Открытое занятие в старшей группе "Путешествие по лесу"
план-конспект

Кукушкина Светлана Викторовна

Актуальность. Экологическое образование – важнейший компонент воспитательной работы в детском учреждении. Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, бережное отношение к лесу, любовь к природе, стремление заботится о ней и беречь ее.

     Цель.  Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.

     Задачи.

Закрепить и расширить представления детей о лесе и его обитателях;  Развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, навыки правильного поведения в лесу;

Воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.

     ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Презентация «Прогулка по лесу», видеоролик о лесе и его обитателях, картины с животными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

Слайд 1

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Л. Дайнеко.

 

Воспитатель: – Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Во время прогулки мы узнаем, какие бывают леса, познакомимся с лесными жителями.

Слайд 2

Воспитатель.

- К нам из леса пришел сказочный гость, Лесовичок. Он будет путешествовать с нами. Лесовичок – хранитель леса. Он охраняет  лес от людей, которые не ценят и не берегут его: оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. И он надеется, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! И просит вас, относится к лесу бережно!

Слайд 3

– Ребята, знаете ли вы правила лесного поведения. Назовите мне их, пожалуйста. (Дети называют правила)

Правила поведения в лесу:

ü Наблюдать за птичьими гнездами можно, трогать их и подходить к ним нельзя.

ü Наблюдать за муравейником можно, разрушать его нельзя.

ü В лесу старайся ходить по тропинке, не шуметь.

ü Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов! Пусть красивое остается в природе.

ü Не сбивай грибов! Даже несъедобные грибы нужны лесу.

ü Не разжигай костры! От огня погибают многие растения и насекомые.

ü Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей! В природе о них позаботятся взрослые животные.

Воспитатель – Молодцы, ребята, правила назвали правильно, не нарушайте их в лесу, берегите лес.

Слайд 4

Воспитатель.

 – Ребята, скажите, а что же такое лес? (ответы детей) Лес – это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес – это богатство нашей Родины – России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей, птиц, насекомых и других животных.

Воспитатель – Как вы думаете, кто самые главные жители леса? (Деревья)

 

Слайд 5

Воспитатель. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья - это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные — сохраняют свою хвою. Но есть одно особенное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свой мягкие хвоинки, – это лиственница.

Воспитатель. Назовите лиственные деревья (береза, дуб, осина и т.д.).

Слайд 6

Воспитатель. Назовите хвойные деревья (сосна, ель, лиственница, пихта.).

Слайд 7

Физкультминутка  Слайд 8

Слайд 9

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что существуют разные типы леса. (лиственный, хвойный и смешанный типы лесов).

Слайд 10

Воспитатель. – Ребята, Лесовичок хочет вам сказать сколько живут деревья.

Слайд 11

- Например, дуб живет до 1000 лет.

Слайд 12

- Например, сосна и ель – до 600 лет.

Слайд 13   Липа – 300-400 лет.

Воспитатель. – Ребята, а знаете ли вы, кто живет в лесу?  Слайд 14

(ответы детей: звери, птицы, насекомые).

- Ребята, а теперь Лесовичок предлагает по описанию узнать домики, в которых живут его друзья.

Ø У этих животных дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой – в снежной ямке. (Зайцы).

Ø Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер. (Муравьи).

Ø Эти звери сидят под открытым небом. Нору-логово устраивают только для выведения потомства. (Волки).  

Ø У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. (Белка).  

Ø Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, – выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь).

Воспитатель – Ребята, сейчас я проверю, запомнили ли вы правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Как вести себя в лесу?» – Я буду говорить, что собираюсь сделать в лесу, если я поступаю хорошо, говорите «да», если плохо, то кричите «нет»!

Если я приду в лесок И сорву ромашку? (Нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да) Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да) Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет) Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет) Если мусор уберу, банку закопаю? (Да) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да) – Надеюсь, что после нашей прогулки по лесу, будете проявлять интерес к жителям лесной страны и оберегать её. Это занятие показало, что вы много знаете о лесе.

Просмотр ролика о лесе

 

Список литературы

1.     Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.     Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

3.     Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

4.     Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

     5. Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

     6.Л.С.Журавлева.«Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-2006г.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Королевство математики"

Увлекательное путешествие в королевство математики...

Конспект открытого занятия в старшей группе Чтение художественной литературы "Старая, старая сказка"

Тема: «Старая, старая сказка» Программное содержание: познакомить детей со сказкой, развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи, развивать внимание, умение слушать и передавать...

Открытое занятие в старшей группе по теме: "Зимушка-Зима"

Открытое занятие по рисованию о зиме...

Открытое занятие в старшей группе по экологическому воспитанию "Прогулка по лесу"

   Актуальность. Экологическое образование – важнейший компонент воспитательной работы в детском учреждении. Проведение данного занятия способствует формированию экологической к...