Внеклассная беседа с воспитанниками младшего школьного возраста.
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс)

 

              Раскрыть содержание художественного произведения по методу М.М.Бахтина. Анализ языка, стиля и поэтики стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию поэзии автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях того времени, в нем отраженных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda2.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная беседа с воспитанниками младшего школьного возраста  ЦССВ№3

Александр  Сергеевич Пушкин. «Зимняя дорога».

Цель беседы: Раскрыть содержание художественного произведения по методу М.М.Бахтина. Анализ языка, стиля и поэтики стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Задача беседы:  Воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию поэзии автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях того времени, в нем отраженных.

Оформление беседы:

1.На доске рисунок: зимний пейзаж – лес вдали, луна, уходящая вдаль зимняя дорога, верстовые столбы. Аппликация тройки лошадей.

2.Репродукции картин: И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Крылов «Зима», Н.Крымов  «Зимний вечер», К. Юон « Зимний пейзаж», И.Шишкин « На Севере диком».

3. Используется музыка П.И.Чайковского из альбома « Времена года».

4. На доске написано название стихотворения и автор.

Ход беседы:

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычный разговор. Мы будем много фантазировать, воображать, будем запоминать новые слова и их значение, будем слушать прекрасную музыку. Глядя на  доску, вы догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Отвечают дети.

Воспитатель: Какие мысли и чувства, настроения возникают у вас, когда вы думаете о зиме? Какую зиму вы любите?

Представить зимнее настроение сейчас нам поможет музыка (слушаем музыку). Слушаем  пьесу « Январь. У камелька ». Воспитатель читает  эпиграф к пьесе из произведения Пушкина:

«И мирной неги уголок  ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек и свечка нагорела»

Воспитатель читает  стихотворение Натальи Бромлей:

Скажи, скажи  художник, какого цвета дождик?

Какого цвета ветер? Какого цвета вечер?

Скажи,  какого цвета зима, весна и лето?

Воспитатель: Ответьте, какого цвета ребята вы представляете зиму? Рассматриваем репродукции. Обсуждаем их. Решаем, что в своих рисунках дети будут использовать белую, голубую и синюю акварельные краски.  

Воспитатель: Что,  по- вашему мнению, значит зима в жизни русского человека? Перерыв  в сельскохозяйственных  работах?  Праздник, святки,  рождество, масленица? Катание на тройках, снежки, горки, сноуборд, лыжи….

Отвечают дети о зимних праздниках и развлечениях .

Воспитатель: Как у вас меняется настроение, когда наступают зимние сумерки?

Почему меняется настроение, появляется грусть, печаль? Пушкин в Михайловском, в ссылке, вдали от друзей. Он одинок, грустные мысли о будущем.  

Какая  зима  у  Пушкина?  Прочитаем начало стихотворения «Зимнее утро»,

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

а затем строчки « и ты печальная сидела….»).  

Скажите, как в старину передвигались на большие расстояния? Как перевозили почту, как путешествовали?

Отвечают дети.

Воспитатель: правильно, на лошадях, меняли лошадей на станциях, которые назывались ям.

Кто управлял лошадьми? (ямщик)

Кто такой ямщик?

Ямщик – это профессия, работа? Какой вам кажется эта работа? Неинтересная, однообразная (унылый пейзаж, сменяют друг друга «версты полосаты», однообразно гремит колокольчик)  Ямщики сочиняют и напевают песни, которые скрашивают им дорогу и это народная поэзия.

Отвечают дети.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Оно написано в 1826 году. А знаете ли вы, что происходило в России в это время?

Год назад в 1825 году произошло восстание декабристов. Друзья А.С.Пушкина принимавшие в нем участие, в ссылке, в Сибири. Пятеро повешены. Сам Пушкин тоже находится в ссылке, в селе Михайловское, под надзором полиции. Михайловское – родовое поместье Пушкиных, он называл его в своих стихах « наследственной берлогой». 

 Зима. Пустынный, равнинный пейзаж, соседи разъехались.   Лирическое стихотворение «Зимняя дорога»  наполнено элегической грустью. Поздним вечером  Поэт  возвращался домой и с грустью вспоминает своих друзей- декабристов. Думает о будущем. Вечер выдался на редкость ясным и спокойным. Небо немного облачное, и луна плывет по небу, то появляясь, то скрываясь в дымке облаков. Ямщик что-то поет себе под нос, поговорить не с кем, да и не о чем. А в голову лезут грустные мысли, заботы о делах журнальных, финансовых, личных. Вот это настроение, навеянное обстановкой, безлюдной зимней дорогой, и вылилось на бумагу.  Будущее Поэта  неясно, туманно, в России крестьянские бунты, совсем рядом в Псковской губернии. И вдруг Пушкин получает письмо с приказом срочно явиться к губернатору в Псков. Поздним вечером, в ночь, Пушкин отправляется в путь.

 Воспитатель читает стихотворение наизусть.

Понравилось вам ребята стихотворение? Оком оно? О чем? Какое оно?

 Дети читают стихотворение самостоятельно.  

Воспитатель: Скажите, какие события происходят в стихотворении?

Какое настроение перед дорогой?

Какой пейзаж видит автор?

Какое чувство он вызывает?

Как, какими словами поэт передает настроение?

Скажите, пейзаж, природа  находятся в полном покое или происходит  какое-то движение?

Туман, луна, свет, дорога.  Одиночество, печаль, неясность будущего. Представьте, как звучит природа в произведении и подумайте как передать это интонацией своего голоса. Что же происходит дальше? Начинается движение?

Противопоставление: дорога скучная – тройка борзая.

Образное  описание дороги, невеселая картина, снова неясные предчувствия, ожидание.

Затем настроение усиливается. Движение продолжается. Ямщик и его песня.

Что услышал поэт в песне ямщика? Разгулье  удалое, типичное для русского человека, сердечная тоска - народное, сказочное, думы о лучшей жизни. Слышится сама русская песня, отразившая характер и судьбу народа. Слово  «родное» выражает  отношение поэта к народной песне. Широкий размах русской души, удаль.

 Резко меняется ритм. Что же увидел поэт?  Глушь и снег. Образ царской России, глухой, оцепенелой. Подчеркивается однообразие и нищета.

Движение подчеркивается бегущими навстречу верстами.

Н.В. Гоголь говорил о поэзии Пушкина: « Слов немного, но они так точны, что обозначают все.

Дети говорят, обсуждают.

  Воспитатель: Давайте попробуем прочитать и передать интонацией все стихотворение целиком. Настроение, интонации всего путешествия:

1стр.- настроение,

2 стр.- начало движения,

3 стр.- песня ямщика, душа русского человека,

4 стр.- быстрота, нарастание скорости.

А меняется ли что либо? Нет, все - то же самое.

Читают стихотворение целиком.

Предлагается  нарисовать акварельными красками зимнюю дорогу.

Итог беседы: Предлагается воспитанникам выучить наизусть любое другое стихотворение о зиме. Организовать в группе  литературный вечер с чаепитием и прослушиванием выученных  стихов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста Сказка – пьеса. « От невежества – беда»

Данная разработка предназначена для детей начальной школя, с целью экологического воспитания....

Беседа для родителей. "Младший школьный возраст. Адаптация к школе".

Беседа для родителей. "Младший школьный возраст. Адаптация к школе"....

Правила беседы с ребенком младшего школьного возраста

Правила беседы с ребенком младшего школьного возрастаСоветы молодому учителю:...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

Игровая деятельность у воспитанников младшего школьного возраста с ОВЗ в группе продленного дня.

В статье рассмотрено значение игры для развития обучающихся младших классов, особенности подбора игр для воспитанников с ОВЗ, важность использования подвижных игр в коррекции психофизического развития...

Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...