаю, представим через месяц.
Учитель: Как вы считаете, родители, хватит этого времени?
Родитель: Думаем, что одного месяца будет достаточно.
Учитель: Уважаемые родители, до свидания. Желаю активного творческого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы"
Родительское собрание на тему "Проектная деятельность" с участием учащихся подготовивших проект на тему "Народная кукла"....
Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе"
Конспект родительского собрания в 1 классе...
Родительское собрание "Проектная деятельность"
В материале рассказывается о проектной деятельности в начальной школе и роле родителей при организации проектной деятельности...
Родительское собрание "Проектная деятельность"
Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе" октябрь 2016 г. Краткий обзор проделанной работы....
Родительское собрание" Проектная деятельность"
Родительское собрание во 2 классе по теме "Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте" Цель: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностьюЗада...
Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе"
Презентация знакомит родителей с целями и задачами проектов, с основными видами и этапами проектной деятельности....