Внеклассная беседа с воспитанниками младшего школьного возраста.
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс)
Раскрыть содержание художественного произведения по методу М.М.Бахтина. Анализ языка, стиля и поэтики стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию поэзии автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях того времени, в нем отраженных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda2.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная беседа с воспитанниками младшего школьного возраста ЦССВ№3
Александр Сергеевич Пушкин. «Зимняя дорога».
Цель беседы: Раскрыть содержание художественного произведения по методу М.М.Бахтина. Анализ языка, стиля и поэтики стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Задача беседы: Воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию поэзии автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях того времени, в нем отраженных.
Оформление беседы:
1.На доске рисунок: зимний пейзаж – лес вдали, луна, уходящая вдаль зимняя дорога, верстовые столбы. Аппликация тройки лошадей.
2.Репродукции картин: И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Крылов «Зима», Н.Крымов «Зимний вечер», К. Юон « Зимний пейзаж», И.Шишкин « На Севере диком».
3. Используется музыка П.И.Чайковского из альбома « Времена года».
4. На доске написано название стихотворения и автор.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычный разговор. Мы будем много фантазировать, воображать, будем запоминать новые слова и их значение, будем слушать прекрасную музыку. Глядя на доску, вы догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Отвечают дети.
Воспитатель: Какие мысли и чувства, настроения возникают у вас, когда вы думаете о зиме? Какую зиму вы любите?
Представить зимнее настроение сейчас нам поможет музыка (слушаем музыку). Слушаем пьесу « Январь. У камелька ». Воспитатель читает эпиграф к пьесе из произведения Пушкина:
«И мирной неги уголок ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек и свечка нагорела»
Воспитатель читает стихотворение Натальи Бромлей:
Скажи, скажи художник, какого цвета дождик?
Какого цвета ветер? Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета зима, весна и лето?
Воспитатель: Ответьте, какого цвета ребята вы представляете зиму? Рассматриваем репродукции. Обсуждаем их. Решаем, что в своих рисунках дети будут использовать белую, голубую и синюю акварельные краски.
Воспитатель: Что, по- вашему мнению, значит зима в жизни русского человека? Перерыв в сельскохозяйственных работах? Праздник, святки, рождество, масленица? Катание на тройках, снежки, горки, сноуборд, лыжи….
Отвечают дети о зимних праздниках и развлечениях .
Воспитатель: Как у вас меняется настроение, когда наступают зимние сумерки?
Почему меняется настроение, появляется грусть, печаль? Пушкин в Михайловском, в ссылке, вдали от друзей. Он одинок, грустные мысли о будущем.
Какая зима у Пушкина? Прочитаем начало стихотворения «Зимнее утро»,
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
а затем строчки « и ты печальная сидела….»).
Скажите, как в старину передвигались на большие расстояния? Как перевозили почту, как путешествовали?
Отвечают дети.
Воспитатель: правильно, на лошадях, меняли лошадей на станциях, которые назывались ям.
Кто управлял лошадьми? (ямщик)
Кто такой ямщик?
Ямщик – это профессия, работа? Какой вам кажется эта работа? Неинтересная, однообразная (унылый пейзаж, сменяют друг друга «версты полосаты», однообразно гремит колокольчик) Ямщики сочиняют и напевают песни, которые скрашивают им дорогу и это народная поэзия.
Отвечают дети.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Оно написано в 1826 году. А знаете ли вы, что происходило в России в это время?
Год назад в 1825 году произошло восстание декабристов. Друзья А.С.Пушкина принимавшие в нем участие, в ссылке, в Сибири. Пятеро повешены. Сам Пушкин тоже находится в ссылке, в селе Михайловское, под надзором полиции. Михайловское – родовое поместье Пушкиных, он называл его в своих стихах « наследственной берлогой».
Зима. Пустынный, равнинный пейзаж, соседи разъехались. Лирическое стихотворение «Зимняя дорога» наполнено элегической грустью. Поздним вечером Поэт возвращался домой и с грустью вспоминает своих друзей- декабристов. Думает о будущем. Вечер выдался на редкость ясным и спокойным. Небо немного облачное, и луна плывет по небу, то появляясь, то скрываясь в дымке облаков. Ямщик что-то поет себе под нос, поговорить не с кем, да и не о чем. А в голову лезут грустные мысли, заботы о делах журнальных, финансовых, личных. Вот это настроение, навеянное обстановкой, безлюдной зимней дорогой, и вылилось на бумагу. Будущее Поэта неясно, туманно, в России крестьянские бунты, совсем рядом в Псковской губернии. И вдруг Пушкин получает письмо с приказом срочно явиться к губернатору в Псков. Поздним вечером, в ночь, Пушкин отправляется в путь.
Воспитатель читает стихотворение наизусть.
Понравилось вам ребята стихотворение? Оком оно? О чем? Какое оно?
Дети читают стихотворение самостоятельно.
Воспитатель: Скажите, какие события происходят в стихотворении?
Какое настроение перед дорогой?
Какой пейзаж видит автор?
Какое чувство он вызывает?
Как, какими словами поэт передает настроение?
Скажите, пейзаж, природа находятся в полном покое или происходит какое-то движение?
Туман, луна, свет, дорога. Одиночество, печаль, неясность будущего. Представьте, как звучит природа в произведении и подумайте как передать это интонацией своего голоса. Что же происходит дальше? Начинается движение?
Противопоставление: дорога скучная – тройка борзая.
Образное описание дороги, невеселая картина, снова неясные предчувствия, ожидание.
Затем настроение усиливается. Движение продолжается. Ямщик и его песня.
Что услышал поэт в песне ямщика? Разгулье удалое, типичное для русского человека, сердечная тоска - народное, сказочное, думы о лучшей жизни. Слышится сама русская песня, отразившая характер и судьбу народа. Слово «родное» выражает отношение поэта к народной песне. Широкий размах русской души, удаль.
Резко меняется ритм. Что же увидел поэт? Глушь и снег. Образ царской России, глухой, оцепенелой. Подчеркивается однообразие и нищета.
Движение подчеркивается бегущими навстречу верстами.
Н.В. Гоголь говорил о поэзии Пушкина: « Слов немного, но они так точны, что обозначают все.
Дети говорят, обсуждают.
Воспитатель: Давайте попробуем прочитать и передать интонацией все стихотворение целиком. Настроение, интонации всего путешествия:
1стр.- настроение,
2 стр.- начало движения,
3 стр.- песня ямщика, душа русского человека,
4 стр.- быстрота, нарастание скорости.
А меняется ли что либо? Нет, все - то же самое.
Читают стихотворение целиком.
Предлагается нарисовать акварельными красками зимнюю дорогу.
Итог беседы: Предлагается воспитанникам выучить наизусть любое другое стихотворение о зиме. Организовать в группе литературный вечер с чаепитием и прослушиванием выученных стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста Сказка – пьеса. « От невежества – беда»
Данная разработка предназначена для детей начальной школя, с целью экологического воспитания....
Беседа для родителей. "Младший школьный возраст. Адаптация к школе".
Беседа для родителей. "Младший школьный возраст. Адаптация к школе"....
Правила беседы с ребенком младшего школьного возраста
Правила беседы с ребенком младшего школьного возрастаСоветы молодому учителю:...
Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
Профилактическая деятельность педагога-психолога...
особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста
Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего...
Игровая деятельность у воспитанников младшего школьного возраста с ОВЗ в группе продленного дня.
В статье рассмотрено значение игры для развития обучающихся младших классов, особенности подбора игр для воспитанников с ОВЗ, важность использования подвижных игр в коррекции психофизического развития...
Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности
laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...